Популярные
На фото Джан Мария Волонте

Джан Мария Волонте

итальянский актёр театра и кино
Дата рождения:
1933-04-09
Дата смерти:
1994-12-06
Биография

Биография

Волонте родился в Милане 9 апреля 1933 года,но детство провел в Турине. Его отец, Марио Волонте, был фашистским солдат родом из Саронно(провинция Варезе), в 1944 году стал командиром бригады, ответственныой за захват коммунистических партизан, действующих в области, а его мать, Каролина Бьянчи,происходила из богатой промышленной семьи с Милана. У Джана Марии было несчастливое трудное детство,из-за того что его семья оказалась за пределами бедности после ареста отца,обьявленного виновным в убийстве партизан в период, когда он возглавлял бригаду (Марио Волонте позже умер в тюрьме). Каролина, мать Волонте, чтобы свести концы с концами, стала сдавать в аренду его большой дом, и продавать оставшиеся ценности. Молодой Джан Мария, бунтарь по характеру, бросил школу в возрасте 14 лет и решил найти работу, чтобы поддержать бедную мать. Проработав почти два года во Франции, как сборщик яблок, Волонте вернулся в Италию. Как раз в это время Волонте, страстный любитель литературы, открывает для себя произведения Камю и Сартра. В 16 лет Волонте из-за материальных проблем нанимается в путешествующую театральную труппу на должность помощника секретаря и камердинера. Но этот опыт пробуждает в нем страсть к актерской игре, и в 1954 году он отправится в Рим для вступления в Национальную академию драматического искусства, где Джана Марию вскоре отметили как "очень талантливого молодого человека". В 1957 году Волонте, студент академии,обрел первый актерский опыт под руководством Франко Энрикес, в телевизионной драме "Окаменелый лес" (по мотивам пьесы Роберта Шервуда), а затем под руководством Коррадо Паволини в "Федре" (по мотивам одноименной трагедии Джона Расина). Джан Мария Волонте окончил Национальную академию драматического искусства в Риме в 1957 году. В сезоне 1957/1958 годов дебютировал на сцене в Милане в «Федре» Расина и в пьесе Кальдерона «Поклонение Кресту». На телевидении сыграл Рогожина в постановке «Идиота» Достоевского, в театре — Ромео в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Ещё один опыт обращения актёра к русской классике — «Дядя Ваня» Чехова (1962).

Карьера в кинематографе

В кино Джан Мария Волонте снимался с 1960 года. Известность ему принесли спагетти-вестерны Серджо Леоне и комедия Марио Моничелли «Армия Бранкалеоне» (единственная комическая роль актёра). Однако в дальнейшем Волонте предлагали преимущественно серьёзные драматические роли. Имя Волонте — члена ИКП — неразрывно связано с расцветом итальянского политического кино в конце 1960-х — 1970-х годах. Он снимался у ведущих мастеров этого направления: Дамиано Дамиани, Франческо Рози, Джулиано Монтальдо, Джузеппе Феррара, Элио Петри, Карло Лидзани. К наиболее значительным достижениям Волонте относится роль Дотторе в фильме Петри «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений». Во Франции Волонте снялся также в одном из фильмов анархистской «Группы Дзиги Вертова», лидером которой был Жан-Люк Годар.

Отбор ролей

Джан Мария Волонте очень внимательно подходил к отбору ролей, исходя прежде всего из своей гражданской позиции. Например, он отказался от участия в таких шедеврах мирового кино, как «Крёстный отец» Копполы и «Двадцатый век» Бертолуччи, отдав предпочтение остросоциальному фильму чилийского режиссёра Мигеля Литтина, вынужденного в годы правления Пиночета жить за рубежом.

Роли знаменитых личностей

По указанным причинам Волонте так и не сыграл роль Казановы в знаменитом фильме Феллини, хотя такой замысел у режиссёра существовал. Зато ему довелось сыграть других знаменитостей: Микеланджело, Караваджо, Джордано Бруно, Песталоцци, Бартоломео Ванцетти и Альдо Моро.


Последние годы

В последние годы жизни Волонте довелось сняться в интересной роли алхимика Зенона (фильм бельгийского режиссёра Андре Дельво по роману Маргерит Юрсенар «Философский камень»; более точный перевод — «Стадия нигредо»), а также тележурналиста Фонтана в картине не менее известного швейцарского режиссёра Клода Горетта «Смерть Марио Риччи». Высокую оценку критики заслужила последняя работа выдающегося актёра: роль диктатора в фильме испанского режиссёра Хосе Луиса Гарсии Санчеса «Тиран Бандерас» по одноименному роману Валье-Инклана.Также Волонте принимал участие в политической жизни Италии, состоял в Итальянской коммунистической партии,на выборах в 1992 году был выдвинут от Демократической партии левых в избирательном округе Рим-Витербо-Латина-Фрозиноне, но так и не был избран.

Кончина актёра

Волонте умер в Греции, на съёмках фильма знаменитого греческого режиссёра Тео Ангелопулоса «Взгляд Улисса». Церемония прощания состоялась в городке Веллетри (близ Рима), где он проживал, однако по желанию актёра прах его был захоронен под деревом маленького кладбища на острове Магдалины (у берегов Сардинии). Роль хранителя синематеки в Сараево, предназначавшуюся для Волонте, в итоге сыграл шведский актёр Эрланд Юзефсон.

Награды

  • 1983 — приз за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Смерть Марио Риччи» на МКФ в Каннах
  • 1987 — приз Берлинского кинофестиваля Серебряный медведь за лучшую мужскую роль
  • 1991 — почётный приз «Золотой лев» за вклад в киноискусство на МКФ в Венеции

Фильм об актёре

Интересный факт (или легенда)

Фильмография

  • 1960 Девушка с чемоданом (La Ragazza con la valigia, реж. Валерио Дзурлини)
  • 1961 Геракл — завоеватель Атлантиды (Ercole alla conquista di Atlantide, реж. Витторио Коттафави)
  • 1961 Верхом на тигре (A cavallo della tigre, реж. Луиджи Коменчини)
  • 1962 Человек, которого нужно уничтожить (Un Uomo da bruciare, реж. Валентино Орсини, Паоло и Витторио Тавиани)
  • 1962 Четыре дня Неаполя (Quattro giorni di Napoli, реж. Нанни Лой)
  • 1963 Террорист (Il Terrorista, реж. Джанфранко Де Бозио)
  • 1964 Великолепный рогоносец (Il Magnifico cornuto, реж. Антонио Пьетранджели)
  • 1964 За пригоршню долларов (Per un pugno di dollari, реж. Серджо Леоне)
  • 1965 На несколько долларов больше (Per qualche dollaro in pi?, реж. Серджо Леоне)
  • 1966 Армия Бранкалеоне (L’Armata Brancaleone, реж. Марио Моничелли)
  • 1966 Кто знает? (Quien sabe?, в советском прокате Золотая пуля, реж. Дамиано Дамиани)
  • 1967 Семь братьев Черви (I Sette fratelli Cervi, реж. Джанни Пуччини)
  • 1967 Каждому своё (A ciascuno il suo, по роману Леонардо Шаша, реж. Элио Петри)
  • 1968 Бандиты в Милане (Banditi a Milano, реж. Карло Лидзани)
  • 1969 Под знаком Скорпиона (Sotto il segno dello scorpione, реж. Паоло и Витторио Тавиани)
  • 1969 Любовница Граминьи (L’Amante di Gramigna, по новелле Джованни Верга, реж. Карло Лидзани)
  • 1969 Ветер с Востока (Le Vent d’est, др. перевод Восточный фланг, реж. Жан-Люк Годар)
  • 1970 Люди против (Uomini contro, реж. Франческо Рози)
  • 1970 Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto, реж. Элио Петри)
  • 1970 Красный круг (Le Cercle rouge, реж. Жан-Пьер Мельвиль)
  • 1971 Сакко и Ванцетти (Sacco e Vanzetti, реж. Джулиано Монтальдо)
  • 1972 Рабочий класс идёт в рай (La classe operaia va in paradiso, реж. Элио Петри)
  • 1972 Дело Маттеи (Caso Mattei, реж. Франческо Рози)
  • 1973 Покушение (L’Attentat, в советском прокате Похищение в Париже, реж. Ив Буассе)
  • 1973 Дайте про чудовище на первую полосу (Sbatti il mostro in prima pagina, в советском прокате Об убийстве — на первую полосу, реж. Марко Беллоккьо)
  • 1973 Джордано Бруно (Giordano Bruno, реж. Джулиано Монтальдо)
  • 1974 Счастливчик Лучано (Lucky Luciano, реж. Франческо Рози)
  • 1975 Подозрение (Il Sospetto, реж. Франческо Мазелли)
  • 1976 Тодо модо (Todo modo, по роману Леонардо Шаша, реж. Элио Петри)
  • 1976 События на руднике Марусиа (Actas de Marusia, реж. Мигель Литтин)
  • 1977 Я боюсь (Io ho paura, реж. Дамиано Дамиани)
  • 1979 Христос остановился в Эболи (Cristo si e fermato a Eboli, реж. Франческо Рози, по роману Карло Леви)
  • 1980 Огро (Ogro, реж. Джильо Понтекорво)
  • 1980 Истинная история дамы с камелиями (La Vera storia della dama delle camelie, реж. Мауро Болоньини)
  • 1983 Смерть Марио Риччи (La mort de Mario Ricci, реж. Клод Горетта)
  • 1986 Дело Моро (Il Caso Moro, по роману Леонардо Шаша, реж. Джузеппе Феррара)
  • 1987 Хроника заранее объявленной смерти (Cronaca di una morte annunciata , реж. Франческо Рози, по роману Габриэля Гарсии Маркеса)
  • 1987 Мальчик из Калабрии (Un Ragazzo di Calabria, реж. Луиджи Коменчини)
  • 1988 Гора Песталоцци (Pestalozzis Berg, реж. Петер фон Гунтен)
  • 1988 Стадия нигредо (L'?uvre au noir, реж. Андре Дельво)
  • 1990 Открытые двери (Porte aperte, реж. Джанни Амелио)
  • 1993 Тиран Бандерас (Tirano Banderas, реж. Хосе Луис Гарсиа Санчес)
Поделиться: