Популярные
На фото Дитрих Букстехуде

Дитрих Букстехуде

немецко-датский органист и один из наиболее известных композиторов эпохи барокко
Дата смерти:
1707-05-09
Биография

Биография

Место рождения

Учёные спорят о точных времени и месте рождения Букстехуде. Большинство сходится во мнении, что он родился в 1637 году в Хельсингборге, ныне принадлежащем Швеции, а тогда бывшем частью Дании. Один из его некрологов утверждает, что Букстехуде «считал Данию своей родиной, когда приехал в эту местность; он прожил около 70 лет». Другие источники сообщают, что Букстехуде родился в Бад-Олдеслоэ в герцогстве Гольштейн, которое в то время было частью Датского королевства.

Любек

Букстехуде работал органистом, сначала в Хельсингборге (1657—1658), затем в Эльсиноре (1660—1668), а затем, начиная с 1668 года, в церкви Святой Марии в Любеке. Его положение в вольном имперском городе Любеке предоставляло большую свободу действий и благоприятствовало развитию его музыкальной карьеры. С 1673 года Букстехуде организует вечерние музыкальные представления (Abendmusik), которые привлекали музыкантов со всей Германии и продолжали проводиться в церкви до 1810 года. В 1705 году Иоганн Себастьян Бах прошёл пешком около 400 км из Арнштадта, чтобы попасть на такой вечер, где Букстехуде импровизировал на органе. Когда Букстехуде познакомился с Бахом и Генделем, он был уже стар и собирался отойти от дел. Его настолько впечатлили дарования этих двух людей, что он предложил заменить его на посту сразу обоим, поставив лишь одно условие: принявший предложение должен будет жениться на его старшей дочери, Анне Маргарите (ни Бах, ни Гендель на это предложение не согласились).

Творчество

Наиболее значительны сочинения Букстехуде для органа. К сожалению, многие произведения композитора не дошли до наших дней. Например, утеряны ноты некоторых его ораторий, хотя либретто сохранились. Это обстоятельство особенно огорчительно, так как оратории Букстехуде, скорее всего, стали образцами, на которые ориентировались Бах и Телеман. Некоторые шедевры Букстехуде сохранились в нотной коллекции Баха. При жизни Букстехуде были изданы два тома его сонат (еще семь сонат дошли до нас в манускриптах), а кроме того, сохранились многие его кантаты, ставшие образцом этого жанра для многих современных ему и последующих композиторов.

Произведения Букстехуде принято идентифицировать по каталогу Георга Карштедта (Buxtehude-Werke-Verzeichnis, BuxWV), который насчитывает 275 единиц (и 13 дополнений).

Сочинения для органа

Прелюдии, фуги, токкаты и хоральные обработки. Предполагается, что Букстехуде писал музыку с применением специальной нотации, так называемой органной табулатуры. Однако оригинальные манускрипты не сохранились, до нас дошли только их копии, выполненные в обычной нотации. Большинство органных сочинений Букстехуде написаны в «фантастическом стиле» (stylus phantasticus), характерном для раннего барокко и в особенности для так называемой северогерманской органной школы. Этому стилю присущ дух импровизации, любовь к неожиданным поворотам; типичны быстрые смены ритмов, чередование строгих фугированных эпизодов и импровизационных интермедий, одноголосной и полифонической фактур. Органный стиль Букстехуде оказал значительное вляние на творчество И. С. Баха.

Сочинения для других инструментов

Вокальные сочинения

Рецепция

Творчество Букстехуде оказало огромное влияние на европейскую музыку, в том числе на творчество И. С. Баха. Современные исследователи [кто?] считают Букстехуде величайшим немецким композитором периода между Генрихом Шютцем и И. С. Бахом.

Поделиться: