Был бразильским посланником в Вене и Вашингтоне. Его «Poesias» (Рио-де-Жанейро, 1832) написаны под влиянием ложноклассицизма, но сборник «Suspiros е Saudades» (Париж, 1835) знаменуют собой начало новобразильской поэзии. Поэт получил большую известность благодаря своим «Myst?rios» — философско-поэтическими размышлениям. Любовные песни содержит его сборник «Ur?nia» (Вена, 1832). Издавал журнал «Нитерой» («Niter?i», 1836), в котором пропагандировал романтическое искусство.
Манифестом бразильского романтизма стало предисловие к сборнику религиозно-меланхолических и лирических стихов Гонсалвиса «Поэтические вздохи и песни тоски» (1836), сам же сборник положил начало романтической поэзии Бразилии.
Его трагедии «Ant?nio Jos?» («Антониу Жозе, или Поэт и инквизиция», 1838, опубликована в 1839) и «Olgiato» (1839 и 1842) — первые по времени в бразильской литературе. Однако более известен его эпос: героическая эпопея из жизни индейцев «A Confedera??o dos Tamoyos» («Союз племён тамойу», 1856), в котором он воспевает борьбу свободных индейских племён Бразилии с португальцами и основание Рио-де-Жанейро.
Он написал также «Ensaio sobre a hist?ria litter?ria do Brazil» (П., 1834), а на его «Factos do esp?rito humano» («Данные о человеческом духе», П., 1858) и сборнике «Тайны и погребальные песни» (1858) сказалось влияние спирутализма. Собрание его сочинений — «Obras completas» (в 9 томах, Рио-де-Жанейро, 1864—76).