Популярные

Чарльз Хартшорн

американский философ
Дата рождения:
1897-06-05
Дата смерти:
2000-10-09
Биография

Он развивает неоклассическую идею Бога и приводит модальное доказательство существования Бога как развитие онтологического доказательства Ансельма Кентерберийского. Основатель «процесс-теологии».

Биография

Хартшорн родился в Киттаннинге (штат Пенсильвания). Среди его братьев — известный географ Ричард Хартшорн. После окончания колледжа Гаверфорд в 1917 году, провёл два года в американской армии, служил при госпитале. В дальнейшем учился в Гарвадском университете, где за четыре года получил три степени: бакалавр (1921), магистр (1922) и доктор философии (1923). Тема докторской диссертации: «Единство бытия».

C 1923 по 1925 год Хартшорн продолжает обучение в Европе. Посещает Университет Фрайбургаа, где учится у феноменолога Эдмунда Гуссерля, и Марбургский университет, где учится у Мартина Хайдеггера. Возвращается в Гарвардский университет и работает научным сотрудником c 1925 по 1928 ггод, совместно с Полем Вайсом редактирует и готовит к изданию собрание сочинений Чарльза Сандерса Пирса (I—VI тома), также один семестр работает ассистентом Альфреда Норта Уайтхеда.

С 1928 по 1955 год он профессор философии Чикагского университета, с 1955 по 1962 год — университета Эмори, с 1962 года до выхода на пенсию — Техасского университета. Публикует последнюю статью в 96 лет, читает последнюю лекцию в 98 лет.

В дополнение к его многолетней преподавательской деятельности в трёх университетах он читал лекции и был гостевым профессором в Стэнфордском университете, Вашингтонском университете, Йельском университете, Франкфуртском университете, Мельбурнском университете и Университете Киото.

Философия и теология

Интеллектуальное влияние на Хартшорна оказали: Мэтью Арнольд (произведение Литература и догма), эссе Ральфа Уолда Эмерсона, Чарльз Сандерс Пирс и Альфред Норта Уайтхед. Руф Мэтью Джоунс был его учителем в колледже и в дальнейшем ментором. Также он находил вдохновение в трудах Джосайя Ройса (Проблемы христианства), Уильяма Джемса, Анри Бергсона, Ральфа Бартона Пэрри и Николая Бердяева. Долгое время, более двадцати трёх лет, он вёл переписку с Шеффилдом Эдгаром Брайтманом из Бостонского университета о их философских и теологических взглядах. В свою очередь Хартшорн оказал плодотворное влияние на ряд теологов и философов.

Идеи и течение в теологии, связанное с именем Чарльза Хартшорна, обычно определяют как «процесс-теология». Корни «процесс-теологии» лежат в философии Гераклита. Современная концепция «процесс-философии» появляется в работах Уайтхеда и после Второй мировой войны получает развитие в «процесс-теологии» Хартшорна. Основные мотивы «процесс-философии»: эмпиризм, относительный характер времени, процесс и события.

Одним из терминов, которые Хартшорн широко использует для характеристики представлений о Боге в «процесс-теологии» является панентеизм (всё в Боге). В теологии Хартшорна Бог не идентичен с миром, но и не полностью независим от мира. Бог трансцендентен миру, но также мир содержится в Боге. Хартшорн утверждает, что представления о Боге в классическом христианском теизме противоречивы, и приводит модифицированные онтологические аргументы к вопросу существования Бога.

Список трудов

  • The Philosophy and Psychology of Sensation, Chicago: Chicago University Press, 1934, reprint ed. 1968
  • Beyond Humanism: Essays in the New Philosophy of Nature, Chicago/New York: Willett, Clark & Co, 1937 (also published as Beyond Humanism: Essays in the Philosophy of Nature by University of Nebraska Press, 1968)
  • The Divine Relativity: A Social Conception of God, (Terry Lectures), New Haven: Yale University Press, 1948, reprint ed. 1983, ISBN 0-300-02880-6
  • The Logic of Perfection and other essays in neoclassical metaphysics, La Salle: Open Court, 1962, reprint ed. 1973, ISBN 0-87548-037-3
  • Philosophers Speak of God, edited with William L. Reese, University of Chicago Press, 1963, Amherst: Humanity Books, reprint ed. 2000, ISBN 1-57392-815-1 (fifty selections spanning the breadth of both eastern and western thought)
  • Man’s Vision of God and the Logic of Theism, Willett, Clark & company, 1941, reprint Hamden: Archon, 1964, ISBN 020800498X
  • Anselm’s Discovery, La Salle: Open Court, 1965
  • A Natural Theology for our Time, La Salle: Open Court, 1967, reprint ed. 1992, ISBN 0-87548-239-2
  • The Philosophy and Psychology of Sensation, Port Washington, New York: Kennikat Press, 1968
  • Creative Synthesis and Philosophic Method, S.C.M. Press, 1970, ISBN 0-334-00269-9
  • Reality as Social Process, New York: Hafner, 1971
  • Whitehead’s Philosophy: Selected Essays, 1935—1970, University of Nebraska Press, 1972, ISBN 0-8032-0806-5
  • Aquinas to Whitehead: Seven Centuries of Metaphysics of Religion, Marquette University Publications, 1976, ISBN 0-87462-141-0
  • Whitehead’s View of Reality, with Creighton Peden, New York: Pilgrim Press, rev. ed. 1981, ISBN 0-8298-0381-5
  • Insights and Oversights of Great Thinkers: : An Evaluation of Western Philosophy, Albany: State University of New York Press, 1983, ISBN 0-87395-682-6
  • Creativity in American Philosophy, Albany: State University of New York Press, 1984, ISBN 0-87395-817-9
  • Omnipotence and Other Theological Mistakes, Albany: State University of New York Press, 1984, ISBN 0-87395-771-7
  • Wisdom as Moderation, Albany: State University of New York Press, 1987, ISBN 0-88706-473-6
  • The Darkness and The Light: A Philosopher Reflects upon His Fortunate Career and Those Who Made It Possible, Albany: State University of New York Press, 1990, ISBN 0-7914-0337-8
  • Born to Sing: An Interpretation and World Survey of Bird Song, Indiana Univ Press, 1992, ISBN 0-253-20743-6
  • The Zero Fallacy: And Other Essays in Neoclassical Philosophy, edited with Mohammad Valady, Open Court, 1997, ISBN 0-8126-9324-8
Поделиться: