Популярные
На фото Дмитрий Иванович Сахаров

Дмитрий Иванович Сахаров

физик, известный в Москве преподаватель физики, популяризатор физических знаний
Биография

Биография

Родился в Москве 19 февраля (4 марта) 1889 года в семье присяжного поверенного Ивана Николаевича Сахарова. Дмитрий Иванович был четвертым ребенком в семье. Всего в семье было шестеро детей. В 1907 окончил с серебряной медалью одну из лучших в Москве гимназий (7-ю московскую гимназию в память Императора Александра III) и поступил на медицинский факультет Московского университета, но в 1908 перевелся на математическое отделение физико-математического факультета по специальности «физическая география». В марте 1911 года Дмитрий Иванович Сахаров был исключен из университета за участие в студенческих сходках, но в мае восстановлен, и весной 1912 окончил обучение с дипломом I степени.

В этом же году поступил в Педагогический институт им. Шелапутина, основанный в 1911 году на средства промышленника и известного мецената Павла Григорьевича Шелапутина специально для подготовки выпускников университетов к педагогической деятельности. В 1914 году окончил обучение, а после начала Первой мировой войны отправился служить в действующую армию санитаром, где служил по август 1915 года.

Преподавать начал в 1912 году в женской гимназии Е. Н. Дюлу: преподавал математику. Физику начал преподавать с 1917 в гимназии П. Н. Поповой, с 1921 — в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова (до 1931). В 1925 в печати вышла первая книга Д. И. Сахарова («Борьба за свет. Как развивалась и чего достигла техника освещения»). В годы Великой Отечественной войны, оставшись в Москве, преподавал в МГПИ. В 1942 Дмитрию Ивановичу Сахарову была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук по специальности «физика» (тема диссертации «Сборник задач по физике для пединститутов»). В 1956 ВАК Министерства высшего образования СССР поддержало коллективное ходатайство преподавателей МОПИ и Ученого совета МГПИ о присуждении доценту, канд. пед. наук Д. И. Сахарову степени доктора педагогических наук «без защиты диссертации, по общей совокупности его научно-методических работ, оказывающих значительное влияние на развитие советской методики физики».

Вклад в методику преподавания физики

Талантливость в постановке физических вопросов и оригинальность в их решении с особым блеском проявились в составленном Д. И. Сахаровым «Сборнике задач по физике» для педагогических вузов, выдержавшем двенадцать изданий и приобретавшем с каждым новым изданием все большую популярность. Не случайно студенческое предание гласит, что старшего сына Дмитрия Ивановича, Андрея, ставшего впоследствии академиком, в период учебы в университете называли «сыном задачника».

Задачник заполнил серьёзный пробел в учебной литературе того времени и сразу получил самую высокую оценку педагогической общественности. М. И. Блудов считал, что «как по богатству материала, так и по качеству собранных в нем задач и их анализу — это единственный в своем роде задачник на русском языке и может быть использован в любом вузе, где изучается физика». А рецензентами выступили такие известные ученые-физики и методисты, как академик М. А. Леонтович, профессора Н. В. Кашин, Н. Н. Малов и др. Помещенные в этом издании задачи отличаются глубиной постановки вопросов, заставляют студентов проводить самостоятельные исследования и значительно расширяют их кругозор. В ряде случаев они показывают неприменимость трафаретного подхода к изучаемому явлению, заставляют задуматься над сложными физическими связями. При подготовке каждого нового издания Дмитрий Иванович тщательно его пересматривал и перерабатывал, дополняя новыми задачами. «Сборник задач по физике» Д. И. Сахарова оказал влияние на подготовку нескольких поколений преподавателей физики в нашей стране. Многие появившиеся в последующие годы сборники задач по физике созданы под явным влиянием этой превосходной книги. И сейчас задачник Дмитрия Ивановича является основным на физических факультетах. В 2003 г. сотрудники кафедры общей и экспериментальной физики МПГИ выпустили новое, 13-е издание «Сборника задач по физике». Д. И. Сахаров успешно разрабатывал наиболее сложные проблемы методики преподавания физики. В многочисленных статьях в журнале «Физика в школе» он подвергал тонкому анализу многие традиционные трактовки программных тем, вскрывая их неполноту, неточность, а иногда и ошибочность, устанавливая новые, вполне научные подходы к объяснению и изложению тех или иных вопросов курса физики как в средней школе, так и в вузе. Заслугой Дмитрия Ивановича является устранение имевшейся в школьном курсе путаницы в вопросах о центробежной и центростремительной силах, о силах инерции, о введении в школьную практику понятия о внутренней энергии, о совершенствовании других центральных тем курса.

Издания

Поделиться: