Родилась в 1861 году в местечке Нарын-кум ныне Уральской области. Игре на домбре обучалась у своего отца. Она была одной из трёх дочерей в семье Кенже из рода Торе. Две её сестры искусно пели, и отец предложил Дине сопровождать их пение игрой на домбре. Отец и стал первым учителем Дины, а позже её наставником стал сам Курмангазы. Она с детства так хорошо исполняла кюи Даулеткерея, Курмангазы, Мухита, Мусирали, Узака, Аликея, Туркеша, Есжана, Байжумы, Баламайсана и других известных кюйши, что ее прозвали "девочкой-домбристкой". Слава о ней разнеслась так далеко, что известный кюйши Курмангазы приехал послушать девятилетнюю девочку. Он остался доволен игрой Дины, благословил её, а в дальнейшем не выпускал из виду, брал с собой на различные музыкальные состязания, показывал ей особые приёмы игры на домбре. До девятнадцатилетия, пока её не выдали замуж, становлением Дины руководил Курмангазы. То, что знаменитый кюйши стал наставником Дины, стало удачей не только для неё лично, но и для всех, кто любит искусство кюя.
В 1939 году в Москве проходил Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, в котором участвовали 2 тысячи человек. Во второй тур конкурса прошли около двухсот участников, а на третий – всего 53 человека. В итоге первое место завоевали сразу 9 исполнителей, и среди них Дина Нурпеисова. Известный советский музыковед В. М. Беляев писал о выступлении Дины Нурпеисовой в журнале «Советская музыка» (1939 г. № 11) следующее: «Смотр поднял значение народных музыкальных инструментов, как средства для развития музыкальной культуры широких масс. То высокое мастерство игры на казахской домбре, которое показала Дина Нурпеисова — этот «Джамбул домбры», является лучшим способом художественной агитации за сохранение и развитие этого и аналогичных ему инструментов».
В 1944 году в Ташкенте прошла третья декада музыки республик Средней Азии и Казахстана. На праздник искусства приезжает и Дина Нурпеисова, ей – 83 года. В этом же году ей было присвоено звание «Народная артистка Казахской ССР».
После войны она взяла опеку над своими тремя внучками Акжан, Балжан и Гульжан от сына Журынбая, участника войны, умершего от ран. Последний публичный концерт домбристка-ветеран дала в 1952 году в возрасте 91 года. Умерла 31 января 1955 года в Алма-Ате.
Дины смыкает прошлое с современностью. В этом смысле её творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Данный переходный этап характеризуется сложностью и противоречивостью, он отмечен крупными событиями в общественно-политической жизни народа (освободительное движение 1916 года, революция, Великая Отечественная война, послевоенный восстановительный период).
Сильные впечатления оставили в сознании Дины Нурпеисовой события 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин — тех, кого называли тогда «инородцами». Во многих местах Казахстана вспыхнули восстания против «реквизиции» — так официально называлась эта мобилизация. Повстанцы выступали и против эксплуатации трудящихся феодальным байством, которая усилилась во время мировой войны. Дина откликнулась кюем под названием «16 жыл» (Шестнадцатый год). В отличие от одноименных произведений других народных композиторов «Шестнадцатый год» Дины в основе своей оптимистичен, в нём нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении белого царя. Кюй с начала и до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа.
Творчески плодотворным временем явились годы после установления в Казахстане Советской власти. Несмотря на то, что Дина встретила революцию в возрасте 57 лет, творчество её не только не ослабевает, а наоборот, принимает более интенсивный характер. Нурпеисова стремится наверстать упущенные годы. Она много сочиняет, принимает деятельное участие в творческих смотрах народных талантов. Дина сочиняет кюи «?сем ?оныр» о советской молодёжи и «Той бастар» (Застольная), рисующий всенародный праздник, посвящённый Советской Конституции, «8 Марта», «Сауыншы» (Доярка), «Енбек Ери» (Герой Труда) и другие отвечающие советской тематике.
В начале войны, в 1941 году Дина сочиняет кюй «Ана буйрыгi» («Наказ матери»).
Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет по словам очевидцев, говорить о её непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки, в том числе кюи «Б?лб?л", «К?ген т?п", «Байж?ма", «Жигер» и другие.