Дин Мартин был совершенным эстрадным артистом. Со свойственной ему прямотой, он объяснил однажды: «Когда я пою песни о любви, я пою так, чтобы понравиться не женщине, а тому мужчине, с которым она пришла, потому что платит мне именно он». На счету Дина Мартина более ста картин, среди них «Рио Браво» (1959), «Одиннадцать друзей Оушена» (1960). Его музыкальная карьера стала развиваться после знакомства с Фрэнком Синатрой (1976), в дуэте с которым Дин исполнил много своих знаменитых хитов: «Love Me, Love Me», «Memories Are Made Of This», «Innamorata» и др. 22 февраля 2010 года на Голливудской аллее славы была установлена звезда Дина Мартина. Церемония состоялась в казино «Фламинго».
Дин Мартин родился 7 июня 1917 года в Штойбенвилле, штат Огайо, США, в семье итальянских иммигрантов Гаэтано (англ. Gaetano Crocetti) и Анджелы Крочетти (англ. Angela Crocetti) (девичья фамилия — Барра) . Его отец был родом из Абруццо, Италия, мать — неаполитанка, наполовину сицилийского происхождения. Дин с детства был очень предприимчивым и работящим и как мог помогал родителям. В начале 1920-х в Штойбенвилле наблюдался высокий рост преступности, из-за чего жители прозвали город «маленьким Чикаго» (англ. Little Chicago). Как следствие, Мартин не мог противостоять дурному влиянию. Настоящее имя актёра — Дино Пол Крочетти (англ. Dino Paul Crocetti). В юности Мартин жил по соседству с «Сэмми» Дэвисом-младшим, Джимми Греком, в будущем — известным спортивным комментатором и букмекером Джимми Снайдером. Мартин был младшим, вторым ребёнком в семье. Брата Дина звали Билл. Мартин говорил только по-итальянски, пока в возрасте 5 лет не пошёл в школу. Уже будучи знаменитым певцом и актёром, Мартин признавался, что всегда стыдился своего происхождения и незнания английского языка. В интервью для журнала «Look» Дин сказал: «Итальянцы очень талантливы. Возьмите биографии современных певцов и увидите, что 90 % из них — итальянцы… И всё, потому что они поют сердцем, а не горлом. Любой может петь горлом, но, если вы так делаете, значит вы просто произносите слова». Критики никогда не осуждали Мартина за то, что артист пел не горлом. Подростком он начал играть на ударных инструментах и увлёкся музыкой. Ровесники насмехались над его неправильным английским, и Дин бросил школу за два года до выпуска. Предполагается, что именно там он получил большую часть своего образования, хотя официальная биография утверждает, что Мартин всё же окончил школу и получил аттестат о среднем образовании. В годы Великой депрессии Дино поставлял нелегальный ликёр между границами штата, продавал лотерейные билеты и заключал денежные пари. В те годы букмекерство приобрело огромную популярность в Соединённых Штатах. По прошествии времени Дино стал работать профессиональным крупье в одном из подпольных казино Стобенвила. Помимо этого Мартин тайно торговал спиртными напитками, сочинял необычные анекдоты, профессионально играл в блэкджек, работал на сталелитейном заводе и боксировал в полусреднем весе. В интервью для журнала «Houston Chronicle» друг детства Марио Камерленго сказал: «Он уже с детства был комиком. Помню, как он постоянно срывал уроки. Когда учитель говорил ему «Дино, выйди из кабинета», он словно назло всем ударял меня по голове, убеждая окружающих, что инициатором драки был я». В молодости Мартин профессионально занимался боксом, выступал на матчах, любил карточные игры. В возрасте 15 лет он стал боксёром, придумав себе прозвище «Парнишка крючок» (англ. Kid Crochet), а уже к 16 годам стал боксёром второго полусреднего веса с рекордом 25-11. На протяжении всей спортивной карьеры Дина преследовали различные травмы: травмированная губа, повреждённые суставы и сломанный нос. Важно отметить, что в 27 лет Мартин сделал операцию по ринопластике (пластика носа). В интервью Робу Паркеру для журнала «The Observer» Мартин рассказывал: «Я одержал победу над всеми кроме своего одиннадцатого противника» (англ. I won all but eleven). На вопрос журналиста журнала «Look» сколько побед он одержал, Дин ответил: «Дюжину» (англ. a dozen). Официальная биография утверждает, что Дин принял участие в 36 поединках, одержав победу в 25 из них. В юности Мартин со своим приятелем Сонни Кингом, в будущем — известным певцом, часто устраивали любительские матчи, проходившие в частной квартире. Друзья продолжали борьбу до того момента пока кто-то из них не отправлял своего соперника в нокаут. Каждый матч сопровождался почасовой оплатой, но несмотря на это Дин и Сонни удавалось собирать огромное количество зрителей. За каждый матч Дино зарабатывал от десяти долларов до двадцати пяти. К двадцати годам Мартин оставил спортивную карьеру и посвятил себя выступлениям с местными музыкальными группами. После ухода из спорта взял себе псевдоним «Дино Мартини» (по имени известного тенора Метрополитен-оперы, Нино Мартини). Первое время Мартин выступал в оркестре под управлением Эрни Маккея в Кливленде. Он пел в напевающем стиле под влиянием Гарри Миллза («Mills Brothers»). Кроме того, Мартин выступал с местными музыкальными группами. В начале 40-х 21-летний Дино начал выступать с оркестром Сэмми Уоткинса, который предложил ему изменить имя. Мартин с детства восторгался Голливудом и почти всё своё свободное время проводил в кинотеатрах Стобенвила. Большое влияние на будущего актёра оказал Бинг Кросби. В интервью для журнала «People» Дин рассказывал:
В 1941 году Мартин женился на Элизабет Энн Макдональд. Брак закончился разводом в 1949 (Бетти страдала алкоголизмом), но за это время у них родились четверо детей. Всё это время Мартин работал над собственным стилем, отрабатывая внешний вид и индивидуальность. В 1943 году Мартин переехал в Нью-Йорк, начав выступать в престижном ночном клубе «Riobamba», где познакомился с Фрэнком Синатрой. В 1944 году во время Второй мировой войны Дин стал ведущим собственной радиопередачи «Песни Дина Мартина» продолжительностью 15 минут. В каждом выпуске программы Дин исполнял 4 песни. В конце 1944 года Мартин ушёл в армию в Акрон, штат Огайо, но вскоре был демобилизован как непригодный к службе по состоянию здоровья (с диагнозом двойная грыжа). Об этом пишет в своей автобиографии Джерри Льюис. К 1946 году Дин был уже довольно известным певцом, много выступал и гастролировал, подражая стилю Бинга Кросби, но о такой необычайной популярности как у Синатры речь не шла. К концу 40-х Дин Мартин привлёк внимание голливудских продюсеров, снялся в нескольких фильмах, но активно сниматься начал только в начале 50-х, делая по несколько картин в год. Друзья вспоминают, что Дин был весьма спокойным человеком, любившим смеяться и заставлявшим смеяться других. По их словам, иногда Дин любил побыть один и не многие могли понять, что его беспокоит и о чём он думает.
В 1946 году Мартин выпустил свой первый сингл «Which Way Did My Heart Go?». В том же году во время гастролей в Атлантик-Сити Дин Мартин познакомился с известным эстрадным комиком — Джерри Льюисом. Объединившись в единый дуэт, с 1948 года они заключают контракт с компанией «Парамаунт», исполняют песни и играют роли в кино. Только за несколько месяцев работы доходы Мартин и Льюиса повысились от 350 до 5000 долларов в неделю, и уже к концу 40-х они завоевали популярность во всей стране. В скором времени у дуэта появилось множество подражателей, копировавших образ актёров. Одним из таких подражателей стал дуэт «The Organ Grinder and the Monkey». Официальный дебют Мартина и Льюиса состоялся в клубе «500» 24 июля 1946 года в Атлантик-Сити. Владелец клуба Пол Д'Амато из Атлантик-сити по прозвищу Скинни (с англ. Тощий), заранее предупредил Джерри и Дина о том, что в случае неудачного выступления во второй раз, они оба будут уволены. Роль Пола Д'Амато в Лодже, согласно мнению главного юрисконсульта комитета конгресса по расследованию политических убийств, состояла в том, чтобы защищать интересы главы чикагской мафии Сэма Джанканы. Ожидая своего выхода за кулисами, Льюис и Мартин решили выступить перед публикой без соответствующей репетиционной подготовки. Оба были уверены, что их выступление закончится «провалом». Они составили необычный дуэт серьёзного певца и глупого официанта, который попадает в разные истории. На сцене актёры спокойно меняли текст и отпускали шутки, которые им приходили в голову. Шоу снискало успех у американской и западноевропейской публики. Этот успех позволил Джерри и Дину провести серию концертов в Копакабане, Нью-Йорк. Как отметили зрители, выступление артистов поразило собравшихся прежде всего потому, что Льюис постоянно прерывал и перебивал Мартина, когда Дин начинал петь. После выступления в клубе «500», Мартин подписал контракт с малоизвестным лейблом «Diamond Records». В четверг 11 июля 1946 года Дин записал четыре песни, ставшие первыми в его музыкальной карьере. На телевидении Дин и Джерри впервые выступили на телеканале «Си-Би-Эс» 20 июня 1948 в программе «Городской тост» (в 1955 году программа была переименована в Шоу Эда Салливана). В программе приняли участие Эд Салливан, Ричард Роджерс и Оскар II Хаммерстайн. Цикл радиопередач начался в 1949 году. В 1950 году Джерри и Дин становятся ведущими собственной концертной программы в популярном телешоу «Час комедии с Колгейт» (англ. Colgate Comedy Hour), которая продолжалась до 1955 года. Обязанности менеджера Джерри и Дина исполнил Эбби Грешлер. Именно Грешлер выступил инициатором одной из наиболее успешных сделок, совершённых за всю историю существования дуэта. Благодаря ей Дин и Джерри заработали 75 000$, что позволило им основать собственную компанию «York Productions». Джерри и Дин осуществляли полный контроль над клубом, радио и телевизионными проектами. За время совместной работы они вместе сыграли в шестнадцати кинокомедиях. В 1949 году они уже гастролировали по всей стране, заключили контракт с кинокомпанией «Парамаунт», сыграв в комедии «Моя подруга Ирма» (англ. My Friend Irma), и выступали со своими номерами на радио. Со временем они стали зарабатывать миллионы. Дуэт Мартина и Льюиса пользовался большой популярностью в Америке в начале 1950-х. В 1953 году Джерри и Дин стали ведущими радио-программы «Чайница» (англ. The Caddy), где Мартин проявил себя как певец. Интересно, что одна из песен, исполненных Мартином в программе, «That’s Amore» номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучшая песня к фильму». Песня стала первым настоящим хитом Дина за семь лет, однако сам Дин открыто ненавидел эту песню.
Первоначально они выступали со своими юмористическими номерами в ночных клубах, далее последовала передача на радио, затем собственное телевизионное шоу, а итогом стала серия комедийных кинофильмов на студии «Paramount Pictures». На фоне успеха этого комического дуэта издательство «DC Comics» выпустило серию комиксов под названием «Приключения Дина Мартина и Джерри Льюиса». Однако с годами роль Дина Мартина в дуэте стала заметно снижаться и летом 1956 года он распался. Льюис считался главной движущей силой дуэта, а Мартин постепенно начал чувствовать себя на вторых ролях. Неудовлетворённость таким состоянием дел нарастала, и в 1956 году дуэт прекратил своё существование. Несмотря на это Льюис и Мартин оставались очень популярными в шоу-бизнесе, продолжив уже выступления сольно. В дальнейшем они долгое время отказывались комментировать свой разрыв и не появлялись на публике вместе. Вновь вдвоём их увидели лишь в 1976 году на одном из телемарафонов, а окончательно бывшие коллеги примирились лишь в конце 1980-х после смерти сына Дина Мартина. Джерри Льюис стал продюсером, режиссёром, одновременно актёром, Дин стал самостоятельным артистом. Самой значительной работой Льюиса стала кинолента «Чокнутый профессор» (1963) — комический вариант романа Роберта Стивенсона о докторе Джекилле и мистере Хайде. В результате падения популярности в 70-е годы Джерри Льюис перестал сниматься. Лишь в 1980 году Льюис снялся в собственном фильме «Тяжело работая». Затем снялся в фильме «Король комедии» (1982, реж. Мартин Скорсезе) и «Стол с закусками» (1983, реж. Джерри Льюис). Комедии Джерри Льюиса продолжают традиции «немого» комического фильма, насыщены сатирой и долей сентиментальности. Критики отмечают, что Дин Мартин был лучшим партнёром, с которым сотрудничал Льюис. Учитывая тот факт, что Льюис был талантливым артистом, он мог преуспеть с любым комиком. По отзывам современников, Льюис всегда акцентировал особое внимание на работе Мартина, отмечая при этом, что номер никогда не имел бы успеха без участия в нём Дина. Так, например, в телевизионном шоу «Дин и я», Льюис называет Мартина одним из величайших комиков всех времён. В интервью журналу «Look» Мартин признавался:
В 1956 году было официально объявлено о распаде дуэта. Дуэт американцев Джерри Льюиса и Дина Мартина распался по инициативе Льюиса, который был намерен продолжить карьеру с другим партнёром. По отзывам коллег, в последние годы работы у Дина и Джерри часто возникали серьёзные разногласия. Отношения между ними окончательно разладились, когда Мартин заявил Джерри, что тот всегда был для него «ничем другим, кроме знака доллара» (англ. nothing to me but a dollar sign), а Джерри в разговоре с Питером Богдановичем заявил, что «некие люди» (англ. outside people) «натравливают» Мартина против Джерри. После распада дуэта для Дина настали сложные времена. Публика не хотела верить в распад дуэта, и тем более в самостоятельность Дина. Дебютный фильм Мартина «Десять тысяч спален», премьера которого состоялась в апреле 1957 года, потерпел кассовые провалы. После выхода фильма критик газеты «Нью-Йорк Таймс» Босли Кроутэр отметил: «Без Льюиса Мартин стал очередным внешне привлекательным крунером... Вместе с Джерри они создавали единую сбалансированную команду, в которой каждый занимался тем, что умеет делать лучше всего. Дин Мартин — это человек с хорошим чувством юмора и обаянием». Дальнейшие годы доказали, что критика Кроутэра ошибочна, поскольку Мартин преуспел в качестве самостоятельного эстрадного артиста. После распада дуэта Дин Мартин по-прежнему оставался востребованным артистом. Однако в связи со стремительным развитием нового музыкального стиля — рок-н-ролла, карьера эстрадного певца резко пошла на спад. Существовало опасение, что дальнейшая творческая деятельность Мартина ограничится выступлениями в ночных клубах, а сам Мартин останется известен в мире кинематографа исключительно как бывший партнёр Льюиса. После распада Льюис сохранил свою популярность, благодаря ролям в фильмах. Позднее в одном интервью журналисты отметили многочисленные достижения Мартина, включая золотой альбом «Everybody Loves Somebody», потеснивший группу «Битлз» с вершин хит-парадов, разнообразные роли в кино и весьма успешное телевизионное шоу. «Всё-таки я сделал Джерри», — признавался в частном интервью Мартин. На сегодняшний день выпущена серия бокс-сетов, в которые вошли редкие песни в исполнении Дина Мартина, включая записи выступлений с Джерри Льюисом. Альбом выпущены немецким инди-лейблом «Bear Family Records».