По оценкам Sunday Times, Херст является самым богатым живущим художником в мире — на 2010 год его состояние оценивалось в ?215 миллионов. В начале своего карьерного пути Дэмьен тесно сотрудничал с известным коллекционером Чарльзом Саатчи, но нарастающие разногласия привели к разрыву в 2003 году.
Смерть — центральная тема в его работах. Наиболее известная серия художника — Natural History: мертвые животные (включая акулу, овцу и корову) в формальдегиде. Знаковая работа — ''Физическая невозможность смерти в сознании живущего'' (англ. The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living): тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Данная работа стала символом графической работы британского искусства 1990-х и символом Britart во всем мире.
В сентябре 2008 года Херст продал полное собрание Beautiful Inside My Head Forever на аукционе Sotheby’s за ?111 миллионов ($198 миллионов), тем самым побив рекорд для аукциона с одним художником.
Дэмиен Херст родился в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12. Его мама, Мэри, была художником-любителем . Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах.. Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Central Saint Martins College of Art and Design и в какой-то коледж в Уэльсе. В итоге, он был принят в Goldsmith College (1986-89).
В 1980-х Goldsmith College считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа Goldsmith привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Goldsmith ввела у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние тридцать лет подобная модель образования получила широкое распространение во всем мире.
Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.
В июля 1988 году Херст курировал получившую известность выставку Freeze в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы семнадцати студентов школы и его собственное творение - композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными латексными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Херста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.
Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA; кроме того на Херста обратил внимание известный коллекционер и покровитель искусств Чарльз Саатчи.
В 1989 году Херст закончил Goldsmith College. В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, Gamble, в ангаре, в пустом здании завода Bermondsey. Эту выставку посетил Саатчи: Фридман вспоминает как он стоял с открытым ртом перед инсталляцией Херста под названием Тысяча лет - наглядной демонстрации жизни и смерти. Саатчи приобрел это это творение и предложил Херсту деньги на создание будущих работ.
Таким образом, на деньги Саатчи, в 1991 году была создана Физическая невозможность смерти в сознании живущего, представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра. Работа обошлась Саатчи в 50 000 фунтов. Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 6000 фунтов. В результате, Херст был номинирован на получение премии Тернера, которая была присуждена Гринвиллу Дэйви. Сама акула была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за $12 миллионов (?6 ,5 миллионов).
Первое международное признание Херста пришло к художнику в 1993 году на Биеннале в Венеции. Его работа Разделенные мать и дитя представляла собой части коровы и теленка, помещенные в раздельные аквариумы с формальдегидом. В 1997 году увидела свет автобиография художника I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now.
Последний по времени проекта Херста, наделавший много шума, представляет собой изображение человеческого черепа в натуральную величину; сам череп скопирован с черепа европейца в возрасте около 35 лет, умершего где-то между 1720 и 1910 годами; зубы в череп вставлены настоящие. Творение инкрустировано 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат; они покрывают его сплошь, как мостовая. В центре лба черепа располагается большой бледно-розовый бриллиант на 52,4 карата стандартной бриллиантовой огранки. Скульптура называет За любовь Господа и является самой дорогой скульптурой живущего автора - ?50 миллионов.