На протяжении всей своей карьеры архитектора, теоретика, преподавателя Чуми давал собственную оценку роли архитектуры в осуществлении личной и политической свободы. С 1970-х годов Чуми утверждал, что не существует установленных отношений между архитектурной формой и событиями, происходящими внутри нее. Этические и политические императивы, наполняющие его работу, подчеркивают установление проактивной архитектуры, неиерхически организующей баланс сил посредством программных и пространственных приемов. Согласно теории Чуми роль архитектуры заключается не в том, чтобы выражать существующую социальную структуру, а в том, чтобы действовать в качестве средства, которое подвергает сомнению эту структуру и пересматривает ее.
В 1978 году он опубликовал эссе под названием «Удовольствие от архитектуры», в котором использовал секс как описательную аналогию для архитектуры. В нем Чуми утверждает, что архитектура по своей природе принципиально бесполезна, отделяя ее от «здания». Чуми требует прославления архитектурной бесполезности, в которой хаос чувственности и порядок непорочности сочетаются, формируя структуры, пробуждающие пространство, в котором они построены. Чуми проводит различие между формированием знания и знанием формы, утверждая, что архитектурой слишком часто пренебрегают в качестве второго, в то время как ее часто можно использовать в качестве первого. Эта статья дала имя последующей серии работ, посвященных так называемым пределам архитектуры.
Первой заметной публичной работой Чуми стал проект-победитель для парижского конкурса на проект парка «Ла Виллетт» в 1982 году.
Работы Чуми критикуют за принесение в жертву интеллектуальным целям человеческих нужд. Например, организация «Проект за общественные пространства» (Project for Public Spaces) обвиняет парк Ла Виллетт в отсутствии человечности .