Популярные
На фото Чжоу Вэньцзюй

Чжоу Вэньцзюй

выдающийся китайский художник X века
Биография

Чжоу Вэньцзюй был придворным художником последнего императора Южной Тан Ли Юя. Свою карьеру Чжоу начал ещё при Ли Цзине (правил в 943-961гг), отце Ли Юя, предпоследнем правителе Южной Тан. К периоду правления Ли Цзина относится упоминание имени художника в связи с подношением императору картины «Южная усадьба», которая была одобрена его величеством, (в дальнейшем Ли Юй преподнёс её в дар сунскому императору). В 961 году Ли Цзин скончался, и власть перешла к его сыну Ли Юю, который в том же году основал императорскую Академию Ханьлинь. Чжоу Вэньцзюй стал её членом с самого основания, получив ранг дайчжао («ожидающий императорских указаний»).

Жизнь придворного художника была не так завидна, как может показаться на первый взгляд. Дайчжао был обязан по первому требованию являться к правителю для выполнения той или иной живописной работы; отчасти это напоминало труд личного фотографа. Го Жо-сюй в своих «Записках о живописи» (XI в.) описывает историю, как однажды правитель Ли Юй по поводу того, что в первый день нового года пошёл сильный снег, приказал устроить банкет. Собрались сановники, пировали, сочиняли стихи. И вот под утро, когда ночь была на исходе и стала рассеиваться мгла, а сановники возбуждённо скандировали стихи, решили позвать «известных мастеров, чтобы они нарисовали картину и (воплотили) в ней прекрасное». Далее, Го Жо-сюй перечисляет тех, кого подняли в такую рань: Гао Чунгу, Чжоу Вэньцзюя, Чжу Дэна, Дун Юаня, и Сюй Чунсы.

Го Жо-сюй сообщает, что Чжоу Вэньцзюй «...Работал в жанре «жэньу» (т.е. бытовые сценки), писал повозки, лошадей, постройки, деревья, горы и реки, особенно изящно изображал учёных женщин. Его стиль во многом близок Чжоу Фану, но (отличается) ещё большей изысканностью в (передаче) хрупкой красоты». Такое определение стилистики Чжоу Вэньцзюя полностью оправдывает свиток «Портрет дамы с кошкой» из Национального Дворцового музея, Тайбэй (по всей вероятности, это копия, созданная в эпоху Мин, или Цин). На нём изображена молодая образованная женщина, вдумчиво читающая книгу. Она полна изящества, а детали окружения традиционно подчёркивают женскую красоту – цветы, бабочки, птички и т.д. Кошка, расположившаяся у её ног, добавляет ощущение мира и уюта.

Согласно древним источникам, Чжоу Вэньцзюй был мастером изображения интерьеров. Наряду с портретами образованных женщин, это было его второй главной специализацией. Среди немногочисленных его произведений, дошедших до наших дней, есть небольшой (40х70см) свиток «Играющие в вэйци перед двойной ширмой» (Гугун, Пекин; по всей вероятности, это копия свитка, созданная в эпоху Мин). На этом свитке художник изобразил императора Ли Цзина (в высоком головном уборе), наблюдающим, как его братья играют в вэйци (по другой версии, это император Ли Юй). Вэйци – китайская разновидность шашек, а «двойная ширма» - это отмеченное историками китайского искусства изобретение Чжоу Вэньцзюя: художник, используя принцип матрёшки, написал сцену на фоне ширмы, на которой, в свою очередь, изображена другая сцена на фоне ширмы. Его придумка имела успех.

В каталоге Чжоу Вэньцзюя числится более дюжины произведений, и среди них есть один небольшой (37х58см) свиток, «Сад учёных» (Вэньюань ту), который сегодня приписывают кисти этого художника по стилистическим особенностям. Свиток ранее хранился в сунской императорской коллекции. Большой знаток живописи, художник и коллекционер император Хуэйцзун оставил на нём надпись, в которой сообщает, что это работа танского мастера Хань Хуана. Вполне возможно, что древний знаток ошибся, и свиток в действительности принадлежит кисти Чжоу Вэньцзюя. Художник изобразил на нём беседу учёных мужей, передав дух древних благородных собраний китайских интеллектуалов.

Чжоу Вэньцзюй также писал картины на религиозные - даосские и буддийские темы, используя в качестве образцов древние творения Цао Чжунда (VI в.) и У Даоцзы (ок.700 - 760гг.)

Краткая библиография.

  • Т. А. Пострелова Академия живописи в Китае в X—XIII вв. Москва, Наука, 1976.
  • Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. М. Наука. 1978.
  • The Art of East Asia. Konemann. Cologne. 1999.
Поделиться: