Популярные

Борис Владимирович Талантов

преподаватель, православный правозащитник, выступал в защиту свободы вероисповедания, советский политзаключённый
Дата рождения:
1903-04-26
Дата смерти:
1971-01-04
Биография

Семья, образование, работа

Родился в семье священника. Его отец и брат погибли в лагерях. Сам Талантов подвергался преследованиям власти из-за своего происхождения.

Окончил педагогический институт в Вятке (ныне Киров). По профессии — преподаватель высшей математики, работал в Кировском политехническом институте. В 1954 году впервые был уволен с работы за религиозные убеждения. В 1958 году — вторично, за посланную в «Правду» статью с протестом против произвола и беззаконий советской власти (сталинской эпохи). Находился на пенсии.

«Наружность Бориса Владимировича была на редкость простой. Маленький, сухенький, с жиденькой бороденкой, одетый в затрапезный архалук. Кто бы мог подумать, что под этой простой наружностью скрывается талантливейший математик, а также стойкий борец за веру, за Церковь и эрудированнейший человек» (из книги А. Краснова-Левитина «Родной простор»).

Диссидентская деятельность

В 1960 направил письмо в журнал «Наука и религия», в котором выступил с критикой антирелигиозной пропаганды. В 1963 написал открытое письмо в «Известия» с протестом против массового разрушения памятников религиозного зодчества в Кировской (Вятской) области. Автор и инициатор «Открытого письма верующих Кировской (Вятской) епархии патриарху Алексию и всем верующим Русской Церкви» (1966). Письмо было оглашено на британской радиостанции BBC. Руководство Русской православной церкви дезавуировало письмо Талантова.

В том же году он направил очередную статью в «Известия» — «Советское государство и Христианская религия» (разумеется, неопубликованную). В 1967 в самиздате была распространена статья Талантова «Сергиевщина или приспособленчество к атеизму (Иродова закваска)», в которой он утверждал, что «ложью нельзя защищать Церковь», и что приспособленчество способствовало потере подлинной свободы совести и превращению церковного управления (то есть Московской патриархии) в послушное орудие атеистической власти.

«Испытал на себе всю тяжесть провинциального произвола: его травили в местной газете, печатали о нем клеветнические фельетоны, вызывали в различные инстанции для „воздействия“ и „увещеваний“ и грозили; мотали нервы, хотели запугать, поставить на колени, заставить отречься от своих убеждений, прекратить свою деятельность, но в этом тихом, кротком старичке оказалась железная воля, титаническая энергия и (что самое главное) большое сердце. Все попытки запугать старика оказались тщетными, — он выстоял, он не сдался» (из книги А. Краснова-Левитина «Родной простор»).

12 июня 1969 Талантов был арестован, находился в одиночной камере кировской тюрьмы. 1-3 сентября того же года состоялся суд, на котором «за клевету на советское государство» был приговорён к двум годам заключения. В последнем слове на суде он подтвердил свою верность церкви. Затем простился с родными и друзьями, так как по состоянию здоровья и возрасту знал, что не переживет заключения. Умер в тюремной больнице от сердечного приступа. За месяц до смерти писал: «Я бодр духом и с благодарностью принимаю от Бога все горькие испытания». Тело его было отдано его родным, он был отпет при большом стечении народа в соборе города Кирова и похоронен на местном кладбище.

Оценка деятельности Талантова

Канонизирован Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) как новомученик. В настоящее время память о Талантове хранится вятской церковной общественностью и интеллигенцией. Преподаватель Вятского гуманитарного университета Евгений Останин, ознакомившись с философскими и публицистическими рукописями Талантова (обнаружены в 2004), считает его ярким мыслителем, «более значительным, чем Николай Бердяев». Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) отзывался о Талантове, как о «сильном духом истинном православном, которого в будущем следует причислить к лику святых» (имеется в виду возможная канонизация Русской православной церковью).

Труды

Поделиться: