Популярные
На фото Цзэн Гофань

Цзэн Гофань

китайский политический и военный деятель, писатель
Биография

Биография

Родился в небогатой дворянской семье, сын помещика. В 1838 году выдержал государственный экзамен в столице, после чего получил степень шэньши. После этого преподавал в академии Ханьлинь, где прославился как специалист в вопросах ритуала и этикета.

Вскоре назначается в провинцию Сычуань, где занимает должность руководителя при проведениях провинциальных экзаменов на право занятия государственных должностей. На этом посту Цзэн Гофань показал себя верным последователем конфуцианского учения.

В 1849 году переезжает в столицу государства, где занимает руководящий пост в министерстве церемоний, а затем служит инспектором в военном министерстве Китая. В конце 1852 года по поручению правительства создаёт Хунаньскую армию (т.н. "Сянская армия"), во главе которой наносит тайпинам ряд тяжёлых поражений, а также громит красноголовых. За заслуги в борьбе с Тайпинским восстанием получает назначение губернатором приморской провинции Чжэцзян. С 1860 года — наместник провинции Цзянси. В 1865 году Цзэн Гофань — императорский уполномоченный по подавлению восстания няньцзюней. В декабре 1866 года вновь назначен губернатором Цзянси, а в 1868—1871 годах — наместник столичной провинции Чжили с титулом хоу. Это был редчайший при династии Цин случай занятия высокой должности и получения подобного титула этническим китайцем.

Цзэн Гофань был сторонником модернизации Китая, выступал за строительство в стране военных заводов европейского типа, призывал к тесному сотрудничеству китайцев с маньчжурами, видя в этом залог создания сильного Китая.

Политические взгляды

Говоря об отношении к «варварам», Лю Сихун писал в 1875 г., что, начиная с древнейших времен, путь управления варварами состоит в «непрерывном привязывании». Такого же мнения придерживался и Цзэн Гофань, ключевая фигура середины XIX столетия в Китае. Он писал об отношении к «варварам»: «наилучший способ управления варварами - привязывание».

Цзэн Гофань, олицетворявший собой духовную ситуацию середины столетия, как и Вэй Юань, был уроженцем пров. Хунань. В 1850-е годы он прочно входил в высший слой столичного чиновничества. После победы над тайпинами в 1864 г. влияние Цзэна на внутреннюю политику резко возросло. Не меньшим было его воздействие и на духовную жизнь общества. Временная стабилизация положения в империи, наступившая после подавления тайпинов, породила у правящего слоя империи определенные надежды на «возрождение Срединной династии». В этой ситуации победитель тайпинов в глазах многих превратился в некий символ этих надежд, наглядное свидетельство мощи и устойчивости традиционной культуры.

Взгляды Цзэн Гофаня сформировались довольно рано, еще в его родной провинции Хунань. По складу характера он был ярым консерватором, страстным приверженцем культа предков и традиционных устоев китайской семьи. Идеологически он находился под воздействием сторонника «сунского учения» Тан Цзяня. Цзэн не отвергал филологических штудий классических текстов, но считал, что их следует сочетать с непрерывным самоусовершенствованием. Но, пожалуй, наибольшее влияние на окружающих Цзэн Гофань оказал как сторонник «тунчэнской школы» и последователь Яо Ная (1732-1815), который своей популярностью был обязан главным образом составленной им антологии древней прозы. Немало сделал для популяризации тунчэнской школы и Цзэн, хотя он не был в этом одинок. Культ древнего письменного слова с неожиданной силой распространился среди образованного китайского общества в середине столетия. Он был, вне сомнения, своеобразным ответом традиционной культуры на недавние политические потрясения. Древнее письменное слово, способное привлечь к себе внимание и гармонизировать внутренний мир человека, было призвано продемонстрировать силу китайской культуры. Но этот культ выявил и ее слабость - на поверхность выступил тот самый доминирующий в традиционной культуре «гуманитаризм», который через несколько десятилетий превратился в одну из главных мишеней сторонников радикальной модернизации. Но Цзэн Гофань оставался верен культу гу вэнь всю свою жизнь.

Занимаясь главным образом военными и административными делами, Цзэн Гофань всегда, даже в промежутке между боями, находил время для литературных занятий, считая это совершенно необходимым для своего внутреннего мира. «Занимаясь словесностью,- писал Цзэн Гофань,- как бы прочищаешь весь механизм своего сердца. Если сердце постоянно занято, то оно живет, если не занято, то оно задыхается. Оно подобно источнику в земле: если не пробуравишь скважину, то не получишь желанной влаги...» Подобно своему учителю Цзэн Гофань занимался составлением антологий.

Мы никогда не поймем внутреннего очарования традиционной китайской культуры с ярко выраженной гуманитарной доминантой, если не уловим смысла в такой ситуации: два самых значительных политика второй половины XIX в., Цзэн Гофань и Ли Хунчжан, первый в качестве составителя, а второй - комментатора, благоговейно склоняются над текстом Тао Цяня (365-427): «Небо и Земля долговечны и не имеют конца. // А горы и реки не меняются от времени».

Семья

Сын и наследник Цзэн Гофаня, Цзэн Цзицзэ, стал наиболее известным китайским дипломатом-международником своего времени. Значительную роль в это сыграло образование, данное ему отцом: Цзэн Цзицзэ знал английский язык с детства и имел хорошее представление о технических достижениях Запада. Клан Цзэн, ориентирующийся на эти две фигуры, продолжает проявлять себя в последующие поколения.

Поделиться: