Популярные
На фото Джачинто Шельси

Джачинто Шельси

итальянский композитор, автор эссе по музыкальной эстетике, четырех книг стихов
Биография

Жизнь и творчество

Выходец из старинной итальянской аристократии, многие поколения жившей в Южной Италии в окрестностях Неаполя, учился в Риме, Женеве и Вене. Одним из первых, еще в 1930-е годы, ввел в итальянскую музыку додекафонию Арнольда Шёнберга, поиски Альбана Берга и Александра Скрябина. В конце 1940-х после мучительного разрыва с женой пережил затяжной моральный кризис, пересмотрел свое понимание музыки, том числе — написанной им самим. В 1950-х предпринял несколько путешествий на Восток (Индия, Непал), обратился к источникам восточной духовности. Его музыка этого периода, добивающаяся необыкновенной смысловой концентрации и написанная чаще всего для единственного любимого инструмента — фортепиано, строится на вариациях одной ноты («Четыре пьесы на одну ноту», 1959, и др.), что предвосхищает поиски минимализма и спектральной музыки.

Долгие годы Шельси жил и экспериментировал в своей римской квартире напротив холма Палатин в полном одиночестве и лишь в 1970—1980-х гг., общаясь с французскими стипендиатами на вилле Медичи (Тристан Мюрай, Жерар Гризе, Микаэль Левинас и др. члены группы фр. l'Itin?raire, «Маршрут»), нашел взыскательную аудиторию, заинтересованную его визионерскими исканиями 1960—1980-х годов, и круг музыкантов, с которыми постоянно работал и общался (певица Митико Хираяма и др.). При этом его многолетними друзьями были Анри Мишо, Константин Брынкуши, Тристан Тцара и другие лидеры обновления искусства XX века. Тем не менее, став одним из крупнейших реформаторов музыкального языка второй половины XX века и получив в конце 1980-х широкое признание, Шельси ориентировался не столько на радикальный авангард, сколько на синтез авангардных поисков с наиболее архаическими, ритуальными традициями различных культур мира.

Повлиял на творчество Петера Ружички, Кайи Саариахо, Тристана Мюрая, Юрга Виттенбаха.

Музыкальные сочинения

  • Rotativa (1929);
  • Concertino (1934);
  • Quartetto n. 1 (1944, струнный квартет);
  • La nascita del Verbo (1948, для смешанного хора и оркестра);
  • Suite n. 8 «Bot-ba» (1952, сюита для фортепиано);
  • Suite n. 9 «Ttai» (1953, сюита для фортепиано);
  • Yamaon (1954);
  • Divertimento n. 5 (1956, для скрипки соло);
  • Tre canti sacri (1958, для смешанного хора);
  • Trio per archi (1958, трио для струнных);
  • Kya (1959);
  • Quattro pezzi su una nota sola (1959), для камерного оркестра)
  • H? (1960, для сопрано соло);
  • Quartetto n. 2 (1961, струнный квартет);
  • Riti: I funerali d’Achille (1962);
  • Chukrum (1963);
  • Anahit (1965);
  • Ko-Tha (1967);
  • Okanagon (1968, для арфы, тамтама и контрабаса);
  • Antifona (sul nome Ges?) (1970, для мужского хора и тенора);
  • Canti del Capricorno (1972);
  • Sauh III e IV (1973, для женского хора);
  • In nomine luci (1974, для органа, памяти Ф.Эванджелисти);
  • Pfhat (1974);
  • Dharana (1975);
  • Maknongan (1976, для контрабаса);
  • Quartetto n. 5 (1985, струнный квартет);
  • Krishna e Rada (1986, для флейты и фортепиано);
  • Un Adieu (1988, для фортепиано).

Тексты

  • Son et musique. Roma; Venecia: Ed. le parole gelate, 1981 (на фр. яз.)

Литература о композиторе

  • Giacinto Scelsi/ A cura di Adriano Cremonese. Roma: Nuova Consonanza, 1985.
  • Guide de la musique de chambre/ Sous la dir. Fran?ois-Ren? Tranchefort e.a. Paris: Fayard, 1989
  • Giacinto Scelsi: im Innern des Tons. Symposion Giacinto Scelsi, Hamburg, 1992/ Klaus Angermann, Hrsg. Hofheim: Wolke Verlag, 1993.
  • Giacinto Scelsi: Viaggio al centro del suono/ Cisternino N., Castanet P.A. (a cura di). La Spezia: Luna Editore, 2001.
Поделиться: