Популярные
На фото Чекалин Михаил Геннадиевич

Чекалин Михаил Геннадиевич

российский композитор, музыкант
Дата рождения:
1959-05-27
Биография

Биография

После музыкальной школы М. Чекалин учился в музыкальном училище им. Октябрьской революции, по окончании которого поступил в Институт им. Гнесиных. Композицией занимается с 1973 года. «Возможно, он является наиболее влиятельным современным композитором за последние 35 лет в бывшем СССР, а теперь в России». М. Чекалин признан основоположником направления Philharmonic New Age, а в контексте русской сцены в конце 1970-х является основателем отечественного эмбиента. В 1980-е он продекларировал такие направления и концепции, как «Пост-поп», «Симфония-Фонограмма». В 1990-е М. Чекалин вводит термин «Пост-симфония», которому верен до сих пор, интерпретируя в этом направлении не только различные классические музыкальные стили, но и арт-школы как таковые, иллюстрируя тем самым не только историю искусств, но и обнажая смену парадигмы, порождающую подмену понятий в современном искусстве. Сразу несколько его сочинений, выпущенных в свет в США, представлены как пост-симфонические: «Музыка Чекалина, как Шостаковича электронного поколения».

По мнению авторитетного британского журнала Audion «Михаил Чекалин, безусловно, является одним из наиболее радикальных новаторов среди композиторов электронной музыки не только в России, но и во всем мире. Он вывел искусство синтезаторной музыки далеко за первоначальные рамки жанра». Алан Фриман Аудион #25 (June 1993). «Михаил Чекалин ныне считается одним из лучших современных не-групповых композиторов России. Испытав влияние таких, как Прокофьев, Стравинский, Рахманинов и восточно-европейской фолк-музыки, он начал прибегать к синтезаторно-электронным технологиям, зарождавшимся в конце 1970-х - начале 1980-х, для создания радикально новаторских работ. < ... > Набираются обороты и фонограмма обогащается зловещими духовыми в манере Стравинского < ... > Синкопированные партии духовых - уникально русские. Далее Чекалин продолжает вводить, или, если угодно, накладывать, всевозможные элементы, включая сэмплы из 80-х, этнический распев, обработанные звуки, и инструменты, пока хватает места. Медленно и кинематографично развивающийся гул, где ведут Заппа-ские духовые, нарастает и по напряжению, и по Чарлз-Айвз-ской плотности. Самое лучшее это то, что последующие композиции следуют более-менее той же формуле. Слышал ли я что-нибудь подобное? Никогда. К такой музыке, возможно, пришли бы Шостакович и Айвз, если бы они дожили, чтобы овладеть несколькими сэмплерами и компьютером заодно с оркестром», Стив Хиджиди, веб-страницы «Золтанс Прогрессив».

М. Чекалин осуществил свои первые аудио-визуальные перформансы еще в конце 1970-х, «Экспериментальная студия электронной музыки и динамической светографики» Михаила Чекалина – одна из провозвестниц футуристического искусства (Future Art Form) лазерных светошоу - существовала с 1979 по 1992 г., и, по свидетельству журнала Киборд, июнь 1988), являлась «прямой наследницей идей скрябиновской студии». Физик Д. Чекалин и художник С. Дорохин создали световой орган собственной конструкции, который придавал музыке Михаила, говоря его словами: «линию и цветовую аранжировку в стиле Кандинского».

Кроме того в 1980-е годы в течение десяти лет звуковые полотна (Soundscapes) М. Чекалина, в частности, его знаковые «Медитации для препарированного электрооргана» I и II, «Утерянная психоделика» и другие сочинения, создавали sound entourage на знаменитых ежегодных выставках «Двадцати московских художников» на Малой Грузинской. Каждую весну эту неортодоксальную, трудно сказать - наземную или подпольную, выставку, посещало от семидесяти до девяноста тысяч поклонников искусства. Выставочный зал под крышей этих мастерских составлял неотъемлемую часть того подлинного московского андерграунда, ставшего классикой неофициального искусства СССР и Русского искусства последней четверти ХХ века.

Из книги Анны Флорковской «Малая Грузинская, 28. 1976-1988» (Издательство «Памятники исторической мысли», Москва 2009. Научное издание напечатано по решению НИИ «Теории и истории изобразительного искусства Российской Академии Художеств»): «Михаил Чекалин в те годы был единственным композитором, так плотно работавшим с художниками. < ... > Новаторским на выставках «20» было соединение в выставочном пространстве живописи и музыки. Композитор Михаил Чекалин пришел в выставочный зал на Малой Грузинской и познакомился с художниками группы «20 московских художников» в 1979 году. Их совместные экспозиции стали первыми в практике отечественного искусства второй половины ХХ века выставками, где рядом с живописью зазвучала музыка, хотя опыты по объединению выразительных средств разных видов искусства начались еще в начале 1960-х годов. Чекалин пишет в начале 1980-х музыкальные сочинения, в том числе такие как «Симфониетта воздуха», «Медитации для препарированного органа», «Медитация с колокольчиком», «Звуки краски», известные в дальнейшем по изданным на рубеже 1980-х-1990-х на фирме Мелодия трем виниловым дискам «Медитативная музыка для препарированного электрооргана» - полижанровую музыку, сочетающую классику, джаз, фри-джаз, рок и психоделику. Сочинения Чекалина, в 1980-е он называл их «пространственной музыкой», сопровождали выставки «20» с 1980 по 1988 годы. В то время электронная музыка, написанная и сыгранная на синтезаторе, представляющем собой оркестр в миниатюре, и позволяющем воспроизводить необычное и «деформированное» звучание, была самым модным и новым музыкальным жанром. Еще на рубеже 1960-х-1970-х, когда этот жанр только возникал, к синтезатору обращались Э. Денисов, С. Крейчи, С. Губайдуллина, А. Шнитке, Э. Артемьев, но долгое время электронная музыка оставалась по звучанию заведомо «электронной» иллюстрацией к эпохе НТР. Музыка Чекалина в те годы была такой же оппозицией к классической консерваторской музыке, как и живопись художников Малой Грузинской к официальному искусству. Подход к музыкальному сочинению как к полотну: полистилистическому, разнофактурному эклектическому целому, элитарному и массовому одновременно, во многом был тождественен пониманию живописи художниками-семидесятниками».

Музыкальные произведения

Дискография

Включает все официальные российские и зарубежные релизы на LP (виниле), CD и DVD.

LP:

  • 1988 — «Вокализ в рапиде» (1984-85) // Мелодия C60 27165
  • 1989 — «Пост-поп нон-поп» (1984, 1987-88) // Мелодия C60 28737
  • 1991 — «Медитативная музыка для препарированного электрооргана 1» (1981-82) // Мелодия C90 31373
  • 1991 — «Медитативная музыка для препарированного электрооргана 2» (1982) // Мелодия C90 31671
  • 1991 — «Медитативная музыка для препарированного электрооргана 3» (1981-83) // Мелодия C90 31673
  • 1991 — «Практическое музицирование 1» (1982-85) // Мелодия C90 31679
  • 1991 — «Украдкой в промежутках весны и осени» (1986) // Мелодия C90 31675
  • 1991 — «Практическое музицирование 2» (1984-87) // Мелодия С90 31677
  • 1991 — «Зеленая симфония (1988), Ритуал ночи для голосов (1984)» // Мелодия C90 31375
  • 1991 — «Пограничные состояния» (1988) // Мелодия C90 31377
  • 1991 — «Симфония-фонограмма» (1989) // Мелодия C90 30665
  • 1991 — «Введение в интуицию» (1989) // Мелодия C90 31681
  • 1991 — «Concerto Grosso 1» (1989) // Мелодия C90 30667
  • 1991 — «Concerto Grosso 2» (1989) // Мелодия C90 30669

CD:

  • 1991 — «Русская мистерия» (1989) // Мелодия SUCD-60 00295
  • 1993 — «Night Pulsation / Пульсация ночи» // Erdenklang (Germany) 30632
  • 1993 — «Фильм-музыка 1» (1991) // Russian Disc RDCD 00072
  • 1993 — «Двойной альбом с симфонией в стиле нью-эйдж. Диск I» (91-92) // Russian Disc RDCD 00073
  • 1993 — «Двойной альбом с симфонией в стиле нью-эйдж. Диск II» (91-92) // Russian Disc RDCD 00074
  • 1995 — «Альбом с симфонией» (82-92) // Solyd SLR 0040
  • 1996 — «Нонконформист» (2CD) (1983-96) // Tau TAU 00145/147
  • 1997 — «Аналоговая магия» (4CD) (1979-89) // Tau TAU 00150
  • 1997 — «Бог фарфора» (1996) // Tau TAU 00151
  • 1999 — «Избежание страсти к острым и колющим предметам» (1998) // Tau TAU 00157
  • 2000 — «Concerto Grosso 1 // Boheme CDBMR 009169
  • 2001 — «Concerto Grosso 2 // Boheme CDBMR 012189
  • 2001 — «Вероятностная симфония в стиле джаз в 5 частях для 4 исполнителей» / Leo (UK) GY 407
  • 2001 — «Last Seasons / Последние времена года. (1998). Black Square / Чёрный квадрат (1996)» / CCn’C (Germany) 01612
  • 2002 — «Сатурн. Изделие №…» // Citadel CDL 885-02
  • 2003 — «Фортепиано» (2002) // Citadel CTCD 043
  • 2003 — «Медитативная музыка для препарированного органа, диск 1» (1979-83) // Citadel CTCD 045
  • 2003 — «Медитативная музыка для препарированного органа, диск 2» (1979-83) // Citadel CTCD 046
  • 2004 — «Симфония-фонограмма, диск 3» (1980—89) / Nex NG 4045
  • 2004 — «Зеленая симфония. Пограничные состояния, диск 4» (1980—88) // Nex NG 4043
  • 2004 — «Украдкой в промежутках весны и осени, диск 5» (1986—1993) // Nex NG 4044
  • 2004 — «Языческая сюита» (1990—91) // Nex NG 4046
  • 2008 — «Что такое есть пО…» моNo-опера для драматической актрисы на слова А. Введенского, Д. Хармса, И. Бахтерева // ДиректМедиа
  • 2008 — «Kidnapping Europe / Похищение Европы» // CCn’C (Germany) 04614
  • 2011 — «Blowing Off Inferno» // CCn’C (Germany) 04621
  • 2011 — «The Return Of The Inferno» // CCn’C (Germany) 04622

DVD:

  • 2005 — «59 стихотворений русских поэтов о любви» музыкально-поэтический саундтрек // ДиректМедиа
  • 2006 — «Осень Небожителя. Лирика Ли Бо» для чтицы и инстр. пьесы в 7 частях // ДиректМедиа
  • 2006 — «Лешики» музыкальная сказка для детей // ДиректМедиа
  • 2007 — «Поругание Пацифика» // ДиректМедиа

Сборники:

  • 1992 — «Looking East - Estonia And Russia» // Erdenklang (Germany) 29612, три пьесы
  • 1996 — «Deus Ex Machina» // Indigo (Germany) 1368-2, одна пьеса
  • 1999 — «Beautiful Morning - Wonderful Night. Romantic Vampires» // KOCH (Austria) 333 182, две пьесы
  • 2007 — «Music from Utopia - Reloaded» // Erdenklang (Germany) 971485, одна пьеса

Музыка для художественного, документального и анимационного кино

  • 1989 — «Поражение» // ЦСДФ (Реж. Михаил Павлов)
  • 1989 — «Диссоната» // ВПТО «Видеофильм» (Оператор и постановщик Игорь Хорев)
  • 1989 — «Абсолютное соло» // ЦСДФ (Реж. Татьяна Юрина)
  • 1991 — «Призрак» // «Мосфильм» (Реж. Никита Орлов)
  • 1991 — «Введение в интуицию» / РТР (Реж. Ирина Бахтина)
  • 1992 — «Крысиный угол» // «Мосфильм» и Студия «Ритм» (Реж. Андрей Андронников)
  • 1992 — «Крысолов» // Киностудия ВГИКа (Реж. Юрий Покровский)
  • 1992 — «Гипнэротомахия» // Студия «Пилот» А. Татарского (Реж. А. Свислотский)
  • 1992 — «Введение» // Студия «Пилот» А. Татарского (Реж. Ренат Газизов)
  • 1992 — «Интродукция» // Студия «Пилот» А. Татарского (Реж. Ренат Газизов)
  • 1993 — «Происхождение видов» // Студия «Пилот» А. Татарского (Реж. Ренат Газизов)
  • 1993 — «Крест милосердия» // «Беларусьфильм» (Реж. Диамара Нижниковская)
  • 1994 — «Цветы провинции» // «Беларусьфильм» (Реж. Дмитрий Зайцев)
  • 1994 — «Добро пожаловать в XXI век. День шестой» // (Реж. Алексей Демин)
  • 1995 — «Выход (Потоп Сознания)» // «Союзмультфильм» (Реж. Елена Пророкова)
  • 1998 — «Слушайте Россию» // (Реж. В. Тихонов)
  • 2002 — «Между жизнью и смертью» // «Беларусьфильм» (Реж. Дмитрий Зайцев)
  • 2008 — «Стая» // «Беларусьфильм» (Реж. Дмитрий Зайцев)

Музыка для театра, балета

  • 1982 — «До третьих петухов» В. Шукшин
  • 1984 — «Малыш» А. и Б. Стругацкие // ЦДТ (Реж. А. Бородин)
  • 1985 — «Детектив каменного века» А. Володин // Театр на Малой Бронной (Реж. А. Эфрос)
  • 1987 — «Малыш» А. и Б. Стругацкие // Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ (Реж. Алексей Бородин, Юлия Косарева)
  • 1987 — «Бездна» (Этот фантастический мир, Вып. 13) // Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ (Реж. Антонина Зиновьева)
  • 1988 — «Фауст. ХХ век» балет на льду // (Постановка Игоря Бобрина)
  • 1989 — «Абсолютная защита» (Этот фантастический мир, Вып. 15) // Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ (Реж. Антонина Зиновьева)
  • 1990 — «Психодинамика колдовства (Этот фантастический мир, Вып. 16)» // Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ (Реж. Антонина Зиновьева)
  • 1990 — «Археология» А. Шепенко // МХАТ (Реж. М. Кочетков)
  • 1991 — «Вишневый сад» А. Чехов // Московский Театр мимики и жеста (Реж. Борис Щедрин)
  • 1997 — «Прощайте... и рукоплещите!» // Театр О. Табакова

Публикации

Интервью

Поделиться: