Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).
Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата; от премии впоследствии также отказывались Борис Пастернак и Жан-Поль Сартр).
Биография
Рано увлёкся социал-демократическими идеями; обратил на себя внимание меткими театральными и музыкальными рецензиями; позже выступил сам в роли драматурга и тотчас же вызвал резкие нападки лиц, возмущавшихся их мнимой безнравственностью и чрезмерной смелостью; за последние годы становится всё более популярным у английской публики и находит почитателей на континенте благодаря появлению критических статей о нём и переводов его избранных пьес (например, на немецком языке — Требича). Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма.
В пьесе «The Philanderer» отразилось довольно отрицательное, ироническое отношение автора к институту брака, каким он являлся в то время; в «Widower’s Houses» Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика, беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно — быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).
У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Candida» и др.).
Ему принадлежит также написанный в более раннюю пору роман: «Любовь в мире артистов».
В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.
Поездка в СССР
В 1930-е годы Бернард Шоу посетил СССР, где у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным. Будучи социалистом по своим политическим взглядам, Бернард Шоу стал также сторонником сталинизма и «другом СССР». Так в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он пытался подвести "теоретическую базу" под репрессии ОГПУ против врагов народа. В открытом письме в редакцию газеты Manchester Guardian Бернард Шоу называет появившиеся в прессе сведения о голоде в СССР (1932—1933) фальшивкой. В письме в газету Labour Monthly Бернард Шоу также открыто выступил на стороне Сталина и Лысенко в кампании против ученых-генетиков.
Драматургия
1885—1896
- «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
- «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885—1892)
- «Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
- «Профессия миссис Уоррен» (Mrs Warren’s Profession, 1893—1894)
- «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
- «Кандида» (Candida, 1894—1895)
- «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
- «Поживем — увидим» (You Never Can Tell, 1895—1896)
1896—1904
- «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
- «Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896—1897)
- «Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
- «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
- «Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
- «Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
- «Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)
1904—1910
- «Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
- «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
- «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
- «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
- «Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
- «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
- «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
- «Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
- «Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
- «Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
- «Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)
- «Неравный брак» (Misalliance, 1910)
1910—1919
- «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
- «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
- «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
- «Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
- «Пигмалион» (Pygmalion, 1912—1913)
- «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
- «Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
- «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
- «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
- «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
- «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
- «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913—1919)
1918—1931
- «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918—1920)
- Часть I. «В начале» (In the Beginning)
- Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
- Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
- Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
- Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)
- «Святая Жанна» (Saint Joan, 1923)
- «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
- «Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)
1933—1950
- «Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933)
- «На мели» (On The Rocks, 1933)
- «Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934)
- «Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934)
- «Миллионерша» (The Millionairess, 1935)
- «Новое окончание „Цимбелина“» (Cymbeline Refinished, 1937)
- «Женева» (Geneva, 1938)
- «Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939)
- «Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948)
- «Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948)
- «Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949)
- «Почему она не пожелала» (Why She Would Not, 1950)
Библиография