Популярные

Дарио Франкитти

шотландский автогонщик итальянского происхождения
Категория:
Биография
  • 4-кратный чемпион серии IRL IndyCar (2007, 2009, 2010 и 2011).
  • 2-кратный победитель Indy 500 (2007 и 2010).
  • Победитель 24 часов Дайтоны 2008 года.

Общая информация

Франкитти родился в шотландском городе Батгейт. В 1981 году вся семья переехала в Уитбёрн.

Дарио женат на американской актрисе Эшли Джадд. Свадьба состоялась в 2001 году в замке Скибо, рядом с Дорнахе, Шотландия. Ныне пара проживает рядом с городом Франклин, в штате Теннесси в США. Эшли периодически сопровождает мужа на соревнованиях.

Дарио считает себя поклонником футбольного клуба «Селтик».

Другой шотландский автогонщик - Пол ди Реста - приходится Дарио двоюродным братом.

Гоночная карьера

Начало

Во время своего обучения в Stewart’s Melville College в Эдинбурге, Франкитти начал делать свои первые шаги в картинге. Дарио выигрывает юниорский открытый чемпионат Шотландии по картингу в 1984, аналогичное Британское первенство в 1985 и 1986, а также взрослое первенство Шотландии в 1988. Далее Франкитти переходит в соревнования на машинах с открытыми колёсами: первой серией становится юниорское первенство Формула-Vauxhall, где он в 1991-м году завоёвывает чемпионский титул, выиграв за сезон 4 гонки.

На следующий год он делает шаг наверх, переходя в чемпионат Формулы-Vauxhall Lotus, где присоединяется к команде Paul Stewart Racing. В дебютном сезоне он финиширует 4-м в общем зачёте и выигрывает приз лучшего молодого пилота года по версии McLaren/Autosport. В 1993 году он завоёвывает чемпионский титул.

В 1994 году он сделал ещё шаг наверх и подписал контракт с командой британской Формулы-3. В дебютном году он одерживает одну победу и заканчивает чемпионат 4-м. На этом его карьера в младших «формульных» сериях заканчивается.

Дарио решил на некоторое время связать свою автоспортивную карьеру с кузовными гонками, подписав контракт с AMG Racing на выступление на автомобиле Mercedes C-Class в DTM и ITC. В дебютный год он заканчивает 5-м немецкое первенство и финиширует 3-м в международном чемпионате. На следующий год, уже в объединённом первенстве, он подтверждает неслучайность прошлогодних успехов и заканчивает год 4-м. За два года в серии шотландец выигрывает две гонки.

Несколько позже — в 2000 году — Дарио привлекается к тестам команды Jaguar F1 (при содействии его наставника Джеки Стюарта), но так и не получает шанса стать основным пилотом.

CART

C закрытием в конце 1996 года ITC Mercedes перевела Франкитти в другой чемпионат, где она являлась поставщиком техники — в серию CART. Дарио подписал контракт с командой Hogan Racing на выступления в сезоне 1997 года.

В дебютном сезоне шотландец лишь 1 раз финиширует в Top10 (9-м на этапе в австралийском Серферс-Парадайз) и заканчивает чемпионат на 22-м месте. Выступления в дебютном году позволили Франкитти заинтересовать в своих услугах более сильную команду — Дарио подписал контракт на следующий год с командой Team Green.

За рулём болида новой команды результаты сразу же значительно улучшились — в сезоне-98 шотландец 5 раз стартует с поула, 9 раз финиширует в Top5 (и трижды побеждает), заканчивая сезон на третьей строчке общего зачёта.

Следующий сезон и вовсе мог стать триумфальным — Дарио весь сезон на равных борется с новичком серии и будущим чемпионом Хуаном Пабло Мантойей, однако дрогнул в решающей гонке сезона и проиграл колумбийцу и в решающей гонке сезона и во всём чемпионате. Оба пилота набрали по 212 баллов, но колумбиец чаще побеждал, потому и стал чемпионом. Решающий этап в Фонтане стал вдвойне неудачным — в аварии во время гонки разбился близкий друг шотландца — канадец Грег Мур.

Сезон 2000 года был смазан из-за тяжёлой аварии на межсезонных тестах. В итоге Дарио заканчивает чемпионат лишь 13-м, не одержав за сезон ни единой победы.

В 2001-м года Франкитти прибавляет в стабильности и одерживает первую за долгое время победу (в Кливленде). Чемпионат заканчивается на 7-й строчке общего зачёта.

В 2002 году Франкитти выигрывает сразу три гонки (включая гонку в Ванкувере (на родине Грега Мура — шотландец посвещает ту победу своему погибшему другу) и в Корби (первая выигранная гонка на трассе овального типа)). За сезон Дарио набирает 148 баллов и заканчивает сезон на 4й позиции. По окончании сезона шотландец вместе с командой переходит в IRL IndyCar.

IRL IndyCar Series

Пробная гонка в серии была проведена в 2002 году — Team Green в полном составе заявилась на Indy 500. Дарио квалифицировался на 10-м ряду, а в гонке сумел финишировать на 19-й позиции.

В 2003-м он вместе с командой, сменившей название на Andretti Green Racing, полностью сосредотачиваются на участии в IRL. Побороться в первом сезоне за чемпионат помешала травма, полученная во время мотоциклетной аварии на отдыхе в Шотландии. Дарио проехал лишь 3 гонки из 16. Впрочем не всё было так плохо для AGR — в сочетании с завершением регулярной карьеры для совладельца команды Майкла Андретти эта травма позволила дать место в кокпите для Дэна Уэлдона. Британец в тот год хоть и провёл неполный сезон, но завоевал титул новичка года в серии.

В 2004-м году Дарио возвращается в серию на полном расписании — шотландец значительно уступал в стабильности результатов двум своим партнёрам по команде — Уэлдону и Канаану, но в целом провёл не самый плохой сезон — 5 финишей в Top5 (в том числе две победы (в Милуоки была одержан дебютный триумф в соревновании серии)) позволяют ему закончить сезон 7-м.

Дарио подтягивается к лидерам серии в 2005-м году. Лишь 4 финиша за сезон вне Top10 в сочетании с двумя победами позволяют ему обосноваться на 4-й строчке общего зачёта чемпионата. В Indy 500 шотландец впервые в карьере попадает в Top10 по итогам гонки — финишируя 6-м

В сезоне-2006 Дарио вновь сбавляет в стабильности — лишь три финиша в Top5 за сезон (и не одной победы) в сочетании с травмой на финальном сезоне в Чикаголенде (из-за чего пришлось пропустить гонку) приводят к худшему за три года результату в серии — шотладец лишь 8-й в общем зачёте.

В 2007-м команда и пилот торжественно объявили о 10-й годе взаимного сотрудничества. Также в этом сезоне команда задействует Дарио в своей программе в ALMS (где ему приходится выступать на прототипе Acura ARX-01 в экипаже с младшим братом Марино и партнёром по индикаровской команде Брайаном Хертой). 27 мая шотландец выигрывает свою первую гонку Indy 500 (заезд неоднократно прерывался из-за дождя и, в итоге, был завершён досрочно).

Сезон был примечателен для шотландца двумя серьёзными авариями, в которых он, тем не менее, не получил никаких травм — в Мичигане в борьбе за лидерство с Дэном Уэлдоном его машина соприкоснулась контактной зоной передней покрышки с аналогичной зоной на шине британца. В результате этого машина Дарио взлетела и при приземлении спровоцировала массовый завал (пострадало 7 машин). Вторая авария произошла неделю спустя — на этапе в Кентукки. Франкитти не понял сигнала о завершении гонки и, после пересечения старт/финишной черты, наскочил на замедлившуюся машину Косуке Мацууры.

Что же касается дел в чемпионате, то Дарио провёл его сверхстабильно — воспользовавшись локальными неудачами конкурентов он относительно быстро вышел в лидеры общего зачёта и довёл чемпионат до победы, одержав 4 победы на этапах. Впрочем титула могло и не случиться — перед последним этапом вплотную с Дарио шёл Скотт Диксон, однако в решающей гонке в Чикаголенде Дарио оказался более бережлив по отношению к топливу и, после остановки новозеландца на последнем круге с пустыми баками, выиграл и финальный этап сезона и весь чемпионат-2007.

По окончании сезона Дарио объявил о завершении карьеры в серии, перейдя в NASCAR`овскую команду Chip Ganassi Racing.

Карьера в NASCAR не сложилась и в конце 2008-го года Дарио возвращается в IndyCar, подписав контракт с местным подразделением Chip Ganassi Racing. И вновь его карьера пересеклась с карьерой Дэна Уэлдона — теперь уже шотландец сменяет британца в команде. Дебют Дарио за рулём CGR состоялся на внезачётном этапе в австралийском Серферс-Парадайз — Франкитти квалифицировался четвёртым, но по ходу гонки команда просчиталась с тактикой и шотландец финишировал лишь 16-v — в круге позаде победителя гонки.

В 2009 году шотландец весь сезон боролся за титул с партнёром по команде Скоттом Диксоном и Райаном Бриско из Team Penske. Перед последней гонкой он вновь получил шанс выиграть титул — в финальной гонке сезона в Хоумстеде он всю гонку ехал на тяжёлой машине, однако смог опередить обоих прямых конкурентов, выбравших план на гонку с большим числом остановок.

В том сезоне шотландец лишь дважды не попал в Top10 на финише и, одержав 5 побед, смог на финише сезона опередить на 11 очков Диксона и на 12 Бриско, завоевав свой второй титул чемпиона серии.

В октябре Франкитти поучаствовал в специальном выставочном раунде серии V8 Supercars на городской трассе в Серферс-Парадайз. 17 экипажей, составленные по принципу «пилот серии и известный приглашённый пилот» провели 300-километровую гоночный марафон. Шотландец участвовал в гонке от команды Jim Beam Racing в паре со Стивом Джонсоном.

В сезоне-2010 он вновь борется за титул. Главным конкурентом в чемпионате вновь становится австралийский пилот команды Team Penske. На этот раз им выступает не Райан Бриско, а Уилл Пауэр. Уроженец Тувумбы мало достижим на дорожных трассах, но на овальных допускал слишком много ошибок. Две из них (в Чикаголенде и Хоумстеде) дают шотландцу решающее преимущество. В итоге Дарио опережает австралийца в общем зачёте на 5 очков. Ключевым фактором стала стабильность — Франкитти лишь дважды за сезон не попал в Top10. а Пауэр сделал это 4 раза.

В конце мая Дарио, стартовав третьим, выигрывает свою вторую в карьере гонку Indy 500.

NASCAR

3 октября 2007 был официально анонсирован контракт Дарио и командой #40 Fastenal Dodge Chip Ganassi Racing, заменив Дэвида Стремме. Таким образом это стал второй громкий переход в NASCAR из серий на машинах с открытыми колёсами (ранее из Формулы-1 в серию перешёл Хуан-Пабло Монтойя).

В рамках подготовки к дебюту в NASCAR Sprint Cup Series Дарио проехал несколько гонок в младших сток-каровских дивизионах: дебютная гонка пришлась на 5 октября 2007 года — на этап ARCA RE/MAX Series на трассе Talladega Superspeedway. Шотландец квалифицировался 6-м и финишировал 17-м, пилотируя болид #42 Target Dodge Charger команды Чипа Ганасси.

20 октября 2007 Дарио дебютировал в NASCAR Craftsman Truck Series во время гонки на Martinsville Speedway. Шотландец пилотировал пикап #41 Target Dodge Ram команды Cunningham Motorsports (с Брайаном Пэтти в качестве крю-чифа). Он финиширует 33-м, часть гонки испытывая проблемы с задней частью машины.

26 апреля 2008 Дарио попал в серьёзную аварию на этапе NASCAR Nationwide Series. Франкитти сломал левую лодыжку и надолго выбыл из соревнований.

Неудачи Дарио отразились на всей команде № 40: вскоре ушли все основные сспонсоры и Чип был вынужден закрыть команду. Франкитти проехал несколько гонок в конце сезона за рулём команды № 41.

9 августа 2008 Дарио завоевал первый в карьере поул в рамках серии NASCAR Nationwide — на этапе в Уоткинс-Глен.

Гонки спортпрототипов

Дарио совмещал выступление в сериях IndyCar и NASCAR с участинм в гонках спортпрототипов.

В 2007-м году экипаж команды Andretti Green Racing Франкитти / Херта / Канаан финиширует вторым в 12 часах Себринга и выигрывает гонку в классе LMP2. Дарио также принимает участие в гонке серии в Лонг-Бич.

В 2008-м году Чип Ганасси использовал Дарио в 24 часах Дайтоны. экипаж Франкитти / Монтойя / Пруэтт / Рохас смог выиграть ту гонку, пилотируя Lexus-Riley.

В том же году шотландец договорился с Highcroft Racing и вместе со Скоттом Шарпом и Дэвидом Брэбэмем пилотировал болид команды во время Petit Le Mans. Экипаж продержался на трассе лишь 16 кругов, после чего вынужден был сойти из-за технических проблем.

В 2009 году шотландец вновь пилотирует болид команды Chip Ganassi Racing в 24 часах Дайтоны. экипаж Франкитти / Диксон / Ллойд финиширует 5-м.

В том же году он принимает участие в 12 часах Себринга. Вновь экипаж Highcroft Racing Шарп / Брэбэм / Франкитти не может добраться до финиша марафона, оказавшись на 15-й строчке итогового протокола гонки. С третьей попытки экипаж Дарио добирается до финиша на этапе ALMS — Acura команды Highcroft Racing добирается до 6-й позиции в Petit Le Mans того года.

Статистика результатов в моторных видах спорта

Гонки кузовных машин

Гонки «чампкаров»

Гонки спортпрототипов

Жирно выделен старт с поул-позиции
Через черту написан результат в абсолютном зачёте и в своём классе.

Жирно выделен старт с поул-позиции
Через черту написан результат в абсолютном зачёте и в своём классе.

Гонки сток-каров

Жирно выделен старт с поул-позиции.

Жирно выделен старт с поул-позиции.

Жирно выделен старт с поул-позиции.

Поделиться: