13 ноября 1969 года в шотландском городе Глазго в семье Эдварда и Маргарет Батлеров родился третий ребенок – мальчик, получивший имя Джерард Джеймс Батлер. Через полгода после его рождения Батлеры уехали в Канаду и поселились в Монреале, где Эдвард решил заняться бизнесом. Попыток открыть собственное дело он сделал несколько, но ни одна не увенчалась успехом. Виноватых в этом Эдвард искал среди жены и детей, и в конце концов Маргарет решилась на развод, забрала детей и уехала назад в Шотландию. В 1971 году семья поселилась в Пейсли, родном городе Маргарет, а вскоре у Джерарда, Брауна и Линн появился отчим.
Маргарет воспитывала детей согласно строгим католическим традициям, но не препятствовала их светским развлечениям, да и сама с удовольствием ходила в расположенный недалеко от дома кинотеатр. Но самым частым посетителем этого кинотеатра стал Джерард, мечтавший об актерской карьере. Мечты мальчика не ограничивались просмотром фильмов – он участвовал в школьных постановках и сумел уговорить мать отвести его на прослушивание в Молодежный шотландский театр. У мальчика действительно обнаружился талант, и в двенадцатилетнем возрасте Джерард Батлер получил свою первую роль на большой сцене, сыграв уличного мальчишку в спектакле Королевского театра в Глазго.
Увлечение театром не мешало Джерарду отлично учиться, а потому мать не возражала против его выступлений. Но когда он окончил школу, встал вопрос о будущем, и Маргарет даже слышать не желала об актерской профессии. Джерард прислушался к ее мнению и поступил в университет Глазго на юридическое отделение. Он прекрасно учился и здесь, заслужив уважение и сокурсников, и преподавателей, а вскоре умного и харизматичного студента избрали президентом студенческого общества юристов.
Получив на радость матери диплом, Джерард уехал в Лос-Анджелес – но не работать юристом, а в надежде сделать актерскую карьеру. Полтора года он бегал по кинопробам, но добился только роли статиста в картине «Телохранитель». Вдобавок к постоянным неудачам Джерард узнав о смертельной болезни отца, которого не видел с раннего детства, и отправился в Канаду. Эдвард Батлер умер у него на руках, и после похорон Джерард вернулся в Шотландию, махнув рукой на мечты о Голливуде.
В Эдинбурге он устроился стажером в крупную юридическую фирму Morton Frazer и даже добился определенного успеха, но сам позже говорил, что единственным приятным моментом за те годы было знакомство с его другом Аланом Стюартом. Очень быстро Джерард понял, что работа не только не приносит ему удовольствия, но и вгоняет в депрессию. Постепенно депрессия стала его обычным состоянием, и избавиться от нее не помогла даже организация рок-группы «Speed», где он играл вместе с Аланом. Джерард начал искать успокоения в алкоголе, и этот поиск зашел так далеко, что друзья всерьез опасались за его жизнь и рассудок. Разумеется, рушилась и карьера.
Совершенно случайно Джерард посмотрел на фестивале Фриндж спектакль «Trainspotting», который произвел на него очень глубокое впечатление. Потрясла Батлера не столько тематика или режиссура, сколько внезапное озарение: он выбрал не ту профессию! Случилось это буквально за неделю до его увольнения с работы. С юридической фирмой Джерард расстался без сожалений. Наконец-то осознавший причину своих проблем, он уехал в Лондон в твердой решимости стать актером.
В столице Англии его вовсе не ждали с распростертыми объятиями. Некоторое время бывшему адвокату пришлось зарабатывать на хлеб официантом и демонстратором заводных игрушек. Потом он все же устроился в театр Мэрмейд – но не актером, а ассистентом на кастинге. Попасть на сцену ему помог опять же случай: в лондонском кафе Джерард познакомился с актером и режиссером Стивеном Беркоффом и получил эпизодическую роль в его спектакле по пьесе Шекспира «Кориолайн». Во время репетиций он прошел еще одно прослушивание и был утвержден на главную роль в той самой театральной постановке «Trainspotting».
Театральная карьера Джерарда Батлера сложилась удачно, а в 1997 году состоялся и его дебют в кино – Джерард снялся в исторической драме «Миссис Браун» (режиссер Джон Мэдден), сыграв Арчи Брауна. Практически его роль сводилась к простейшему, но неприятному действию: актер купался голым в ледяной воде. Кстати, в результате он попал в больницу с переохлаждением. Однажды, возвращаясь со съемок, Джерард увидел, что в реке тонет мальчик, и без колебаний бросился его спасать. За этот поступок, который сам актер вовсе не считает героическим, Джерард Батлер получил «Медаль за мужество».
В том же году начинающий киноактер сыграл маленькую роль моряка в очередном фильме про Джеймса Бонда – «Завтра не умрет никогда». Столь же небольшие эпизоды достались ему в картине «Мумия: Принц Египта» (1998 год) и в комедийном телесериале «Люси Салливан выходит замуж». В 2000 году Батлер снялся во второстепенных ролях гангстерского боевика «Стрелки» и военной драмы «Цветы Харрисона» и сыграл свою первую главную роль – в фильме «Дракула 2000» (режиссер Уэйс Крэйвен).
Следующим успехом Батлера стал эпический образ Атиллы в американском телесериале «Атилла завоеватель», вышедшем на экраны в 2001 году. Продюсеры собирались пригласить на главную роль какого-нибудь знаменитого актера, но выбрали все же Джерарда. Оставались сомнения из-за шотландского акцента Батлера, но он смог избавиться от него. Кстати, одним из его партнеров на съемочной площадке «Атиллы» стал Стивен Беркофф.
Эти две работы принесли Джерарду интерес со стороны режиссеров, а в прессе даже писали, что именно он будет сниматься в очередной серии «бондианы». Но слухи оказались только слухами, а ужастик «Дракула 2000» с треском провалился в прокате. Сериал об Атилле, мгновенно после выхода взлетевший на второе место рейтинга, быстро забылся зрителями. Но эти разочарования актер пережил достаточно легко. Вернувшись на британское телевидение, он получил роль, соответствующую его образованию, – снялся в «юридическом» телесериале «Присяжные» (2002 год).
Батлер вообще не отказывался и от второстепенных ролей – сыграл в фильме «Власть огня» (2002 год, режиссер Кристиан Бейл) и уже согласился на участие в картине «Охотники за разумом», но тут ему снова предложили серьезную работу. В фильме «В ловушке времени» (2003 год, режиссер Ричард Доннер) Джерард сыграл главного героя – Андре Марека, но эта картина тоже оказалась провальной. И тем не менее, 2003 год стал для актера очень благополучным – благодаря главной роли в фильме «Лара Крофт Расхитительница гробниц: Колыбель жизни». Саму Лару Крофт сыграла Анджелина Джоли.
Любопытно, что провальный «Дракула» все же принес удачу своему главному актеру: Джоэль Шумахер, запомнивший Батлера по этой роли, предложил ему играть Призрака в своей киноверсии знаменитого мюзикла. Съемки в этом фильме стали для Джерарда судьбоносными: «Призрак оперы» обрел колоссальный успех и множество премий, в числе которых было три номинации на «Оскар». Еще перед съемками выяснилось, что Джерард Батлер умеет петь, и потому в фильме звучит его собственный голос – вокальные партии актер исполнял сам. Работа над мюзиклом оказалась очень тяжелой, ведь только на гримировку уходили целые часы. Но пришедшая к Батлеру слава вполне оправдала затраченные силы.
Следующей всемирно известной ролью Джерарда Батлера стал спартанский царь Леонид в историческом боевике Зака Снайдера «300 спартанцев» (2006 год). Для этого фильма актер целых шесть месяцев набирал вес, занимался в тренажерном зале и учился владеть мечом. Созданный им образ вышел настолько реальным, что принес Джерарду победу на церемонии MTV Movie Awards (номинация «лучший боец»). Отличным получился и сам боевик – за первую же неделю проката фильм собрал в Соединенных Штатах семьдесят миллионов долларов.
В 2008 году появилась криминальная комедия «Рок-н-ролльщик» (режиссер Гай Ричи), в которой Джерард сыграл одного из главных героев – бандита-неудачника по прозвищу Раз-Два. Этот фильм удостоился звания «лучшего британского фильма года».
О многоплановости таланта Джерарда Батлера можно говорить без тени сомнения – он не придерживается одного амплуа. Создателям фантастического фильма «Геймер» пришлось долго уговаривать актера, прежде чем получить от него согласие на съемки – ведь роль Джона Тилмана снова потребовала от Батлера подтвердить имидж героя, обладающего физической силой и боевыми способностями.
Весьма разносторонней личностью актер является и в жизни, не ограничивая себя одной профессией. Еще одна его специальность – продюсер. Вместе со своим другом Аланом Стюартом он открыл продюсерскую фирму под названием «Злобные близнецы». Первым проектом этой фирмы стал весьма удачный триллер «Законопослушный гражданин», вышедший на экраны в 2009 году. Также актер занимается бизнесом: в 2008 году Батлер, Марк Ронсон и Джулиан Касабланкас открыли в Лос-Анджелесе ресторан «Шин».
А вот к юридической работе Джерард не возвращался никогда. По его словам, он даже не читает собственные контракты – просто подписывает. Впрочем, эта нелюбовь к своей первой профессии ничуть не мешает актеру иметь самое маленькое в Голливуде количество съемочных часов. Отсутствует в жизни Батлера и еще одна ошибка молодости – алкоголь. Его стимуляторы – кока-кола и кофе.
Несмотря на огромную популярность и миллионные гонорары, Джерард Батлер по сию пору сохранил трепетное отношение к своим фанатам – никогда не отказывает в автографе и охотно фотографируется «на память». Он отказывается обсуждать свою личную жизнь и имеет репутацию очень доброжелательного человека, что для голливудского актера большая редкость.