Джесс Коллинз родился 6 августа 1923 в Лонг-Бич, Калифорния. Изучал химию в Калифорнийском технологическом институте, после призыва на военную службу работал на производстве плутония для проекта «Манхэттен». После увольнения в 1946, Коллинз работал на проект атомной энергии «Хэнфорд» в Ричленде, Вашингтон, и рисовал в свободное время. В возрасте 25 лет у него было «видение» ядерного уничтожения в 1975. Тревога по поводу угрозы атомного оружия привела к тому, что он отказался от научной карьеры и сосредоточился на искусстве.
В 1949 Коллинз поступил в Калифорнийскую школу искусств (ныне Художественный институт Сан-Франциско). После разрыва со своей семьей он начал называть себя просто «Джесс». В 1951 он встретил поэта Роберта Дункана, их отношения продолжались до смерти Дункана в 1988. В 1952, в Сан-Франциско, Коллинз с Дунканом и живописцем Гарри Якобусом (Harry Jacobus) открыли галерею King Ubu, которая стала важным пространством альтернативного искусства и осталось таковым, когда поэт Джек Спайсер открыл галерею под новым названием — Six Gallery. Джесс прожил жизнь с Дунканом в ветхом викторианском доме в Сан-Франциско, окруженный аккуратно организованной картотекой вырезок из журналов, старыми книгами и другими печатными материалами, которые служили источниками для его работы. Он умер в Сан-Франциско в возрасте 80 лет в 2004 году.
В начале 1950-х Дункан купил книгу сюрреалистических коллажей Макса Эрнста «Une semaine de bont?». Коллажи и ассамбляжи Эрнста оказали влияние на Джесса, который в дальнейшей работе начал использовать образы с викторианских гравюр. Многие картины и коллажи Коллинза посвящены химии, алхимии, оккультизму и мужской красоте, включая серию, названную Translations (1959—1976), которая написана с большим напластованием краски и стилей. Коллинз также создавал сложные коллажи, используя старые книги и комиксы. В 1970-х Джесс начал новую серию коллажей с использованием головоломок. Ностальгия и использование образов недавнего прошлого затрагивала все аспекты искусства Джесса, которое заключалось для него в трансформации. Последняя работа Коллинза, Narkissos — сложный рисунок, который находится в Музее современного искусства Сан-Франциско. Джесс также создавал сюрреалистические ассамбляжи, как, например, St Nick (1962), в котором фигурка святого Николая держит странный объект, напоминающий облако или мозг. Ретроспектива Коллинза (Jess: A Grand Collage, 1951—1993) прошла в США в 1993—1994, сопровождалась изданием книги с таким же названием.