Популярные
На фото Доменико ди Бартоло

Доменико ди Бартоло

итальянский художник, сиенская школа
Биография

Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» сообщает, что Доменико ди Бартоло был племянником и учеником художника Таддео ди Бартоло, «был скромен и приятен и отличался исключительной любезностью и учтивостью». Сегодня трудно сказать был ли он скромен и приятен, но племянником Таддео ди Бартоло он скорее всего не был. Несомненно то, что Доменико учился у Таддео ди Бартоло, и даже одно время некоторые его произведения приписывали его учителю.

Станковые произведения

В сиенских документах имя Доменико ди Бартоло впервые появляется в 1420 году в качестве участника каких-то работ в сиенском соборе, которые в документе не названы, а в списке Гильдии сиенских художников его имя появляется в 1428 году. В этом же году Доменико побывал в Риме и видел там работы Пизанелло в церкви Сан Джованни ин Латерано, которые произвели на него впечатление. Его справедливо считают проводником флорентийских художественных новаций, которые проявились у Доменико с первых же работ.

В самом раннем из приписываемых ему сегодня произведений, в хранящейся в Национальной галерее, Вашингтон, небольшой картине «Мадонна с младенцем, св. Петром и Павлом» (ок. 1430 г.) искусствоведы усматривают заимствования из творчества сразу нескольких флорентийских художников. Количество его станковых произведений, дошедших до наших дней, невелико. Среди них бесспорным шедевром является «Мадонна умиление», на которой стоит его подпись и дата (1433 г., Сиена, Пинакотека). В ней ощущается как «телесность» Мазаччо, так и тонкое изящество Филиппо Липпи. Но кроме этого в картине есть прямые заимствования — один из ангелов очень напоминает ангела с картины Липпи, а младенец сосущий палец взят из «Пизанского полиптиха» Мазаччо. Влияние Филиппо Липпи можно усмотреть и в «Мадонне с младенцем на троне», хранящейся в Музее университета в Принстоне.

Фрески

Самым главным произведением Доменико ди Бартоло вне сомнения являются росписи сиенского госпиталя Санта Мария делла Скала, где кроме него работали Приамо делла Кверча и Веккьетта. Над фресками он трудился уже в зрелом возрасте. В 1440-44 годах Доменико ди Бартоло расписывал западную стену, а в 1442-43 годах написал две фрески с историческими сценами на восточной стене. В этих росписях проявилось всё его мастерство, изобретательность, а подчас там видна даже ирония. Две сцены на восточной стене посвящены событиям, связанным с историей госпиталя, о чем под каждой фреской есть пространный комментарий — это «Расширение привилегий госпиталя папой Целестином III» (1442 г.) и «Расширение госпиталя» (1443 г.). В них царит дух торжественности, приличествующий столь важным событиям.

На противоположной стене Доменико написал четыре фрески, и в них царит совсем другая атмосфера: «Кормление нищего» (1444 г.), «Пестование и женитьба сирот» (1442 г.), «Принятие пилигримов, и раздача милостыни» (1442 г.), и «Уход за больными» (1442 г.). На этих фресках изображена повседневная жизнь больницы-приюта для страждущих, которым являлся госпиталь Санта Мария делла Скала, в них нет ни религиозной возвышенности, ни исторической помпезности. В этих фресках удивительное разнообразие сюжетов, поз, нарядов, и лиц.

Точная дата смерти художника неизвестна. Последний раз его имя в документах упоминается в 1445 году, то есть вскоре после окончания работ над фресками в госпитале Санта Мария делла Скала.

Поделиться: