Популярные
На фото Джеки Куган

Джеки Куган

американский киноактёр
Дата рождения:
1914-10-26
Дата смерти:
1984-03-01
Биография

Биография

Ранние годы

Джеки Куган родился 26 октября 1914 года в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, в семье актёров водевиля.

Отец Джеки, Джек Куган (англ. Jack Coogan), известный в начале XX века под псевдонимом «Большой Джек» (англ. Big Jack), был танцором. Он также работал как комедийный актёр и танцор в варьете. Джек родился и вырос в городке Сиракьюс, штат Нью-Йорк, в семье эмигрантов из Ирландии. В отличие от своего брата, который занимался аптечным бизнесом и имел свой магазин, в своей карьере он выбрал творческий путь. Он впервые ступил на сцену ещё будучи подростком. А первую славу ему принесло знакомство с знаменитой в то время семьёй театральных актёров «Братьев Дилланов из Кортланда» (англ. Dillon Brothers from Cortland). Когда один из актёров этой семьи скончался, он занял его место и стал полноправным их участником. Через них он попал в водевиль и отправился на запад США, чтобы построить свою карьеру в шоу-бизнесе, где и познакомился со своей будущей женой.

Мать Джеки, Лиллиан Куган (англ. Lillian Coogan), до замужества имевшая имя Лиллиан Долливер (англ. Lillian Dolliver), и после второго замужества (13 мая 1935) сменившая его на Лиллиан Бернштейн (англ. Lillian Bernstein), выступала на сцене вместе с родителями с ранних лет и была известна в актёрских кругах США с 5-ти лет под псевдонимом «Малышка Лиллиан» (англ. Baby Lillian) из постановки «Маленький Лорд Фаунтлерой» (англ. Little Lord Fauntleroy). Позже она также участвовала в водевиль-постановках вместе с Рена Роджерс (англ. Rena Rogers).

Рождение ребёнка в семье актёров, таких как Джек и Лиллиан, означало появление серьёзных перемен в их образе жизни, который предполагал постоянные переезды вслед за театром, практически круглосуточную занятость на сцене и проживание во второсортных отелях. Возможность выступления с их собственным номером, поставленным незадолго до их свадьбы, также с этого момента вставала под сомнение. Поэтому, чтобы не менять ничего в своей жизни и не создавать неудобств ребёнку, было принято решение передать Джеки родителям Лиллиан, которые жили в Окленде. Джеки до 3-х лет воспитывался преимущественно ими, в то время как его родители продолжали разъезжать по стране со своими выступлениями.

Дебют в кино

В 1917 году отец Джеки получил предложение принять участие в постановке «The Show of Wonders». Это предложение могло существенно повысить заработки их семьи, но оно также значило, что им придётся временно приостановить выступление со своим собственным номером. Решение было принято. Постановка стартовала в Чикаго 13 мая 1917 года.

Поскольку теперь у Лиллиан появилось свободное время, она забрала Джеки у своих родителей и взяла его с собой. Пока Джек был занят в постановке, Лиллиан и Джеки проводили время на пляже в Чикаго. В один из таких дней к ним подошёл человек, представившийся заместителем директора «Эссеней Филм» (англ. Essanay Film Manufacturing Company). Он сообщил, что в ближайшее время их студия планирует съёмку нового фильма «Малыш Скиннера» (англ. Skinner's Baby), и они ищут мальчика для исполнения одной из ролей. Он предложил Лиллиан попробовать Джеки на эту роль.

Она согласилась, и в назначенный день привела Джеки в студию. Джеки получил эту роль, выиграв её среди других кандидатов. Съёмки заняли немного времени, после чего им предложили продолжить сотрудничество. Но мать Джеки отказалась, поскольку эта работа предполагала очень маленькую оплату. Между тем постановка, в которой был занят отец Джеки, завершила выступление в Чикаго и двинулась дальше. Лиллиан вновь отвезла Джеки своим родителям и отправилась вслед за мужем.


Дебют на сцене

К тому моменту, когда Джеки исполнилось 3 года, его отец закончил выступление в постановке «The Show of Wonders» и установил сотрудничество с Аннет Келлерман (англ. ). Их совместная постановка «An Intimate Revue» стартовала в Сан-Франциско. Поскольку Джеки уже достаточно повзрослел, Лиллиан забрала его у своих родителей, и с этого момента он жил вместе с ними.

Родители вовсе не планировали, что Джеки пойдет по их стопам. С их собственных слов, у них не было совершенно никаких идей по поводу того, как устроить будущее Джеки. Однако согласно традициям актёрских семей, они обучают Джеки всему, что умеют и знают сами — танцу, вокалу, импровизации. Джеки также постоянно присутствует в театре во время репетиций и выступлений родителей.

В 1918 году американское общество было встревожено появлением нового танца «Шимми» (англ. ). Танец был настолько раскованным, что он вызвал неоднозначную реакцию среди политиков, деятелей культуры и представителей шоу-бизнеса. Общество разделилось на сторонников и противников нового танца, между которыми шло активное противостояние. Некоторые штаты ввели запрет на этот танец. Отдельные личности и танцевальные ассоциации не хотели признавать в шимми танца, и пытались добиться полного его запрета или установления определённых правил выступления с ним. Любое заведение, в котором было бы замечено хотя бы одно выступление с этим танцем, сильно рисковало привлечь к себе внимание полиции, и могло в результате этого даже потерять лицензию.

Однако несмотря на напряжённость в обществе, танец продолжал завоёвывать популярность. Джеки также был обучен элементам этого танца. Точно неизвестно, планировал ли отец Джеки представить зрителям своего сына или это решение было спонтанным, но однажды, когда Джеки было 4 года, его отец после окончания номера вышел на вызовы зала вместе с ним. Джеки дали возможность показать себя и станцевать этот танец в своей версии.

Зрителям очень понравился выход Джеки, и Аннет вскоре предложила его отцу включить Джеки в номер, за что бы ему дополнительно заплатили. Воодушевлённый этим предложением, отец Джеки решил разнообразить выступление своего сына, и даже подобрал ему речь Дэвида Уорфилда (англ. ) из постановки «The Music Master». С этого момента Джеки становится полноправным участником сцены и по возможности выступает вместе с родителями.

Встреча с Чарли Чаплином

Июльским вечером 1919 года постановка «An Intimate Revue», которая продолжала свои странствия по крупным городам США, дала свое очередное выступление в Оперном театре Лос-Анджелеса (англ. Los Angeles Orpheum Theater, современное название «») перед переездом в следующий город. Как и во время выступления в Сан-Франциско, Джеки вывели на сцену, где он прочитал свою речь и исполнил танец шимми.

В этот день среди зрителей был Чарли Чаплин, который как раз искал вдохновение для своего нового фильма. В это время у Чарли был заключён контракт со студией «», согласно которому он должен был снять для неё 8 небольших фильмов. Чарли подробно описал в своей автобиографии, как состоялось его знакомство с Джеки:

Появление на сцене маленького мальчика заставило Чарли вспомнить своё детство, когда он был вынужден выходить на сцену, чтобы заработать денег. Это вдохновило его на идею фильма, где могли бы сыграть он сам и Джеки.

После окончания номера Чарли договорился встретиться с родителями Джеки, чтобы рассказать им об этой идее. Встреча состоялась через несколько дней в холле отеля «Александрия» (англ. Alexandria Hotel). Но, прежде чем начать работу над этим фильмом, Чарли решил проверить способности Джеки, задействовав его в небольшой роли в своём новом фильме «Удовольствия дня» (англ. A Day's Pleasure). Родители Джеки дали Чарли своё согласие, и вскоре начались съёмки, в процессе которых Чарли убедился, что Джеки обладает не только талантом, но и харизмой.

Решиться же окончательно на заключение контракта на съёмки Джеки, Чарли подтолкнуло одно интересное событие:

Чарли очень сильно расстроился, что упустил возможность пригласить Джеки. Однако как стало известно на следующий день, Чарли и сотрудники его студии ошиблись. Роско Арбакль (англ. Roscoe Arbuckle) заключил контракт на съёмки не Джеки, а его отца. Чарли немедленно встретился с отцом Джеки и контракт, который позже сделает Джеки известным актёром, был заключён.

Фильм «Малыш»

Съёмки фильма, изначально получившего название «Беспризорный» (англ. The Waif), начались в июле 1919 года. Этот фильм должен был стать очередной работой Чарли в рамках его контракта с «First National». Контракт на съёмки Джеки в этом фильме был заключён с его отцом, который также должен был сняться в фильме в небольшой роли. Согласно условиям контракта, Чарли должен был платить Джеки $75 в неделю, а его отцу — $125.

Однако уже в процессе работы над фильмом Чарли переименовал его в «Малыш» (англ. The Kid), поскольку роль Джеки по сюжету оказалась более значимой, чем он предполагал изначально. Чарли настолько увлёкся съемками, что нарушил все возможные сроки сдачи работы, и его контракт со студией «First National» был под угрозой расторжения. Студия все же дала Чарли дополнительное время на завершение фильма, когда увидела процесс съёмки и игру Джеки. Съёмки фильма заняли 154 рабочих дня, а ещё 118 рабочих дней потребовалось на его монтаж. На фильм было истрачено 200 000 футов плёнки, что было совершенно уникально для того времени.

Премьера фильма «Малыш» состоялась в Нью-Йорке 21 января 1921 года. Фильм шёл в прокате с большим успехом. Сам Чарли объяснял успех этого фильма тем, что ему удалось совместить в нём одновременно трагедию и комедию, что ранее никогда не применялось. Этим фильмом Чарли удалось не только привлечь внимание общественности к проблеме бездомных, но и представить миру Джеки как актёра и сформировать тематику его будущих фильмов.

Игра Джеки в этом фильме была признана замечательной. Через некоторое время после премьеры фильма Джеки и его родителей посетили журналисты ведущих газет, чтобы задать несколько вопросов.

Между Чарли и Джеки в процессе съёмок этого фильма установились очень дружественные отношения. Чарли называл Джеки своим партнёром, и после завершения работы над фильмом неоднократно посещал их семью, давал советы и рекомендации, и наблюдал за его дальнейшими успехами. Однако несмотря на успех их совместной работы, Чарли не стал продолжать сотрудничество с Джеки. В качестве бонуса за участие Джеки в этом фильме Чарли заплатил его отцу дополнительно $5000.

Контракт с «First National»

Первым человеком, который решил повторить успех сотрудничества с Джеки, был Сол Лессер (англ. ), один из соучредителей киностудии «». В 1921 году он подписывает контракт с отцом Джеки на съёмки его сына в фильме «Плохой мальчик Пека» (англ. Peck's Bad Boy). Сценарий для этого фильма был написан по мотивам популярного в то время одноимённого романа Джорджа Уилбура Пека (англ. ). Поскольку Сол тогда работал как самостоятельный продюсер, фильм было решено снимать на киностудии «». За съёмки в этом фильме Джеки должен был получать $5000 в неделю. Однако съёмки были вскоре приостановлены по причине банкротства киностудии.

Съёмки было решено продолжить на киностудии «First National», уменьшив оплату за участие Джеки в этом фильме до $1000 в неделю. Премьера фильма состоялась весной 1921 года и получила множество восторженных отзывов. Сотрудничество было признано успешным, и «First National» заключила контракт с родителями Джеки на дальнейшие съёмки их сына.

В этом же году студия начинает съёмки фильма «Мой мальчик» (англ. My Boy), вновь возвращаясь к сюжетной линии, выбранной Чарли в фильме «Малыш» (1921). Сценарий нового фильма был написан Солом совместно с Альбертом Остином (англ. ), но сам фильм снимался и монтировался под чётким руководством отца Джеки. Однако этот фильм не был успешным и не принёс никакой выгоды. На съёмки фильма было потрачено $60 000, в то время как сборы от его показа составили только $50 000. Его сюжет был практически полностью скопирован с фильма «Малыш» (1921).

В следующих фильмах продюсерами было решено отказаться от юмористической составляющей, и новые фильмы с участием Джеки стали грустными драмами, хотя и со счастливым концом. Это решение сделало фильмы более успешными, а Джеки заслужил звание «великого трагического героя».

К 1923 году, когда на экраны вышел фильм «Папочка» (англ. Daddy), Джеки уже являлся одним из самых востребованных и высокооплачиваемых актеров Голливуда, хотя к тому моменту ему было всего 9 лет.

Корпорация «Jackie Coogan Productions»

Летом 1922 года родители Джеки обращаются в Верховный Суд Лос-Анджелеса (англ. Los Angeles Supreme Court), чтобы получить разъяснения по ряду вопросов. До этого момента все контракты на съёмки Джеки заключались с его отцом, и многие стали задавать вопросы относительно того, как и куда тратятся эти деньги. Родители Джеки хотели не только развеять сомнения общественности, но и защитить капитал своего сына в случае непредвиденных обстоятельств.

В то время в законодательстве Калифорнии не было чётко расписано, как следует распоряжаться капиталом, накопленным ребёнком в детстве. Фактически все эти деньги принадлежали родителям ребёнка. Поэтому суд дал им право распоряжаться капиталом Джеки полностью и по своему усмотрению. Отец Джеки был назначен управляющим делами своего сына и получил право заключения всех контрактов, а мать — финансовым менеджером и ответственным лицом за его капитал.

Родители Джеки также подали петицию, которая с этого момента устанавливала, что все заработанные их сыном деньги принадлежат только ему, а они обязуются сохранить их до того момента, когда Джеки сможет распоряжаться деньгами самостоятельно. Петиция была принята судом, с учетом того, что родители Джеки будут время от времени предоставлять финансовую отчётность для контроля.

Однако в январе 1923 года родители Джеки вновь посетили здание суда и отменили своё прежнее решение. К этому моменту отец Джеки основал корпорацию, чтобы более эффективно управлять капиталом своего сына. Корпорация получила название «Джеки Куган Продакшн» (англ. Jackie Coogan Productions, Inc) и была официально зарегистрирована в начале декабря 1922 года с уставным капиталом всего лишь в $60 000. С этого момента все контракты на съёмки Джеки должны были заключаться с корпорацией, а деньги — распределяться определенным образом между Джеки и его родителями.

Во многих интервью, которые Джеки давал уже будучи во взрослом возрасте, он отмечал, что у его отца оказались отличные предпринимательские и организаторские способности. Даже не имея необходимого образования и опыта, его отец вполне успешно управлял корпорацией, выступал директором, менеджером, бухгалтером, продюсером, а также писал сценарии, и даже сам монтировал фильмы. Под его руководством бюджет многих фильмов удалось сократить до минимума и тем самым увеличить доходы корпорации.

В 1923 году все же был нанят более опытный человек для управления корпорацией. Родители Джеки планировали вкладывать деньги в автомобильный бизнес, а это требовало более грамотного и опытного руководства. Новым управляющим корпорации стал бизнесмен Артур Бернштейн (англ. Arthur Bernstein), приехавший в Сан-Франциско из Нью-Йорка на ежегодные бизнес-встречи. Отец Джеки предложил ему зарплату в $10 000 в неделю, и он сразу же согласился. Артур быстро стал не только ведущим человеком корпорации, но и фактически членом их семьи. Отец Джеки с этого момента смог посвятить себя полностью продюсированию и продвижению Джеки.

За свою историю «Jackie Coogan Productions» снимет 33 фильма, из которых 3 — со звуком. Корпорация будет ликвидирована в 1939 году по взаимному согласию учредителей.

Бренд «Jackie Coogan»

В 1920-х отец Джеки подписывает множество контрактов на выпуск брендовых товаров с именем своего сына. Первым шагом к монетизации образа Джеки послужили статьи, активно печатавшиеся в местных газетах с момента выхода фильма «Малыш» (1921). За каждую статью, посвящённую Джеки, его отец получал несколько центов. А в середине 1920-х предложения задействовать Джеки в том или ином мероприятии или в рекламе поступали постоянно. Фотография Джеки, помещённая на том или ином товаре, существенно увеличивала его продажи.

Под брендом «Jackie Coogan» появляются: одежда, игрушки, школьные принадлежности, кондитерские изделия. Всего было выпущено около 60-ти наименований различных товаров. Наиболее популярными товарами были кепки и куклы. Линия брендовой одежды приносила корпорации «Jackie Coogan Productions» примерно $100 000 дохода в год. Джеки также рекламировал игрушки и сигареты. Некоторые из этих товаров можно приобрести и сейчас на аукционе eBay.

Благотворительность

Популярность Джеки использовалась также и для благотворительных целей. В 1922 году родители Джеки получили предложение от «» задействовать их сына в кампаниях по сбору гуманитарной помощи. Образ «маленького бродяги», который продолжал быть ведущим в фильмах Джеки, должен был привлечь внимание общественности к проблемам голодающих детей Востока. В то же время само участие Джеки в этих кампаниях могло увеличить интерес к нему самому. Родители согласились, и с этого момента большинство мест, где демонстрировались фильмы Джеки, превратились в пункты сбора гуманитарной помощи, а входным билетом на очередной сеанс стала банка сухого молока.

В августе 1924 года Джеки вместе с отцом, менеджером «Jackie Coogan Productions» и своим персональным учителем, отправляется в международный тур «10,000-mile Jackie Coogan Million Dollar Near East Relief Milk Campaign», чтобы собрать деньги, продовольствие и одежду для десятков тысяч детей, оставшихся без крова в греко-турецкой войне 1922 года. Это путешествие займёт у него 4 месяца, он посетит 25 городов на территории США и 5 европейских стран, а также встретится со многими известными людьми. В тех местах, где он проезжает, устраиваются пункты сбора гуманитарной помощи и торжественные мероприятия.

Поделиться: