Джерард стал третьим ребенком в католической семье Маргарет (урождённая Хантон) и Эдварда Батлеров. У него есть старшие брат Браун и сестра Линн.
Когда ему было 6 месяцев, семья переехала в Монреаль (Канада), где его отец предпринял несколько попыток создания собственного бизнеса. Однако все его усилия заканчивались провалом, а во всех неудачах он обвинял жену и детей. Маргарет не выдержала и подала на развод.
В 1971 году вместе с детьми она вернулась в Шотландию в свой родной город Пейсли, где вскоре вновь вышла замуж. В Пейсли и прошло всё детство Джерарда Батлера. Мать воспитывала Джерарда и его брата и сестру в одиночку, и с 2 до 16 лет он ни разу не видел своего отца. В юности он увлекался каратэ, и даже чуть было не стал чемпионом, но в итоге так и остался КМС..
Поскольку жили они неподалёку от кинотеатра, то Джерард очень любил ходить туда вместе с матерью. Однажды ему удалось уговорить мать отвести его на пару прослушиваний. Через некоторое время Джерард начал играть в Молодёжном шотландском театре, а в двенадцать лет получил небольшую роль уличного мальчишки Оливера в одноименной постановке Королевского театра Глазго. Но Маргарет не одобряла увлечение сына сценой и считала, что он должен получить хорошую профессию.
Впрочем, игра на сцене не мешала Джерарду быть лучшим учеником в классе. Но, когда встал вопрос о выборе специальности, Джерард, чтобы не огорчать родителей, поступил в колледж при университете Глазго на юридический факультет. Он и здесь оказался одним из лучших студентов и был избран президентом студенческого юридического общества.
Но сразу после окончания учёбы он отправляется в Лос-Анджелес, чтобы попытать счастья в актёрской профессии. Вот только мечты о быстрой актёрской карьере так и остались мечтами. Единственное, что ему удалось добиться за полтора года кинопроб — это роль статиста в фильме «Телохранитель».
В это время он узнает о том, что его отец болен раком и отправляется в Канаду. С тех пор как Джерард последний раз видел отца, прошло 14 лет.
Эдвард Батлер умирает на руках сына, и после похорон Джерард возвращается в Шотландию.
Он устраивается в компанию Morton Frazer, одну из крупнейших юридических фирм Эдинбурга для прохождения двухгодичной стажировки. Там он познакомился с Аланом Стюартом, который стал его другом и сыграл в его жизни очень важную роль.
Джерард делал успехи в работе, но так и не смог почувствовать к ней вкуса. Работа с девяти до пяти, рутина и безысходность угнетали его. Не спасало даже участие в организованной с помощью Алана рок-группе — Speed.
Началась затяжная депрессия, и Джерард пристрастился к алкоголю. Друзья не раз вытаскивали его буквально из-под колёс машин и неоднократно видели, как он в бессильной ярости бился головой о стену. Он часто просыпался с сильными порезами, кровоподтеками и рваными ранами на теле, но не мог вспомнить, как их получил. Однажды он очнулся на крыше небоскрёба от окрика своего друга Алана. Джерард не мог вспомнить, как он очутился наверху, а приход его друга спас его от последнего шага в пустоту. В какой-то момент его не стало интересовать ничего, кроме выпивки и он пил со всеми, кто мог составить ему компанию. Пьянство практически разрушило его жизнь и карьеру. За неделю до окончания стажировки Джерарда уволили с работы.
В Эдинбурге на сцене фестиваля Фриндж Джерард увидел спектакль «На игле» (Trainspotting) и окончательно понял, что выбрал не ту профессию.
Через два дня после увольнения он отправился в Лондон на поиски актёрского счастья. Но и в Лондоне никто не торопился открывать перед ним двери.
Ему пришлось сменить несколько профессий, от официанта до демонстратора заводных игрушек, прежде чем он устроился в лондонский театр Мэрмейд, но и то лишь ассистентом по кастингу для постановки шекспировской пьесы «Кориолан». Постановщиком этого спектакля был Стивен Беркофф, к которому однажды в кафе Батлер подошёл с просьбой о прослушивании. Впечатленный его смелостью, Беркофф дал согласие и таким образом Батлер получил свою первую профессиональную актёрскую роль.
А уже через некоторое время он играет в Ирландии ведущую роль в постановке «На Игле», которой он до этого восхищался из зрительного зала.
В 1997 году, когда его театральная карьера уже сложилась, Батлер дебютирует в кино совместно с Биллом Конноли и Джуди Денч в фильме Джона Мэддена «Миссис Браун». Практически вся роль Батлера сводилась к купанию голышом в ледяной воде — в результате актёра госпитализировали с переохлаждением.
Однажды, когда он возвращался со съёмок этого фильма, он увидел тонущего в реке Тэй мальчика. Батлер бросился в воду и спас его, получив за это «Свидетельство о храбрости» от Королевского общества спасения утопающих,
В этом же году он получил крохотную роль моряка в очередной серии бондианы — «Завтра не умрет никогда», а также небольшую роль в фильме Рассела Малкэхи «Мумия: Принц Египта», который вышел в 1998 году. В конце 1990-х Батлер появился в телевизионном комическом сериале «Люси Салливан выходит замуж», одновременно играя в театре в пьесе «Однажды прошлым летом» совместно с Шейлой Гиш и Рэйчел Вайс.
Новое тысячелетие Батлер начал с второстепенных ролей в гангстерском боевике «Стрелки» (2000) и военной драме «Цветы Хариссона» (2000). Затем он одновременно получил уже настоящие, полноценные главные роли в фильме Уэйса Крэйвена «Дракула 2000», а также в американском телевизионном сериале «Аттила завоеватель» (2001), для съемок в котором ему впервые пришлось участвовать в батальных сценах, а также избавиться от своего шотландского акцента. Здесь Батлер снова сотрудничал вместе с Беркоффом, который сыграл дядю Аттилы.
После этих двух ролей Батлер становится популярным. Тип таких мужественных героев, сыгранных Батлером, натолкнул обозревателей CNN на мысль, что он мог бы успешно заменить Пирса Броснана в очередном фильме бондианы.
Однако, «Дракула 2000» провалился в кинотеатрах, а «Аттила», несмотря на то что был на втором месте в рейтинге телевизионных мини-сериалов, оказался быстро забыт. Слухи, поддерживающие его вовлечение в фильм об агенте 007, утихли, когда Броснан подтвердил, что он будет сниматься, по крайней мере, в двух ближайших фильмах о Бонде.
Батлер заключил договор с новым агентством. Он вернулся на британское телевидение для участия в телесериале «Присяжные» (2000), где также играли Дерек Джейкоби и Энтони Шер. В это же время у него появляется роль в фильме Роба Боумана «Власть огня» (2002), в съёмках также принимали участие Мэттью МакКонахи и Кристиан Бэйл. Далее главная роль в фильме Ричарда Доннера «В ловушке времени» (2003). Следующим крупными и удачным проектом актёра стал фильм «Лара Крофт Расхитительница гробниц: Колыбель жизни» (2003).
2004 год стал для актёра судьбоносным: он снялся в мюзикле «Призрак оперы», экранизации одной из самых успешных постановок за всю историю театра, собравшей по всему миру более 154 миллиона долларов, получившей более десятка премий, в том числе три номинации на «Оскар». Его немного рок-н-рольный голос пришёлся по душе автору мюзикла Эндрю-Ллойду Вебберу, который взял его на главную роль. Все вокальные партии Призрака Батлер исполнял сам.
Съёмки дались Батлеру нелегко — ему приходилось тратить по 4-6 часов ежедневно, пока на него накладывали грим, петь в котором было гораздо сложнее обычного. Но конечный продукт, несомненно, оправдал все вложенные в него силы и по праву может считаться одним из лучших экранных мюзиклов последнего времени.
Далее была роль Беовульфа в фэнтези-фильме «Беовульф и Грендель», фильм не завоевал особого успеха.
Широкую известность Джерарду принесла роль спартанского царя Леонида в эпическом боевике «300 спартанцев» Зака Снайдера, экранизации одноимённого комикса Фрэнка Миллера. Полгода Батлер набирал вес, совершенствовал своё тело в тренажёрном зале и учился драться на мечах. В итоге образ получился настолько реалистичным, что на церемонии вручения наград MTV Movie Awards Батлер одержал победу в номинации «Лучший боец». Образ царя Леонида, созданный Джерардом, активно использовался в рекламной кампании фильма, на постерах и обложках DVD (а также впоследствии стал известным Интернет-мемом).
Очередной важной вехой в творческой биографии Батлера стал фильм режиссёра Гая Ричи «Рок-н-рольщик» (2008), в котором он сыграл незадачливого бандита Раз-Два. В 2009 году этот фильм получил премию журнала Empire в номинации «Лучший британский фильм года».
Джерард старается сниматься в разных ролях, а не придерживаться какого-то одного амплуа и это ему удаётся. В комедии «Голая правда» (2009), современной истории о битве полов, Батлер ещё раз показывает, что он не только герой боевиков. На участие в фильме «Геймер» (2009) он подписался только тогда, когда создатели убедили его, что фильм отражает один из возможных вариантов недалёкого будущего.
Весомым событием в жизни Джерарда стало открытие им продюсерской фирмы «Злобные близнецы» (Evil Twins) совместно с его другом и бывшим менеджером Аланом Сигелем. Первым её проектом становится фильм «Законопослушный гражданин», в котором Батлер снялся совместно с Джейми Фоксом. В работе над этой кинолентой Батлер участвовал во множестве качеств — он не только играл одну из главных ролей, но и занимался продюсированием, работой над сценарием и над созданием роли.
В 2010 г. на мировые экраны вышла ещё одна комедия с Батлером в главной роли — «Охотник за головами», в ней он сыграл вместе с Дженнифер Энистон.
Уже много лет Батлер не берёт в рот ни капли алкоголя. Он любит кофе и кока-колу. К юридической карьере он тоже больше не возвращался и говорит, что даже сейчас никогда не читает свои контракты, а просто их подписывает. Что, впрочем, по его собственным словам, не мешает ему быть «голливудским актёром, у которого в контракте прописано меньше всего съёмочных часов».
Несмотря на свою нынешнюю сверхвостребованность, в личной жизни Джерард одинок, хотя слухи о его романах с разными звёздами возникают постоянно. Единственной официальной девушкой Батлера пока остаётся его бывшая ассистентка Тоня, их роман длился в течение двух лет. Батлеру постоянно приписываются романы с коллегами по цеху. Так, СМИ вовсю обсуждали его возможный роман с Дженнифер Энистон, с которой Джерард познакомился на съёмках комедии «Охотник за головами», где оба сыграли главные роли. Сейчас ходят слухи о романе с Джессикой Бил, партнёршей Батлера по фильму «Мужчина нарасхват». Но спешим предположить,что это только слухи,так как недавно стало известно о помолвке Бил с Джастином Тимберлейком.
Джерард получает миллионные гонорары и совершенно не страдает звёздной болезнью. К тому же он поразительно бережно и трепетно относится к своим поклонникам. Он всегда готов дать автограф и сфотографироваться на память, даже если поклонник окажется сотым по счёту в этот день.
В октябре 2008 года вместе с Марком Ронсоном (продюсер Эми Уайнхаус) и Джулианом Касабланкасом (вокалистом The Strokes), он открыл ресторан «Шин» в Лос-Анджелесе.