Популярные
На фото Бхактиведанта Свами Прабхупада

Бхактиведанта Свами Прабхупада

индуистский вайшнавский религиозный деятель
Дата рождения:
1896-09-01
Дата смерти:
1977-11-14
Биография

Бхактиведанта Свами Прабхупада, урожденный Абхай Чаран Де, родился в Калькутте, там же получил образование в престижном Шотландском церковном колледже. В 1918 году он женился, а в 1922 году впервые встретился с известным кришнаитским религиозным деятелем Бхактисиддхантой Сарасвати, который попросил его проповедовать гаудия-вайшнавизм на английском языке. В 1932 году Абхай принял от Бхактисиддханты Сарасвати духовное посвящение и имя «Абхай Чаранаравинда». Для поддержания семьи он занимался фармацевтическим бизнесом. В 1950 году Абхай удалился от семейных дел, а в 1959 году принял от Бхактипрагьяны Кешавы Госвами посвящение в санньясу (отречённый образ жизни), получив монашеское имя «Бхактиведанта Свами». После этого он поселился в священном городе индуизма Вриндаване и начал переводить с санскрита на английский язык кришнаитские священные тексты.

Уже в преклонные годы, в 1965 году, исполняя волю своего духовного учителя, Бхактиведанта Свами отправился на грузовом корабле в США, где в 1966 году основал вайшнавскую религиозную организацию «Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН). Согласно К. Клостермайеру Бхактиведанта Свами «явил себя как одна из основных фигур западной контркультуры, дав духовное посвящение тысячам молодых американцев». Американские ученики дали Бхактиведанте Свами почтительный титул «Прабхупада» — именем, под которым он более всего известен на сегодняшний день.

Прабхупаду считают в Индии святым, его именем названы улицы в Калькутте, Мумбаи, в священных городах гаудия-вайшнавизма Маяпуре и Вриндаване, а также различные заведения: школы, больницы, благотворительные фонды. Многие индийцы, в том числе такие видные государственные деятели, как Атал Бихари Ваджпаи и Шанкар Даял Шарма, рассматривают Прабхупаду как духовного посла своей страны, который сделал доступным для всего мира древнее послание Вед. В честь столетия Прабхупады в 1996 году правительство Индии выпустило почтовую марку с его изображением.

Прабхупада подвергается критике со стороны неоведантических релятивистских философов, в основном из-за его бескомпромиссных и нелестных замечаний в отношении философских систем, не принадлежащих к вайшнавизму, в особенности адвайта-веданты (майявады). Подобное отношение может рассматриваться в перспективе присущего неоведантистам неприятия основных истин бхакти, «преданного служения Богу», и конфликта неортодоксальных воззрений майявади с ортодоксальной ведантической системой, представленной Прабхупадой.

Биография

1896—1916 гг. Семья и ранние годы

Будущий основатель Международного общества сознания Кришны родился 1 сентября 1896 года в тогдашней столице Британской Индии Калькуттe. При рождении он получил имя «Абхай Чаран», что в переводе означает «тот, кто обрёл бесстрашие, приняв прибежище у стоп Кришны». Следуя древней индийской традиции, родители Абхая пригласили в дом ведического астролога, который составил гороскоп младенца. Астролог предсказал, что в возрасте 70 лет Абхай пересечёт океан, станет известным религиозным проповедником и откроет 108 храмов в разных странах мира.

Родители и все близкие родственники Абхая были кришнаитами. Отца Абхая звали Гоур Мохан Де, а мать — Раджани Де. Семья Де принадлежала к готре, которая восходила к древнеиндийскому мудрецу Гаутаме. Гоур Мохан был купцом среднего достатка и имел свой магазин тканей и одежды. Он принадлежал к аристократическому купеческому сословию Бенгалии и состоял в родстве с богатой семьёй Муллик, которая веками торговала золотом и солью. Будучи очень религиозным человеком, Гоур Мохан регулярно занимался изучением кришнаитских священных текстов «Бхагавата-пураны» и «Чайтанья-чаритамриты», ежедневно повторял мантру «Харе Кришна» на чётках и строго следовал вегетарианской диете. Его жена Раджани Де также была родом из уважаемой семьи бенгальских кришнаитов и отличалась большой религиозностью. Опасаясь того, что младенец может умереть, она дала обет есть левой рукой (в Индии принято принимать пищу только правой) до тех пор, пока Абхай не подрастёт и не спросит её об этом. Согласно индуистским поверьям, пока мать держала подобный обет, ребёнку не угрожала никакая опасность.

Семья Де проживала на улице Харрисон-роуд в индийском торговом квартале, принадлежавшем семье Муллик. Напротив их дома располагался вот уже полтора века поддерживавшийся на средства семьи Муллик храм Радхи-Кришны, в котором были установлены для поклонения статуи божеств Кришны и его возлюбленной Радхи. Ежедневно маленький Абхай в сопровождении своих родителей или прислуги посещал храмовые богослужения. Гоур Мохан также имел у себя дома алтарь и каждый день, приходя с работы, проводил пуджу. Он часто приглашал в дом странствующих садху и просил их благословить своего сына на то, чтобы тот стал «слугой Радхи».

Родители смогли успешно воспитать своего сына в духе кришнаитской религиозной традиции. Абхай глубоко вобрал в себя индуистскую веру своих родителей и ещё в детские годы стал «неформальным религиозным лидером» среди своих сверстников. В шестилетнем возрасте Абхай организовал подобие «фестиваля колесниц» Ратха-ятры — крупнейшего вайшнавского праздника, ежегодно проводимого в городе Пури в Ориссе. Для этой цели Абхай убедил своего отца построить маленькие копии трёх колесниц, на которых в ходе праздника везут статуи божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.

Раджани хотела, чтобы Абхай, когда подрастёт, отправился в Лондон изучать право. Гоур Мохан, однако, не желал подвергать сына тлетворному влиянию западного общества и не одобрил планов своей жены. Всё же, он дал Абхаю не только религиозное воспитание, но и позаботился о том, чтобы тот получил наилучшее образование. Когда Абхаю исполнилось пять лет, Гоур Мохан нанял учителей, которые в течение трёх последующих лет обучали сына санскриту и бенгали. В восьмилетнем возрасте Абхая отдали в престижную частную вайшнавскую школу, где он изучал «не только науки, математику, историю и географию, но и свою родную кришнаитскую религию».

1916—1920 гг. Учёба и женитьба

Родители желали дать Абхаю современное европейское образование и отправили его в 1916 году учиться в престижный христианский Шотландский церковный колледж. В колледже Абхай изучал английский, санскрит, философию и экономику. В программу также входило изучение британской истории и классической литературы. Шотландский церковный колледж славился своим высококвалифицированным преподавательским составом и был крупным центром бенгальской интеллигенции. Выпускниками этого учебного заведения в своё время были такие известные индийские гуру, как Вивекананда и Парамаханса Йогананда. Классом старше Абхая учился борец за независимость Индии и будущий лидер Индийского национального конгресса Субхас Чандра Бос. Обязательными предметами обучения в колледже были Библия и христианское богословие. Однако, христианство не интересовало воспитанного на вайшнавской культуре Абхая. Позже Абхай и вовсе отверг западную культуру, историю, литературу и науку как «жалкое подобие того, что он считал великой древнеиндийской цивилизацией».

С началом учёбы в колледже, духовная жизнь Абхай пошла на спад и он прекратил заниматься духовными практиками. Однажды Абхай увидел во сне мурти Кришны, которому он поклонялся в детстве. Явившись перед Абхаем, Кришна запротестовал против того, что его спрятали в сундук и забыли о нём. Тогда Абхай нашёл мурти и снова, как в детские годы, начал ежедневно поклоняться и молиться ему.

В 1918 году, когда Абхай учился на третьем курсе колледжа, Гоур Мохан устроил его свадьбу с одиннадцатилетней девочкой по имени Радхарани Датта, происходившей из состоятельной и аристократической вайшнавской семьи. Следуя индийским обычаям, до тех пор, пока Абхай не окончил колледж и не начал работать, Радхарани оставалась жить в доме своих родителей.

Во время учёбы в колледже Абхай примкнул к Индийскому национально-освободительному движению и открыто объявил себя последователем Махатмы Ганди, чей индийский национализм был вдохновлён индуизмом и, в частности, идеями «Бхагавад-гиты». Следуя примеру Ганди, в знак протеста против англичан Абхай носил сотканную вручную традиционную индийскую одежду. В 1920 году Абхай сдал выпускные экзамены, но протестуя против того, что колледж принадлежал британским колонизаторам, отказался принимать участие в выпускной церемонии и получать диплом.


1922 г. Первая встреча с Бхактисиддхантой Сарасвати

Поворотным моментом в жизни Абхая стала его встреча с кришнаитским гуру Бхактисиддхантой Сарасвати. Продолжая дело своего отца Бхактивиноды Тхакура, Бхактисиддханта прилагал усилия для возрождения угасшего к тому времени эгалитарного духа гаудия-вайшнавизма, стремился успешно донести эту религиозную традицию до современного ему общества. Подобно Чайтанье за четыре столетия до него, Бхактисиддханта подчёркивал открытость гаудия-вайшнавизма для представителей низших каст. В 1911 году, когда Абхай ещё учился в школе, Бхактисиддханта опубликовал буклет в котором фактически назвал кастовую систему бессмысленной и доказывал, что принадлежность к касте определялась не рождением, а качествами человека. Таким образом, Бхактисиддханта не выступал за упразднение кастовой системы, но утверждал, что каждый, получивший надлежащее обучение, был брахманом и имел право носить священный шнур.

Первая встреча Абхая с Бхактисиддхантой состоялась в 1922 году в Калькутте. Произошла она по настоянию одного из друзей Абхая по имени Нарен Муллик. Поначалу Абхай не хотел принимать приглашение своего друга. Ещё в детстве он встречался с сотнями гуру и садху, которых Гоур Мохан приглашал к себе домой, но никто из них не произвёл на него впечатления. Одни из них притворялись святыми странниками, но на самом деле были просто попрошайками, жившими на подаяния от благочестивых индусов, а другие, хоть и были искусны в философских дебатах, отличались высокомерием и не производили впечатления духовно возвышенных личностей. Однако, Нарен упорно настаивал и после долгих уговоров буквально за руку привёл Абхая в кришнаитский центр в Калькутте на встречу с Бхактисиддхантой.

Первым делом Бхактисиддханта спросил их, почему они, будучи молодыми, образованными людьми, «не проповедуют послание Господа Чайтаньи по всему миру». Абхай был шокирован таким прямолинейным вопросом, который, однако, показался ему нерелевантным. В ответ, в духе индийского националиста Абхай предположил, что никто не будет слушать послание Чайтаньи, пока Индия находится в колониальной зависимости от Великобритании. Сначала Индия должна получить независимость, и только тогда можно будет начать проповедовать ведическую культуру по всему миру. На это Бхактисиддханта ответил, что проповедь гаудия-вайшнавизма не должна ожидать изменений в политической обстановке в Индии. Санатана-дхарма полностью духовна и не зависит от того, кто управляет Индией, и её распространение является делом первостепенной важности. Слова Бхактисиддханты произвели на Абхая большое впечатление и в тот же день в своём сердце он принял его как своего гуру.

После этой первой встречи с Бхактисиддхантой Сарасвати Абхай начал общаться с его учениками, которые дали ему литературу, в которой рассказывалось о жизни и деятельности их гуру. Также Абхай начал читать философские труды и комментарии Бхактисиддханты. Бхактисиддханта проповедовал, что учение Чайтаньи было самой возвышенной формой теизма и было предназначено для всех людей в мире, независимо от их национальной, социальной или религиозной принадлежности. Он предрекал, что гаудия-вайшнавизм в будущем распространится по всему миру, и сам прилагал все усилия для его проповеди. Как Прабхупада вспоминал впоследствии, именно в этот период своей жизни он смог постичь всю глубину миссии Чайтаньи и исполнился веры в то, что она способна помочь людям в эту эпоху, полную проблем.

1923—1933 гг. Предпринимательская деятельность и принятие духовного посвящения

В 1921 году Абхай начал карьеру в фармацевтическом бизнесе, устроившись работать управляющим лабораторией, принадлежавшей другу Гоур Мохана. В 1923 году он вместе с женой и сыном (которому тогда был всего лишь один год) переехал в Аллахабад, где открыл свою аптеку. Среди клиентов аптеки были Мотилал Неру и его сын Джавахарлал, которому Абхай однажды пожертвовал деньги на политическую деятельность. Спустя год после переезда в Аллахабад у Абхая и Радхарани родилась дочь Сулакшмана. Тогда же из Калькутты к ним переехал престарелый Гоур Мохан вместе с овдовевшей старшей сестрой Абхая.

Абхай был «компетентным менеджером и фармацевтом» и вскоре решил расширить свой бизнес, начав с этой целью много путешествовать по всей Индии, продавая лекарства больницам и аптекам. Так как индийская фармацевтическая промышленность в то время только зарождалась, конкуренции у Абхая было мало и торговля шла успешно. Однако, постепенно он потерял интерес к бизнесу. В нём с новой силой проснулось желание следовать религии гаудия-вайшнавизма, которую он с таким рвением практиковал в детские годы. К этому времени Абхай, будучи не в состоянии найти удовлетворения в экуменическом либерализме движения Ганди, окончательно сделал свой выбор в пользу индуистской культуры, индуистских ценностей и консервативной гаудия-вайшнавской религии своих родителей. Везде, куда его приводила активная предпринимательская деятельность, Абхай начал наводить контакты с общинами Гаудия-матха. Когда во время Кумбха-мелы 1928 года в Аллахабад приехала группа учеников Бхактисиддханты Сарасвати, Абхай оказал им финансовую поддержку, в результате которой они смогли открыть в городе филиал Гаудия-матха. Таким образом Абхай получил возможность регулярно общаться с учениками Бхактисиддханты.

В 1930 году умер Гоур Мохан, а в 1932 году Абхай вместе с Бхактисиддхантой Сарасвати и его учениками принял участие в паломничестве по священному для кришнаитов региону Брадж, в котором по преданию прошло детство Кришны. В ноябре того же года, во время визита Бхактисиддханты в Аллахабад Абхай прошёл обряд посвящения в ученики, причём Бхактисиддханта одновременно посвятил Абхая в брахманы, что он, как правило, делал только по прошествии определённого периода времени после первого посвящения. Во время инициации Бхактисиддханта дал Абхаю духовное имя «Абхай Чаранаравинда», просто добавив к его прежнему имени «аравинда», что означает «лотос». Таким образом, новое имя Абхая означало: «тот, кто обрёл бесстрашие, приняв прибежище у лотосных стоп Кришны».

Бомбей

В 1933 году Абхай передал свой фармацевтический бизнес в Аллахабаде владельцу калькуттской лаборатории (продукцию которой он продавал вот уже десять лет), и переехал в Бомбей, где открыл свою собственную фармацевтическую лабораторию. Абхай оказывал финансовую поддержку местному филиалу Гаудия-матха, собирая пожертвования у своих богатых друзей и знакомых, и много общался с Шридхарой Госвами — старшим учеником Бхактисиддханты, известным своей эрудицией.

В 1935 году, ко дню рождения Бхактисиддханты, Абхай написал для него поэму. Бхактисиддханте она настолько понравилась, что он дал указание напечатать её в журнале Гаудия-матха The Harmonist. В особенности Бхактисиддханте пришлось по душе одно четверостишие из поэмы Абхая:

В июле 1935 года Бхактисиддханта Сарасвати приехал в Бомбей, чтобы установить мурти в новом храме Гаудия-матха, открытого в основном на средства, собранные Абхаем. Когда ученики Бхактисиддханты предложили назначить Абхая президентом нового храма, Бхактисиддханта ответил, что пока лучше, чтобы Абхай продолжал жить со своей семьёй и заниматься бизнесом, «е

Поделиться: