Популярные

Билл Эванс

американский джазовый пианист
Дата рождения:
1929-08-16
Дата смерти:
1980-09-15
Биография

Билл Эванс — один из наиболее значимых джазовых пианистов XX века. Его утончённые аккордовые построения настолько изощрённы и индивидуальны, что их заимствование доступно лишь немногим пианистам. Очень популярный даже среди неджазовой аудитории своими тонкими интерпретациями баллад, Эванс в минуты вдохновения мог импровизировать и свинговать как никто другой.

Эванс оказал значительное влияние на развитие фортепианного трио и камерного джаза и внёс уникальный творческий вклад — тонкие, изобретательные сольные импровизации, а также музыкальный импрессионизм и полифония, окрашенные лирическими и даже романтическими тонами. Ритмическая свобода и редкое изящество импровизаций в любом темпе и размере — вот отличительные качества стиля, который создал Билл Эванс.

Биография

Семья

Билл Эванс был младшим из трёх братьев, родившихся от матери-русинки, исповедовавшей православие, и отца, имеющего валлийское происхождение. Со стороны матери Билла Эванса вся семья иммигрировала в США из царской России. Мария Сорока, мать Билла, была глубоко верующей православной христианкой и пела в русской церкви, в хоре а капелла, а также играла дома на пианино и учила музыке детей.

Образование

Не по годам развитый и чувствительный ребенок, Эванс ещё в детстве проявлял большие способности в музыке. В шестилетнем возрасте он играл на скрипке и позже освоил флейту. В 1936 году он стал заниматься музыкой в церковном хоре и открыл для себя фортепиано и решил посвятить ему большую часть времени, впрочем, не пренебрегая занятиями литературой, к которой он также определенно имел влечение. Эванс учился классической игре на фортепиано и успешно играл концерты Рахманинова и Бетховена, но ему все больше нравился джаз. Он слушал Дюка Эллингтона, Джорджа Ширинга и, больше всего, Ленни Тристано. Он забавлял себя тем, что использовал фразировки из джаза при исполнении классических произведений и наоборот — классические каденции в джазовых импровизациях. Его любимыми классическими композиторами были Равель, Дебюсси и Шопен. На выпускном экзамене по фортепиано Билл Эванс исполнил Третий Концерт Бетховена для фортепиано с оркестром. Будучи весьма культурно образован, он изучал эстетику и философию, в частности восточную философию дзен. Его первым музыкальным экспериментом была игра в составе группы с братьями и мультиинструменталистом Доном Эллиотом.

Карьера и жизнь

В 1950 году по окончании музыкального факультета Юго-Восточного университета штата Луизиана (в г. Хаммонд) Эванс получил диплом концертного (академического) пианиста и преподавателя фортепиано. Свою джазовую профессиональную карьеру он начал с гитаристом Манделом Лоу и контрабасистом Редом Митчелом. После призыва в армию играл в военном оркестре Херби Филдса. Служба в армии оказалась очень неудачным жизненным опытом и наложила тяжелый отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Ему очень тяжело давалась дисциплина, а армейская пища оказала плохое воздействие на его желудок. Он имел слабое физическое здоровье. Насмешки и приставания приводили его в состояние депрессии. Возможно, это послужило причиной многих проблем в его последующей жизни. И это также определённо послужило развитию болезненной язвы желудка и тяги к наркотикам, что впоследствии привело его к ранней смерти.

После окончания службы в армии Эванс впервые появился на нью-йоркской сцене, играя с кларнетистом Тони Скоттом в 1956 году, и в этом же году он записал свой первый альбом «New Jazz Conceptions» в составе трио. Тони Скотт был первым музыкантом, который пришёл в восторг от таланта Эванса. Он пригласил его в свою группу и впервые представил широкой публике.

Успех у Майлза Дэвиса

После работы с Джорджем Расселом и записи с Чарли Мингусом в 1958 Эванс играл в Секстете Майлза Дэвиса вместе с Джоном Колтрейном и Кэннонболлом Эддерли. В это время Эванс играл с лучшими музыкантами, но испытывал постоянное давление. Многие чёрные музыканты были недовольны тем, что белый пианист играет и зарабатывает, в то время как чёрные музыканты без работы. Сам Дэвис на это ответил, что, по его мнению, Эванс был просто лучшим пианистом.

Но с Дэвисом Эванс играл недолго, он участвовал в нескольких концертах и записях конца 50-х (например, альбом «1958 Miles» и получивший огромную известность «Kind of Blue»). Тем не менее, за время работы с Дэвисом он получил сильный импульс к созданию будущего шедевра «Blue in Green», стоящего в одном ряду с его наиболее известной композицией «Waltz for Debby». Именно в ансамбле у Майлза Дэвиса, который сам в это время уже был наркоманом, Билл Эванс впервые попробовал наркотики и не смог остановиться.

Создание трио

Билл Эванс участвовал в становлении и развитии жанра джазового трио. Одновременно с такими звездами джаза, как Оскар Питерсон (Канада) и Джордж Ширинг (Англия), Билл Эванс — один из создателей современного камерного джазового жанра — «piano trio». Благодаря активной концертной работе Эванса в 50-х, 60-х и 70-х годах и успехам многочисленных студийных и концертных альбомов Эванса окончательно сформировался жанр современного фортепианного трио а также оформился и стиль игры ведущего пианиста-импровизатора и солирующих наравне с ним контрабасиста и барабанщика. Трио Билла Эванса является общепризнанным мировым стандартом.

К 1959 году Билл Эванс возглавлял свое собственное трио с басистом Скоттом ЛаФаро и барабанщиком Полом Моушеном. Музыканты настолько чувствовали друг друга, что их совместная игра была почти телепатической. В июне 1961 года, вскоре после их интенсивных записей в нью йоркском клубе Village Vanguard, ЛаФаро трагически погиб в автомобильной катастрофе. Это был тяжелейший удар для Эванса и он на весь оставшийся год ушёл в изоляцию.

В 1962 Эванс вновь появился на джазовой сцене с новым басистом Чаком Израэлсом и барабанщиком Ларри Банкером — этот состав трио Билла Эванса стал всемирно знаменитым посла триумфальных концертов на нескольких международных фестивалях а запись Эванса на фестивале в Монтрё (Швейцария) получила премию Грэмми за лучшее исполнение импровизаций в джазовом ансамбле.

Редкие по красоте звучания альбомы Эванс записал в дуэте с гитаристом Джимом Холлом. Эти альбомы вошли в историю как пример тихой джазовой музыки с особо утонченными импровизациями и изощрённой гармонией. Гитара и рояль в этих дуэтах ведут тихий и тонкий диалог — пианист задаёт тему беседы, а гитарист отвечает глубокими и законченными фразами. Сотрудничество Эванса и Холла стало ярчайшим примером для подражания и вызвало волну последователей, одним из последних примеров стал альбом Пэта Мэтини и Брэда Мелдау в духе Эванса — Холла.

В последующие годы Эванс продолжал выступления и записи с различными трио, включающими в разное время басистов Чака Израэлса (1962-65), Гари Пикока (1963), Эдди Гомеса (1966-77), Марка Джонсона (1978-80) и барабанщиков Моушена (1959-62), Ларри Банкера (1963-65), Филли Джо Джонса (1967), Джека ДеДжонетта (1968), Марти Морелла (1969-75), Элиота Зигмунда (1975-78) и Джо ЛаБарбера (1979-80).

Сольные альбомы

После успеха в жанре трио Эванс стал экспериментировать в студии и в 1963 и 1966 годах записал два сольных альбома используя возможности студийной аппаратуры для многократного наложения собственных записей на рояле и других инструментах — так появились его первые опыты в жанре Человек — Оркестр.

В 1968 году Билл Эванс уединился в студии с роялем Стейнвей и создал один из лучших своих альбомов — «Alone»- Один. В этом наполненном утонченной изящной лирикой произведении Эванс изобретательно использовал мелодии самых известных песен из репертуара Барбары Страйзанд, Тони Беннетта и других звезд, но в импровизациях Эванса известные мелодии зазвучали настолько необычно и красочно, что альбом стал платиновым и был лидером продаж и в том же году получил награду Грэмми. В 1975 м году Эванс повторил сольный эксперимент — он снова уединился в студии с роялем Стейнвей и создал альбом «Alone again»- Опять один.


Дуэт с Тони Беннеттом

Популярнейший певец Тони Беннетт и пианист Билл Эванс создали дуэт в 70-х и записали два альбома известных песен из кинофильмов. Дуэт Тони Беннетта и Билла Эванса просуществовал несколько лет и имел большой успех, не уступая в конкуренции в то время, когда уже ушли Битлз и на смену пришли другие музыкальные стили. Беннетт и Эванс создали интимное камерное звучание и мастерски использовали популярные песни и кинохиты как для продвижения собственной карьеры, так и для обогащения известных песен своими новыми аранжировками свежими гармониями и импровизациями.

Болезнь и смерть

В 1980 году Эванс поехал в свое последнее европейское турне вместе с контрабасистом Марком Джонсоном и барабанщиком Джо ЛаБарбера. 15 сентября, спустя год после выхода альбома «I Will Say Goodbye», Билл сказал миру свое последнее «Goodbye», оставив невосполнимую утрату в сердцах тех, кто любил его музыку. Он умер в Госпитале Маунт Синай в Нью-Йорке, вследствие гепатита и внутреннего кровоизлияния, вызванного его застарелой язвой желудка.

Влияние на музыку и современную культуру

Билл Эванс остается одним из самых влиятельных и цитируемых пианистов в стиле джаза и популярной музыки, а его имя также является одним из самых часто упоминаемых среди пианистов-импровизаторов. Его творческое новаторство — в создании новых концепций гармонии и ритма а также умение соединить несколько разных стилей воедино и органично использовать элементы джаза и классики вместе с этническими и мультикультурными интонациями.

Билл Эванс — один из первых пианистов, кто сольно экспериментировал с многоканальной звукозаписью в духе студийных экспериментов Штокхаузена, Эванс во многом опередил и предвосхитил похожие студийные работы Джона Леннона и Битлз. Эти эксперименты Эванса привели его к созданию сольных альбомов Разговоры с самим собой (Conversations with Myself) 1963 года и Дальнейшие разговоры с самим собой (Further Conversations with Myself) 1966 года, на которых он играет дуэтом с собой при помощи наложения и на которых учились несколько поколений музыкантов.

Эванс — один из создателей современного джазового стиля — «piano trio».

Эванс — импровизатор и мелодист признанный как классическими музыкантами, так и популярными звездами — его записи называют среди любимых такие исполнители, как классический пианист Жан Ив Тибоде и популярный певец и композитор Стинг. Эванса считают своим учителем признанные мастера-пианисты Чик Кориа, Херби Хэнкок, Адам Макович, Дэнни Цейтлин, Лайл Мэйс и Кит Джарретт, а также гитаристы Джон Маклафлин и Пэт Мэтини

Использование стиля и приемов игры Эванса продолжают такие музыканты как Билл Шарлап, Евгений Маслов и Брэд Мелдау и многие другие.

Эвансу и его музыкальному стилю посвятили свои сочинения сольные альбомы и концерты Майлз Дэвис, Махавишну, записавший гитарные вариации в стиле фортепианных импровизаций Эванса, Пэт Мэтини и многие другие, а в 2003-м году классический пианист Жан Ив Тибоде записал альбом пьес Билла Эванса, исполненных в кросс-жанре классики и джаза.

Билл Эванс был тридцать один раз номинирован на премию Грэмми и получил её семь раз.

Билл Эванс внесён навечно в джазовый пантеон славы.

В 1994 году Билл Эванс получил ещё одну награду Грэмми в признание его вклада в мировую музыкальную культуру — посмертно.

Дискография (альбомы)

  • 1956 New Jazz Conceptions / Original Jazz
  • 1958 Everybody Digs Bill Evans / Original Jazz
  • 1959 On Green Dolphin Street / Milestone
  • 1959 Portrait in Jazz / Original Jazz
  • 1961 Nirvana / Atlantic
  • 1961 Sunday at the Village Vanguard (live) / Original Jazz
  • 1961 Explorations / Original Jazz
  • 1961 More from the Vanguard / Milestone
  • 1961 Waltz for Debby / Original Jazz
  • 1962 Undercurrent / Blue Note Records
  • 1962 Empathy / Verve
  • 1962 How My Heart Sings! / Original Jazz
  • 1962 Moonbeams / Original Jazz
  • 1963 V.I.P.S Theme Plus Others / MGM
  • 1963 Bill Evans Trio at Shelly’s Manne-Hole / Original Jazz
  • 1963 Conversations with Myself / Verve
  • 1963 The Solo Sessions, Vol. 1 / Milestone
  • 1963 The Solo Sessions, Vol. 2 / Milestone
  • 1963 Time Remembered / Milestone
  • 1963 Trio '64 / Verve
  • 1964 Trio Live / Verve
  • 1965 Bill Evans Trio with Symphony Orchestra / Verve
  • 1965 Trio '65 / Verve
  • 1966 A Simple Matter of Conviction / Verve
  • 1966 Bill Evans at Town Hall / Verve
  • 1966 Intermodulation / Verve
  • 1967 California, Here I Come / Verve
  • 1967 Further Conversations with Myself / Verve
  • 1968 Bill Evans at the Montreux Jazz Festival (live) / Verve
  • 1968 Bill Evans Alone / Verve
  • 1969 What’s New / Verve
  • 1969 Alone / Verve
  • 1970 Montreaux, Vol. 2 / CTI
  • 1970 From Left to Right / MGM
  • 1971 Bill Evans Album / Columbia
  • 1972 Living Time / Columbia
  • 1973 The Tokyo Concert (live) / Original Jazz
  • 1973 From the Seventies / Fantasy
  • 1974 Symbiosis / Verve
  • 1974 Intuition / Original Jazz
  • 1974 Re: Person I Knew / Original Jazz
  • 1974 Since We Met / Original Jazz
  • 1975 Alone (Again) / Fantasy
  • 1975 Eloquence / Fantasy
  • 1975 Montreaux, Vol. 3 (live) / Original Jazz
  • 1975 The Tony Bennett/Bill Evans Album / Original Jazz
  • 1976 Quintessence / Original Jazz
  • 1977 Cross-Currents / Original Jazz
  • 1977 You Must Believe in Spring / Warner Brother
  • 1978 Affinity / Warner Brother
  • 1978 New Conversations / Warner Brother
  • 1979 Paris Concert, Edition Two (live) / Elektra
  • 1979 I Will Say Goodbye / Original Jazz
  • 1979 Paris Concert, Edition One (live) / Elektra
  • 1979 We Will Meet Again / Warner Brother

Дискография (сборники, компликации)

  • 1956 Conception / Milestone
  • 1956 The Complete Riverside Recordings (1956-63)… / Riversidex
  • 1956 Jazz Showcase / Original Jazz
  • 1958 Peace Piece and Other Pieces / Milestone
  • 1959 Spring Leaves / Milestone
  • 1960 The 1960 Birdland Sessions (live) / Cool N' Blue
  • 1961 The Bill Evans Trio at the Village Vanguard (live) / Riverside Records
  • 1961 Village Vanguard Sessions (live) / Milestone
  • 1961 At the Village Vanguard (live) / Fantasy
  • 1962 Compact Jazz: Bill Evans / Verve
  • 1962 Empathy/A Simple Matter of Conviction / Verve
  • 1962 Interplay Sessions / Original Jazz
  • 1964 The Best of Bill Evans Live on Verve / Verve
  • 1965 Time to Remember (Live in Europe 1965—1972) / Natasha
  • 1965 Hollywood, California
  • 1965 Paris (1965) / Royal Jazz
  • 1966 The Best of Bill Evans / Verve
  • 1966 The Secret Sessions (live) / Milestonex
  • 1969 Jazzhouse / Milestone
  • 1969 You’re Gonna Hear from / MeMilestone
  • 1972 Live in Paris, Vol. 1 / France’s Conce
  • 1972 Live in Paris, Vol. 2 / France’s Conce
  • 1972 Live in Paris, Vol. 3 / France’s Conce
  • 1972 Yesterday I Heard the Rain / Bandstand
  • 1973 The Complete Fantasy Recordings / Fantasyx
  • 1974 But Beautiful (live) / Milestone
  • 1974 The Canadian Concert of Bill Evans (live) / Can-Am
  • 1974 Blue in Green (live) / Milestone
  • 1975 Live in Switzerland (1975) / Jazz Helvet
  • 1975 With Monica Zetterlund (live) / West Wind
  • 1976 Trio / Verve
  • 1976 Together Again Nelson
  • 1977 Second Trio / Milestone
  • 1979 Live in Buenos Aires, 1979 / West Wind
  • 1979 Live in Buenos Aires, Vol. 2 / Jazz Lab
  • 1979 Live at the Balboa Jazz Club, Vol. 1 / Jazz Lab
  • 1979 Live at the Balboa Jazz Club, Vol. 2 / Jazz Lab
  • 1980 Consecration, Vol. 1 / Timeless
  • 1980 Consecration, Vol. 2 / Timeless
  • 1980 The Brilliant (live) / Timeless
  • 1980 Turn Out the Stars: Final Village Vanguard… / Warner Brotherx
  • 1980 Letter to Evan (live) / Dreyfus
  • 1980 Turn Out the Stars (live) / Dreyfus
  • 1990 Altanta All Star Quartet Plays Bill Evans (live) / Antelope
  • 1992 Tribute / Avion
  • 1992 Loose Blues / Milestone
  • 1993 Jazz 'Round Midnight / Verve
  • 1994 Live in Tokyo / Tristar
  • 1994 Verve Jazz Masters 5: Bill Evans / Verve
  • 1995 The Best of Verve / Verve
  • 1996 His Last Concert in Germany (live) / Westwind
  • 1996 Artist’s Choice: Highlights from Turn Out… (live) / Warner Brother
  • 1996 Autumn Leaves (Jazz Hour) (live) / Jazz Hour
  • 1997 The Complete Bill Evans on Verve / Verve
  • 1998 Ultimate Bill Evans / Polygram
  • 1998 Piano Player / Legacy/Columbi
  • 1998 Half Moon Bay (live) / Milestone
  • 1998 Autumn Leaves (Giants of Jazz) / Giants of Jazz
  • 1998 Since We Met (Japan) (live) / Import
  • 1998 Intuition (Japan) / Import
  • 1998 Montreaux, Vol. 3 (Japan) (live) / Import
  • 1998 Alone (Again) (Japan) / Import
  • 1998 Quintessence (Japan) / Import
  • 1998 I Will Say Goodbye (Japan) / Import
  • 1999 Quiet Now: Never Let Me Go / Polygram
  • 1999 Homecoming (live) / Milestone
  • 1999 Forever / JVC Japan
  • 2000 Immortal Concerts: Waltz for Debby/Village… (live)
  • 2000 Les IncontournablesWea / Internatio
  • Jazz Opera Presents the Bill Evans Memorial…
  • Quiet Now / Charly
  • My Romance / Zeta
  • The Paris Concert (live) / Fantasy
  • Last Live in Europe / West Wind
  • Consecration/The Last Complete Collection / Alfax
  • Bill Evans — Trio — Duo / Verve
Поделиться: