Наряду с положительными отзывами ряда известных персон, деятельность Шри Чинмоя и его организации подвергается критике исследователями деструктивных культов, деятелями антисектантского и контркультового движения, представителями христианских конфессий и некоторыми бывшими последователями.
Чинмой Кумар Гхош (Шри Чинмой) родился в деревне Шакпура (Shakpura), расположенной в восточно-бенгальском районе Читтагонг. Был младшим из семерых детей. В 1943 году скончался от болезни его отец, а через несколько месяцев умерла и мать. В 1944 году 12-летний Гхош присоединился к своим братьям и сестрам, находившимся в ашраме Шри Ауробиндо, расположенном в Пудучерри, Французская Индия.
Там он провёл следующие 20 лет жизни, изучая духовные практики, в частности медитацию. Кроме того, он выполнял надомную работу на кустарных предприятиях, принадлежавших ашраму, изучал бенгальскую и английскую литературу, и занимался различными видами спорта, что было обязательным для учеников Ауробиндо. На протяжении восьми лет Чинмой, согласно его заявлениям, был ассистентом секретаря ашрама — Нолини Канта Гупты, и занимался переводом его работ с бенгальского языка на английский. По данным архива ашрама «Чинмой действительно работал с Нолини (как и многие другие), однако, назвать его „ассистентом“ (secretary) было бы преувеличением». «Он написал множество заметок для журналов ашрама и был выдающимся спортсменом».
В 1964 году, с помощью американских спонсоров ашрама Шри Ауробиндо, Гхош эмигрировал в Нью-Йорк. Переезд Чинмоя в Америку был, по его словам, ответным шагом на «внутренний призыв» служить людям, живущим на Западе, которые стремятся к духовному совершенствованию.
Несмотря на отсутствие академического образования, Чинмой получил должность младшего клерка в консульстве Индии. Со стороны коллег и руководства он получил поддержку и предложение проводить беседы, посвященные индуизму. С такого рода беседами он выступил в ряде американских университетов, а позже — в течение многих лет, практически до последних дней жизни, проводил еженедельные церемонии медитации в головном офисе ООН.
Прибыв в Нью-Йорк, Чинмой столкнулся с необходимостью получения гринкарты. Одним из необходимых условий было наличие рекомендации, подтверждающей, что Чинмой обладает квалификацией, необходимой для ведения преподавательской деятельности. В одной из своих книг Чинмой написал, что не мог обратиться за такой рекомендацией в ашрам Ауробиндо, поскольку покинул его, не получив соответствующего разрешения. В 1967 году проблема была решена: одна из учениц Чинмоя познакомила его со своим братом, который служил в нью-йоркском отделении Эмиграционного Офиса США. Новый знакомый не только снял требование по предоставлению упомянутой рекомендации, но и помог Чинмою заполнить необходимые бланки. Летом 1967 года Чинмой получил гринкарту.
В 1971 году Чинмой, согласно его утверждению, при поддержке У Тана — Генерального Секретаря Организации Объединённых Наций, начинает проводить медитации для делегатов и технического персонала ООН. Саму ООН Чинмой называл «двигателем вселенского единства», и прогнозировал следующим образом её будущее: «Высшая роль ООН в духовной трансформации человечества будет состоять в том, что она признает важность, необходимость и возможности духовности, — это мое внутреннее чувство. Духовность несет послание мира и покоя, и она обладает способностью установить мир во всем мире. Те, кто работают в ООН, в конце концов, придут к пониманию того, что именно духовность принесет гармонию, покой, свет и блаженство. Духовность здесь означает открытие нашего внутреннего единства. Если сначала мы не откроем внутреннее единство, мы никогда не сможем раскрыть, понять или проявить внешнее единство через политику или какими-либо другими способами. Духовность — это фундамент. Если не будет фундамента, дом рухнет.»
В США Чинмой вёл активную творческую жизнь. Согласно утверждениям последователей, он написал 1500 книг, 115 тысяч стихов и 25 тысяч песен на бенгальском и английском языках, создал более 200 тысяч картин и дал 777 концертов. В 1976 году на лейбле Folkways Records Шри Чинмой записал свой первый альбом под названием «Музыка для медитации» (Music for Meditation). С тех пор Чинмой, согласно информации, размещённой на сайте последователей, выпустил десятки аудио дисков со своими произведениями. В 1984 году он начал серию бесплатных концертов для мировой гармонии. Бесплатные выступления Чинмоя проходили в том числе в лондонском Альберт-холл, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Ниппон Будокан в Токио, и сиднейском оперном театре.
Помимо творчества Чинмой увлекался, на любительском уровне, спортом. По информации, размещённой на сайтах последователей Шри Чинмоя, в 70-е и 80-е годы он принял участие в 22-x марафонах (личный рекорд — 3 ч. 55 мин., установлен в 1979 г.), в 5-ти сверхмарафонах, в ряде забегов на более короткие дистанции. Чинмой принимал участие в соревнованиях по теннису на Играх Ветеранов, включая Всемирные Игры Ветеранов в Пуэрто-Рико в 1983 году.
В середине 80-х годов Чинмой увлёкся поднятием тяжестей, а в 1988 году инициировал программу награждений «Поднимая Мир Сердцем Единства». По словам последователей, «Поднимая Мир Сердцем Единства» — это «уникальная программа, отмечающая людей, которые совершили выдающиеся достижения в какой-либо области, вдохновляя и поднимая тем самым человечество на новый уровень.» Тот же источник утверждает, что «Шри Чинмой поднял более 8300 человек у себя над головой одной рукой или двумя руками, используя специально сконструированную платформу.» В 2006 году РИА Новости сообщило, ссылаясь на пресс-службу Центра Шри Чинмоя, что «учредитель награды поднял на несколько сантиметров» российского боксёра Николая Валуева, чемпиона в супертяжёлом весе по версии WBA. Кроме того, РИА Новости сообщило, что через аналогичную процедуру в разное время прошли такие «легендарные чемпионы, как Мохаммед Али и Карл Льюис <…> олимпийские чемпионки Татьяна Лебедева, Галина Горохова, Светлана Мастеркова и Ирина Привалова.»
Последователи утверждают, что кандидатура Чинмоя выдвигалась на награждение Нобелевской премией мира. Один из астероидов, открытых крымскими астрономами, по инициативе последователей был назван в честь Шри Чинмоя. Официальное название (4429) Chinmoy.
11 октября 2007 года в Нью-Йорке Шри Чинмой скончался от сердечного приступа.
О Свет Бесконечности, дай мне жажду, Зов устремления вечный. Капля теряет смысл жизни своей В сердце бескрайнего океана. В огне и в воздухе непрестанно вижу Твои Черты.
О Красота, о Золото Красоты, О Свет Всевышнего!
Шри Чинмой определял смысл жизни человека следующим образом: «Все мы — искатели веры; у нас одна цель — обрести внутренний покой, свет и радость, став одним неделимым целым с нашим Источником, и прожить жизнь, полную подлинного удовлетворения».
Шри Чинмой учил, что добиться быстрого духовного прогресса можно при помощи любви к Богу, преданности Богу и отречением перед волей Бога. «Божественная любовь расширяет и расширяется… Преданность — это интенсивность в любви, а отречение — это осуществление любви.»
Чинмой утверждал, что его учение не является формой санньясы или аскетизма, а представляет собой возможность отказа от отрицательных качеств, или трансформации их, с целью приведения «в соответствие с Божественным». Чинмой учил, что «медитация на сердце несёт свет души, способствуя быстрому достижению состояния просветления».
Своим последователям Чинмой заявлял, что является аватаром или инкарнацией Бога.
По мнению экспертов Религиоведческой группы Российской академии образования мировоззренческой основой вероучения Шри Чинмоя является «синкретическая смесь религиозно-оккультных пантеистических представлений, осмысленная в терминах квазииндуизма (нетрадиционного индуизма) и приспособленная для восприятия современного человека европейской культуры. Это и „выходы из тела“, и „астральные полеты“, и освобождение „силы Кундалини“, и открытие „третьего глаза“ и т. д. Лидер культа, „Учитель“, „гуру“ — воплощенное действие Бога на Земле, „…настоящий гуру — это сам Бог“. Потенциально каждый человек может стать Богом, но фактически это оказывается возможным только через неразрывную связь с „Учителем“. При этом „инициация“ может происходить и без активного участия сознания адепта. Например, „…с помощью оккультных действий или во сне“ („Учитель и ученик…“). „Связь“ с „Учителем“ не может быть потеряна даже если адепт покинет культ.
Отношения адепта и лидера здесь вполне авторитарные и основаны на безусловном духовном соподчинении лидеру. Это поклонение выражается в многочасовых чтениях молитв, медитациях с использованием „образа“ лидера. Все, что делается лидером, несет печать „божественности“ — слова, музыка, живопись, упражнения и т. д. и способствует соединению человека „с Богом“. Человеческая сущность лидера обожествляется, наделяется оккультными психическими сверхсилами, осмысливается в религиозных понятиях неоиндуизма. Шри Чинмой является для адептов воплощенным идеалом и он же — „путем к спасению“, он способен освобождать от „тяжести кармы“.»
Требования к адептам
Шри Чинмой требовал от своих последователей, чтобы те придерживались вегетарианства, а также запрещал рекреационное использование веществ (включая алкоголь и сигареты) и ведение половой жизни. В статье, опубликованной в New York Post, указано следующее:
Если вы — мои истинные ученики, то, оставляя тело, вы обязательно увидите меня. В этом я вас заверяю. Если вы мои настоящие ученики, вы не сможете умереть без моего ведома и согласия. В это время я появлюсь прямо перед вами и заберу вас в свою колесницу. Я увезу вас в своей золотой, серебряной или бронзовой колеснице. Вот увидите. Это обещание, которое дают великие духовные Учителя: они приходят и забирают души своих учеников в высшие миры.
Один из российских бывших последователей Чинмоя сообщает:
Медитация является важным элементом религиозной практики, в которую вовлечены адепты Шри Чинмоя. Шри Чинмой рекомендовал последователям проводить первую медитацию в утренние часы. Но если традиционное в индуизме время для медитации (между тремя и четырьмя часами утра) не было подходящим для адепта, то Чинмой рекомендовал медитировать позже: «…если здесь, на Западе, вы ложитесь спать поздно, то лучшим временем для вас будет полшестого или шесть часов утра.» Следующую медитацию следовало проводить днём — «между двенадцатью и половиной первого». Чинмой подчёркивал, что этот сеанс должен «проходить в помещении, а не на улице. Придёт день, когда вы сможете медитировать где угодно, сидя за рулём или делая ещё что-нибудь, но сейчас желательно медитировать в помещении.» Следующая медитация происходит перед заходом солнца, а последняя — перед сном.
На встречах (т. н. «фанкшенах») Шри Чинмоя с последователями, мужчины одевались во всё белое, а женщины надевали разноцветные индийские сари. Медитирующие концентрировались на чёрно-белой фотографии Шри Чинмоя, сделанной в 1967 году, в момент, когда он, по собственному определению, пребывал в трансцендентальном состоянии сознания. Шри Чинмой называл эту фотографию «Трансцендентальным Портретом» или просто «Трансцендентал». Шри Чинмой говорил: «Во время медитации с моим портретом вы не должны ни о чем думать». Также он рекомендовал ученикам во время медитации жечь благовония, а в качестве музыкального сопровождения, использовать его музыку. «Трансцендентал» является самым почитаемым изображением в центрах Шри Чинмоя.
Чтение сочинений Чинмоя и исполнение его песен также считаются формами медитации для его последователей.
По словам Чинмоя, одной из основных мантр является слово «Суприм» (англ. «Supreme», в переводе с английского — «Всевышний»). Чинмой учит своих последователей использовать эту мантру следующим способом: «Когда появляется мысль, которая не является чистой, хорошей или божественной, немедленно повторяйте слово „Supreme“ очень быстро. <…> Повторяйте „Supreme“ очень быстро, и каждый раз, когда вы произносите слово „Supreme“, почувствуйте, что вы создаете змею, которая обвивается вокруг небожественной мысли, и душит её».
Согласно информации, размещённой на официальном сайте Sri Chinmoy Center, Шри Чинмой основал свою организацию в 1966 году в Пуэрто-Рико. Согласно тому же источнику, представительства организации, называмые Центрами Шри Чинмоя, в настоящее время (2011 г.) действуют в 46 странах мира.
Основные направления деятельности заключаются в проведении так называемых «гуманитарных программ», а также лекций, посвящённых Шри Чинмою, культурных (бесплатные выставки и концерты) и физкультурных мероприятий, торговле литературой, компакт-дисками и пр. В рамках организации действуют так называемые «божественные предприятия» (вегетарианские рестораны, цветочные магазины), на которых трудятся последователи Чинмоя.
По мнению экспертов Комитета по спасению молодежи (г. Москва) «Группы последователей Шри Чинмоя, в подавляющем своем большинстве скрывающиеся под самыми разными названиями и провозглашенными культурными целями, представляют собою разветвленную деструктивную религиозную организацию неоиндуистской ориентации. Управленческие центры организации расположены за рубежом, откуда осуществляется насаждение в России чинмоевского неоиндуизма и управление организацией. … Движение Чинмоя — это, в значительной степени, коммерческое предприятие, своего рода „поп-религия“, приносящая огромные дивиденды его основателю. Организация характеризуется культом личности руководителя, строгой централизацией, жесткой дисциплиной и групповым давлением.»
Марафонская Команда Шри Чинмоя
Согласно информации, размещённой на сайте последователей, в 1977 году Гош основал «Марафонскую Команду Шри Чинмоя» (МКШЧ). МКШЧ занимается организацией спортивных мероприятий, и ежегодно проводит более 200 пробегов в разных странах. Дистанции различны — от забегов на 1 милю (1,6 км) до сверхмарафона длиной около 5 тыс. км. Основным принципом этих мероприятий является, по словам последователей Чинмоя, так называемое «самопревосхождение» (англ. self-transcendence), которое заключается в том, чтобы дать человеку возможность «выйти за пределы своих ограничений и вывести на передний план свой внутренний потенциал». Последователи Чинмоя, претворяя в жизнь идеологию «самопревосхождения», ставят перед собой цели, требующие значительной физической выносливости: некоторые из них переплывают Ла-Манш и участвуют в беговых сверхмарафонах.
В списке стран, в которых МКШЧ проводит свои соревнования, также указаны: Казахстан, Кыргызстан, Латвия и Молдова. Спортивные мероприятия, согласно заявлению самих членов МКШЧ, посвящаются Шри Чинмою.
Пробег на 3100 миль «Самопревосхождение»
Факельная эстафета «Всемирный Бег Гармонии»
В 1987 году Чинмой положил начало самой протяженной в истории человечества интернациональной факельной эстафете «Бег Мира Дом-Единство Шри Чинмоя». С 1987 года эстафета проводилась один раз в два года. С 1995 года эстафета проводится ежегодно. Протяжённость эстафеты в 1999 году составила 400 000 км. В канун 2000 года в так называемом «Беге Мира Третьего Тысячелетия» приняли участие представители 152 стран и под девизом «Мир начинается с меня» бег продолжался каждый день года. Факел Мира держали в своих руках многие видные политики и знаменитости: Мать Тереза, Михаил Горбачев, Брайан Малруни, Далай Лама, Королева Елизавета II, Карл Льюис, Пол Маккартни, Арнольд Шварценеггер и многие другие. С 2003 года эстафета проводится под названием «Всемирный Бег Гармонии».
«Слезы и улыбки сердца-единства»
Согласно информации, размещённой на сайтах последователей, Чинмой инициировал «международную программу гуманитарной помощи» под названием «Слезы и улыбки сердца-единства» («The Oneness-Heart-Tears and Smiles International»). Те же источники утверждают, что «Центры Шри Чинмоя во всем мире собирают и посылают большие грузы гуманитарной помощи детям и взрослым, оказавшимся в тяжелом положении в различных частях света.» В списке стран, которым оказывается помощь, указаны более 30 стран, среди которых: Ангола, Антарктика, Азербайджан, Индонезия, Кыргызстан, Российская Федерация, ЮАР и пр. Согласно официальному сайту программы «Слезы и улыбки сердца-единства», в первой половине 1990-х годов Центры Шри Чинмоя направляли «грузовики с едой и одеждой» для нуждающихся российских граждан. Кроме того, по словам последователей Чинмоя, Центры оказывают помощь «клинике НИИ детской гематологии в Москве, а также оказывают адресную помощь ряду больниц и детских домов России и СНГ». Если верить указанному источнику, то в 1993 году НИИ детской гематологии получил медицинского оборудования на сумму 1,9 млн долл., а в 1995 году — на 500 тыс. долл. США.
Программа «Цветения Мира Шри Чинмоя»
Джон Маклафлин и Карлос Сантана
Рок-музыкант Джон Маклафлин был последователем Чинмоя с 1970 по 1975 год. Он активно интересовался восточной философией и прочитал много книг, посвящённых различным аспектам йоги. В результате своим гуру он выбрал Чинмоя. В течение этого периода он создал, а затем воссоздал группу под названием Mahavishnu Orchestra. Mahavishnu — это духовное имя Маклафлина, данное ему Чинмоем. В 1972 году Джон Маклафлин пригласил на одну из встреч, посвящённых занятиям медитацией, проводимых в здании ООН, своего друга рок-гитариста Карлоса Сантану. Через какое-то время Карлос вместе со своей женой Деборой также присоединился к организации Чинмоя, и получил от последнего духовное имя Девадип (Devadip), означающее «божественный свет». Под этим именем он записал ряд альбомов. Жена Карлоса для того, чтобы продемонстрировать преданность Чинмою, участвовала в соревнованиях по бегу на длинные и сверхдлинные дистанции. Дебора вспоминает: «Однажды я пробежала 47 миль <75 км>. Просто марафона <42 км> было недостаточно». В отличие от своей супруги, Карлос отказывался участвовать в марафонах, прокомментировав своё решение так: «Эта дрянь не для меня. Мне всё равно — приносит ли это просветление» (This shit is not for me—I don’t care how enlightening it is). В 1981 году Карлос Сантана со своей женой Деборой вышли из организации Шри Чинмоя. В 2000 году Сантана заявил в интервью изданию Rolling Stones, что гуру был «мстительным» и «…велел всем моим друзьям больше не звонить мне, поскольку я обречён на смерть в чёрном океане невежества за то, что покинул его».
Карл Льюис
Одним из последователей Чинмоя является Олимпийский чемпион, легкоатлет Карл Льюис. «Гуру» (так Льюис называл Шри Чинмоя) учил спортсмена медитировать и тот регулярно использовал такого рода практики. Христианин по вероисповедованию, Льюис утверждал, что его знакомство с Чинмоем являлось одним из шагов на пути духовного прогресса, и что оно укрепило его веру в христианские ценности. Льюис так отзывался о Чинмое: «Его жизнь являлась вызовом, бросаемым самому себе, и была наполнена самосовершенствованием. Он говорил своим ученикам, чтобы те отыскивали непреодолимые, на их взгляд, испытания. Вот почему я собираюсь пробежать Нью-йоркский марафон, когда мне исполнится 50.»
Татьяна Лебедева
Одной из последовательниц Чинмоя является российская легкоатлетка, заслуженный мастер спорта России, олимпийская чемпионка и многократная чемпионка мира Татьяна Лебедева. По словам Татьяны, она «брала у него уроки медитации.» Шри Чинмой дал Татьяне духовное имя Шарботтама (Sarbottama). На вопрос, что привлекло её в Чинмое, Татьяна ответила следующее: «Он устроил мне встречу с Карлом Льюисом. Кто такой Карл Льюис? Для меня это как Ленин для коммунистов. Идол, фетиш. Но встретиться на стадионе нам не довелось, потому что он уже ушел из большого спорта, когда я только пришла в него. По приглашению своей приятельницы я посетила программу „Поднимая мир сердцем единым“, которую Шри Чинмой показывал в Москве. А потом я узнала, что следующая программа будет в Нью-Йорке и туда приедет мой кумир. Больше мне ничего не надо было говорить: я побежала за билетами.» В 2004 году Чинмой, при помощи специальной платформы, приподнял спортсменку, сидящую на слонихе по кличке Минни. Из отзыва Татьяны, размещённом на сайте последователей Шри Чинмоя: «Мы благодарны Суприму за то, что встретили этого человека на нашем жизненном пути. Шри Чинмой научил слушать наши сердца и принимать правильные решения; он сделал нас более духовными.»
Фредерик Ленц
Одним из последователей (с 1972 по 1981 годы) Чинмоя являлся Фредерик Филипп Ленц Третий — основатель т. н. компьютерного культа «американского буддизма». Сергей Голубицкий в статье под названием «Чокнутый Фред» пишет, что Ленц был
Однако, разойдясь во взглядах, Ленц порвал с Чинмоем, и основал собственную секту.
Ашрита Фурман
По утверждениям последователей Гоша, Нарада Майкл Уолден (Narada Michael Walden), Роберта Флэк и Борис Гребенщиков (духовное имя Пурушоттама — «выходящий за пределы любых ограничений», по другим данным — «душа-птица в сердце-небе») — это имена тех музыкантов, которых также вдохновлял Чинмой. Сам Борис Гребенщиков так отзывался о Чинмое:
Шри Чинмой был удостоен множества наград, титулов, почётных званий и премий . Среди них:
В 2007 году Шри Чинмой был выдвинут на награждение Нобелевской премией Мира 51 членом парламента Исландии, канадским профессором и некоторыми Чешскими профессорами . Но эта престижная премия Чинмою не была присуждена.
Обвинения в обмане с поднятием тяжестей
В статье, опубликованной в Wall Street Journal, Чинмой был назван «трюкачом от мира духовности». Алекс Цваренштейн (Alex Zwarenstein) — официальный фотограф Чинмоя, сообщил, что в 1989 году Гош обратился к нему с просьбой отретушировать ряд снимков. В частности, он просил отредактировать фотографии таким образом, чтобы было лучше видно факт поднятия веса. Цваренштейн цитирует Чинмоя, который сказал: «Не могли бы вы сделать так, чтобы это выглядело немного выше?»
В 1991 году после просмотра видеозаписей поднятия тяжестей, которые выполнял Шри Чинмой, Терри Тодд — профессор Техасского Университета и бывший чемпион США по тяжёлой атлетике и пауэрлифтингу, пришёл к выводу, что Чинмой вводит в заблуждение, неправильно указывая тип подъёма веса.
Последователи Чинмоя утверждают, что 30 января 1987 года он поднял одной рукой более 7000 фунтов (3175 кг). По этому поводу профессор Терри Тодд сказал следующее: Я не верю, что он это сделал. Это физически невозможно. В статье, опубликованной в журнале для бодибилдеров «Musclemag», также говорится, что подобный жим невозможен, а Шри Чинмой и его сторонники названы «падкими на славу мошенниками». Результаты, о которых заявлял Чинмой, официально не зафиксированы ни одной ассоциацией тяжёлой атлетики или пауэрлифтинга.
Обвинения в сексуальных домогательствах
Анна Карлтон и ещё две бывшие последовательницы Чинмоя публично обвинили его в сексуальных домогательствах. Карлтон сообщила в интервью изданию New York Post, что Чинмой принуждал её к половым связям в 1991 и 1996 гг. Другие женщины делятся похожими историями. Одна из них заявляет даже о том, что в 80-х гг. она забеременела от Чинмоя, и тот оплатил ей аборт. Подобные обвинения, выдвинутые против Чинмоя, продолжают обсуждаться в СМИ, начиная с 90-х гг. прошлого столетия, но не рассматривались в судебном порядке.
Американский сектовед и консультант по выходу Рик Росс комментирует данную ситуацию следующим образом:
Отнесение созданной Шри Чинмоем организации к деструктивным культам
Ряд исследователей[уточнить] утверждают, что Шри Чинмой создал религиозную организацию, квалифицируя её как тоталитарную деструктивную секту..
В 2007 году газета The Times сообщила, что один из депутатов британского парламента официально выступал в Палате общин с протестом против деятельности организации Чинмоя, которую он назвал «культом». Депутат выступил против проведения в одном из помещений парламента встречи, организованной последователями Чинмоя. Парламентарий поделился своими опасениями относительно того, что пришедшие на встречу «молодые люди будут обмануты и вовлечены в условия полного подчинения». Тем не менее, встреча всё-таки состоялась.
Эксперты Национальной ассамблеи Франции внесли Парижскую ассоциацию «Шри Чинмой» в список религиозных организаций, которые могут нести угрозу обществу.
Иск против «Центра Шри Чинмоя»
В 2010 году четверо бывших членов организации Чинмоя, проживающих в Сан-Франциско (далее — истцы), подали иск против «Центра Шри Чинмоя». Истцы на протяжении многих лет являлись сотрудниками вегетарианского ресторана «Ananda Fuara» — одного из т. н. «божественных предприятий», управляемых последователями Шри Чинмоя. Иск был рассмотрен в суде штата Калифорния, а затем передан в федеральный суд США. Истцы обвиняют ответчиков в целом ряде правонарушений, включая незаконное увольнение. Ниже — фрагмент документа из материалов дела:
Судебный процесс по иску против «Центра Шри Чинмоя» назначен на лето 2011 года.
Шри Чинмой, как утверждают его почитатели, написал более 1500 книг. На сайте srichinmoylibrary.com опубликована 1191 книга Шри Чинмоя на английском языке. Некоторые его книги переведены на другие языки, в том числе и на русский язык. На сайте dreambooks.ru опубликовано 26 книг Шри Чинмоя в переводе на русский язык. В Российской государственной библиотеке находится около 30 его книг. В библиотеке Конгресса США примерно столько же.