Популярные
На фото Берке

Берке

пятый правитель Джучиева Улуса (1257—1266), сын Джучи, внук Чингисхана. Первым из монгольских правителей принял ислам. Воевал против своего родича-чингизида Хулагу, ильхана Ирана, вступив в союз против него с Египтом мамлюков. Продолжал политику своего брата Бату по сохранению целостности и укреплению самостоятельности улуса, который к концу правления Берке стал фактически независимым от великого хана государством.
Биография

Ранние годы

Берке — третий сын Джучи. Кто была его мать — неясно, однако известно, что двумя старшими жёнами Джучи были унгиратки Сартак и Уки, матери, соответственно, Бату и Орду, старших братьев Берке . В 1229 году молодой Берке, как и другие чингизиды, участвовал в курултае, провозгласившем великим ханом Йекэ Монгол Улус Угэдэя. Берке командовал одним из подразделений монгольской армии, выступившей в 1236 под предводительством Бату в западный поход. Он удачно действовал против кыпчаков, захватив в плен военачальников Арджумака, Куранбаса и Капарана.

После вторжения в Восточную Европу Бату возвратился на нижнюю Волгу (1242), которая стала центром разросшегося Улуса Джучи. Берке получил во владение одну из его частей, охватывавшую северокавказские степи. Он пользовался выгодами от торговых путей, проходивших из Ирана и Малой Азии через Дербент. В 1254 Бату, забрав эти владения себе, приказал Берке передвинуться к востоку от Волги.

Видимо, к 1240-м годам относится обращение Берке в ислам. Уже на всемонгольском курултае 1251 года в знак уважения к присутствующему Берке животных для пира резали по мусульманскому обычаю. Гийом де Рубрук, посетивший ставку Берке в 1253, сообщает, что там было запрещено есть свинину. Рубрук, правда, сомневался в искренности Берке, говоря, что он «выдаёт себя за Сарацина». Джузджани, обычно, впрочем, преувеличивающий успехи ислама среди монгольских правителей, сообщает, что Берке с юных лет обучался Корану под руководством одного имама в Ходженте, а ислам ханафитского толка принял от суфийского шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, жившего в Бухаре.

Берке вместе с другими братьями представлял Бату (уклонившегося от участия) на курултае 1246 года, когда великим ханом был провозглашён Гуюк. В 1251 году Бату направил Берке и Сартака с тремя туменами войска в Монголию для поддержки толуида Мункэ, которого Бату предложил выдвинуть в великие ханы. 1 июля джучидские войска, не позволив выступить несогласным из улусов Чагатая и Угэдэя, возвели Мункэ на престол. После этого между домами Джучи и Толуя, как пишет Рашид ад-Дин, «был проторен путь единения и дружбы». Судебный процесс, завершившийся массовыми казнями бывших до этого у власти чагатаидов и угэдэидов (1252), курировал также Берке. Алгуй, внук Чагатая, позднее воевал с Улусом Джучи, чтобы отомстить Берке за то, что «Мангу-хан, подученный им, истребил весь его род».

Захват власти

Берке стал правителем улуса в 1257 году, после того как один за другим умерли Сартак и Улагчи, сын и внук Бату. Сартак, возвращаясь от Мункэ, утвердившего его правителем улуса, на приглашение посетить ставку Берке якобы ответил: «Ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское для меня несчастие». Спустя некоторое время Сартак скончался; по сведениям Киракоса Гандзакеци, он был отравлен Берке и его братом Беркечаром. Боракчин-хатун, вдова Бату, ставшая регентшей при малолетнем Улагчи, после его смерти хотела посадить на престол Туда-Мункэ, внука Бату. Поскольку Боракчин не нашла поддержки в своём улусе, она решила обратиться за помощью к Хулагу. Однако замысел был раскрыт, она была схвачена при попытке к бегству в Иран и казнена.


Внутренняя политика

Управление

Взойдя на престол, Берке, по словам Абулгази, «утвердил за всеми старшими и младшими братьями те уделы, которые были даны им Бату». С другой стороны, у булгар и мордвы было введено центральное управление взамен местных администраций. В те же годы на Руси, как и в других подвластных монголам странах, по приказу великого хана Мункэ, была организована перепись населения для более эффективного рекрутирования воинов и сбора налогов. В китайской хронике Юань-ши под 1257 годом сообщается, что Мункэ «Китата, сына ханского зятя Ринциня, назначил в должность даругация в Россию».

В 1257 году имперские чиновники появились во Владимиро-Суздальском, Рязанском и Муромском княжествах. Здесь была проведена перепись и организованы военные округа по стандартам монгольской десятеричной системы (тумэны, тысячи, сотни, десятки). От налогов были освобождены лишь представители духовенства. «Toe же зимы приехаши численици, исщетоша всю землю Суждальскую и Рязанскую и Муромскую и ставиша десятники, и сотники, и тысящники и темники и идоша в Ворду, толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, клирошан, кто зрит на св. Богородицу и на владыку». Помня о действиях карательной экспедиции 1252 года («Неврюева рать») население княжеств почти не предпринимало попыток к сопротивлению.

Сложнее для монгольских чиновников обстояло дело в Новгороде, не подвергшемся в своё время прямому завоеванию. Новгородцы не позволили провести у себя перепись, несмотря на то, что чиновники явились в город в сопровождении князя Александра Ярославича. Горожане лишь «даша дары цесареви, и отпустиша я с миром». Княживший в Новгороде сын Александра Василий, противник переписи, избегая столкновения с отцом, выехал в Псков. Разгневанный Александр выгнал сына из Пскова и отправил его в Суздальское княжество, а советников Василия подверг жестоким наказаниям.

В первые годы своего правления Берке должен был уделить особое внимание южнорусским делам. Галицкий князь Даниил Романович, стремившийся обрести независимость от ордынского правительства, достиг в этом направлении серьёзных успехов. Ещё около 1256 года он изгнал монгольские войска из Северной Подолии, Болоховской земли и Восточной Волыни. Ответные действия военачальника Курумиши, а именно, попытки штурма Владимира-Волынского и Луцка, окончились неудачей. Однако в 1258 году Берке поставил в приднепровском улусе вместо Курумиши темника Бурундая, снабдив того большим количеством войск.

Бурундай решил использовать противоречия между Даниилом и его прежним союзником Миндовгом, великим князем литовским, и в том же году предпринял поход на Литву, потребовав от Даниила присоединиться к нему со своими войсками. Галицкий князь, опасаясь встречи с монголами, отправил вместо себя своего брата Василько. Бурундай выступил от среднего течения Днепра, из района Ворсклы и Псёла, к берегам Немана, на правобережье которого соединился с Василько Романовичем, шедшим из Берестья. Объединённые силы продвинулись на север, разорив центральную литовскую провинцию, где находился город Тракай, и Нельшанскую землю. Была захвачена богатая добыча, но большую её часть русские вынуждены были уступить монголам. В то же время, основные литовские войска избежали решающего боя. Русско-ордынское войско, пройдя через земли ятвягов, повернуло в обратный путь, на юг. Результатами похода стало нанесение ущерба Литве. Видимо, уже в тот период ордынское правительство видело в возрастающей литовской экспансии угрозу своему влиянию в Юго-Западной Руси. Кроме того, мусульманские купцы, на которых опирался Берке, могли быть заинтересованы в открытии ещё одного торгового пути к Балтийскому морю, впридачу к новгородскому.

В следующем году Бурундай двинулся через Волынь на Польшу. В Шумске военачальника встретили Василько Романович и Лев Данилович, сын бежавшего в Венгрию Даниила, а также холмский епископ Иван. Бурундай приказал князьям уничтожить крепостные сооружения Данилова, Стожеска, Львова, Кременца и Луцка, угрожая в случае неповиновения разгромом их владений. Когда приказ был выполнен, ордынский воевода двинулся к Владимиру-Волынскому, чьи укрепления были также срыты. Жители Холма, однако, отказались уничтожить крепостные сооружения без непосредственного приказа Даниила и заперли перед Бурундаем ворота. Решив не осаждать город, монголы опустошили его окрестности, а затем направились в польские земли — к Люблину и Завихосту. Взяв Сандомир, жители которого были перебиты, а также небольшой городок Лысец, войско Бурундая вернулось на Днепр.

В следующие пятнадцать лет после 1259 в летописях не упоминается о монгольских походах на территорию Юго-Западной Руси. Это связано не только с начавшимися на Кавказе войнами Орды против Хулагуидов, но и, в большей степени, с полным утверждением монгольской власти в этом регионе. Даниил Романович вынужден был возвратиться на родину как покорный вассал Берке. В военные округа Подолии, Галича и Волыни, организованные, вероятно, Бурундаем, были назначены представители ордынской администрации для наблюдения за сбором налогов и рекрутированием. Западнорусские князья обязаны были получать ярлык при любой перемене на престоле в каждом княжестве.

Религиозная политика

Мусульманские источники высоко оценивают Берке, однако принятие им ислама было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения. Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии, привлечь на службу образованных мусульман. В системе управления улусом появились некоторые традиционные исламские элементы. Так, египетские источники сообщают о визире Берке по имени Шереф ад-Дин ал-Казвини, хорошо владевшем арабским и тюркским языками.

С другой стороны, ориентация на мусульманское население улуса ставила Берке в конфронтацию с другим активным религиозным элементом — несторианским. В первые годы его правления в Самарканде было казнено много несториан, разрушена их церковь. По мнению Л. Н. Гумилёва, именно со стремлением Берке уменьшить влияние несториан можно связать учреждение в 1261 году митрополитом Кириллом по ходатайству князя Александра Ярославича православной епархии в Сарае. К тому же, улусное правительство могло использовать православное духовенство как посредников в отношениях с восстановленной Византийской империей.

Города и торговля

Политика Берке была направлена на развитие городской жизни, ремёсел и торговли. В его правление значительных масштабов достигло градостроительство, что связано с покровительством главы улуса исламу. Ордынские города застраивались мечетями, минаретами, медресе, караван-сараями. В первую очередь это относится к Сарай-Бату, столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует ошибочное отождествление Сарай-Берке и Сарай ал-Джедид). Локализация города Сарая периода правления хана Берке на месте Селитренного или Царевского городищ вызывает сомнения, так как здесь не были обнаружены слои XIII века.. Оправившийся после завоевания Булгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса. Он был резиденцией Берке, о чём свидетельствуют братья Поло, посетившие его в 1261—1262 годах. В Булгаре находился монетный двор.

Фактором, способствовавшим росту ордынских городов, была интенсивная транзитная торговля. Ещё при Бату мусульманские купцы привлекались на службу в качестве откупщиков налогов. Видимо, нигде в Монгольской империи они не получили таких торговых привилегий и признания, как в Улусе Джучи при Бату и Берке. Большое внимание ордынские правители уделяли поддержке торговых путей из Волжской Булгарии, Руси, Крыма и Нижнего Поволжья в Хорезм, Среднюю Азию, Монголию и Китай, понимая, какую выгоду можно извлечь из взимаемых пошлин. Торговля Азии с Восточной, а через неё — с Западной Европой никогда ранее не достигала таких масштабов, как в эту эпоху.

Внешняя политика

Улус Джучи и смута в империи

Обстановка в Монгольской империи в начале 1260-х отличалась большой напряжённостью. В последовавшей после смерти великого хана Мункэ (1259) борьбе за верховную власть между его братьями Хубилаем и Ариг-бугой Берке поддерживал последнего. В Булгаре чеканились монеты с именем Ариг-буги, однако практической помощи Берке ему не оказывал. Одновременно усилился, воспользовавшись смутой, чагатаид Алгуй, в 1262 разбивший войска Ариг-буги. Он подчинил себе Хорезм, изгнав из всех городов наместников и чиновников Берке. Уничтожение в Бухаре джучидского отряда численностью в 5000 человек также связывается с действиями Алгуя. Военные силы Берке были заняты на юге и западе, поэтому он ничего не мог противопоставить Алгую, захватившему и разрушившему важнейший торговый город Отрар.

Причины конфликта с Хулагу

На южной границе Улуса Джучи, на Кавказе, конфликт между двоюродными братьями перешёл в 1262 году в вооружённое столкновение: войска Берке начали военные действия против сил Хулагу. Идеологическим обоснованием войны была месть правоверного Берке за казнённого по приказу Хулагу аббасидского халифа аль-Мустасима, однако причины конфликта лежали глубже. Джучиды претендовали на закавказские территории (Арран и Азербайджан), обосновывая свои претензии завещанием Чингисхана. На деле власть в Закавказье до середины 1250-х принадлежала наместникам великого хана — Чормагану, а с 1243 года — Байджу, который противодействовал настойчивым попыткам Бату проводить свою политику в Южном Азербайджане и Малой Азии.

До поры джучиды были вынуждены мириться с таким положением дел. Но армия под командованием Хулагу, выступившего в 1253 году в иранский поход, перешла Амударью лишь в начале 1256, когда стало известно о смерти Бату. Видимо, правитель Джучиева улуса выразил недовольство тем, что к югу от границ его владений будет действовать ещё одна имперская армия. Тем не менее Бату выполнил приказ Мункэ о наборе для похода по два человека из каждого десятка и отправил к Хулагу около трёх туменов войска под началом Балакана, Тутара и Кули. Позже эти войска принимали участие и во взятии Багдада (1258), и правоверный Берке, ставший к тому времени правителем, не выразил явного неудовольствия по этому поводу. Лишь после того, как Хулагу отказался отдать джучидам Закавказье и Южный Азербайджан в качестве доли завоеваний, вражда между двоюродными братьями усилилась. В придачу к этому в начале 1260 в ставке Хулагу был казнён Балакан (правда, его судили с санкции Берке); внезапно скончались Тутар и Кули, у Берке были подозрения, что их отравили. Он приказал своим войскам возвращаться в Дешт-и-Кыпчак, а если не удастся — уходить в Египет.

Союз с мамлюкским Египтом

Неясно, были ли к этому времени установлены прямые контакты между правителями Джучиева улуса и Египта. Первое письмо султана Бейбарса Берке датируется разными источниками 659 или 660 годом хиджры (конец 1260/1261 или, соответственно, конец 1261/1262). Но известно, что джучидские отряды, начавшие прибывать в Египет в 660 г.х. нашли там самый тёплый приём. Ордынцы были размещены в домах, специально построенных для них в Каире, одарены одеждами, лошадьми и деньгами. Военачальников султан сделал эмирами своих войск, прочих включил в число бахритов. Бейбарс был чрезвычайно заинтересован в сильном союзнике, способном сковать войска Хулагу и не допустить очередного вторжения ильхана в Сирию. Естественно, что султан поспешил завязать дипломатические отношения с Берке, слава которого в исламских странах была велика. Возможно, большое влияние оказало и то, что джучиды опирались на кыпчаков при укреплении автономии своего улуса и главным образом из кыпчаков формировали свои войска, а ядр

Поделиться: