Популярные
На фото Джейсон Бекер

Джейсон Бекер

американский гитарист неоклассического метала и композитор
Дата рождения:
1969-07-22
Биография

Биография

Джейсон Бекер родился в простой американской семье, в которой музыке уделялось далеко не последнее место. Его отец Гарри Бекер играл на классической гитаре, а дядя Рон исполнял блюз. Поэтому не было никаких сомнений, что младший Бекер захочет стать гитарным героем. Уже в 5 лет Джейсон вместо беготни с футбольным мячом по двору начинает осваивать инструмент. С дядей Роном он занимается блюзом и постигает искусство импровизации, с отцом разбирает классику и песни Боба Дилана. Юный гитарист демонстрирует феноменальные музыкальные способности, легко исполняя рифы Эрика Клэптона. «Он хотел сразу же заиграть на электрогитаре, — вспоминает Гари. — Я сказал „нет“, потому что в то время даже подумать не мог, насколько Джейсон преуспеет в гитарном мастерстве».

К шестому классу Бекер получает свою первую электрогитару — отец больше не мог сопротивляться мольбам отпрыска. В школе Джейсон находится под большим впечатлением от творчества Андреса Сеговии, Фернандо Сора, Пола Саймона и других классических гитаристов. С возрастом приходят и новые увлечения: Джефф Бек, Джимми Хендрикс, SRV и группа Стива Морса. Эту музыку Джейсон исполнял в местных забегаловках. А ещё он стал изучать Баха, Моцарта и Антонио Вивальди.

В шестнадцать лет Джейсон встречает человека, полностью изменившего его музыкальное мировоззрение и повлиявшего на становление юного дарования. Это был великолепный Марти Фридман, который уже поучаствовал в записи нескольких пластинок. В то время Марти заканчивал материал для новой записи «Speed Metal Symphony» — гремучей смеси неоклассического шреда с экзотическим звучанием. Он был поражен музыкальными способностями Бекера и решил пригласить его в проект, получивший название Cacophony. По словам Джейсона, просто играя, импровизируя и сочиняя вместе с Марти, он изменил свою игру и воображение на двести процентов. Джейсон неоднократно отмечал в своих интервью: «Если бы не влияние Марти, максимум, на что я мог бы надеяться, это стать очередным клоном Ингви».

«Speed Metal Symphony» был выпущен на студии Shrapnel Records, специализирующейся на выпуске записей гитаристов-виртуозов. Далее следует работа над вторым альбомом «Go Off!», на котором уже большинство музыки было сочинено Джейсоном. Альбом продолжил традиции первого альбома — виртуозную неоклассику, но с ещё более глубоким исследованием экспериментального и восточного звучания. В турне, организованном лейблом, Cacophony исколесила половину Японии и США.

В свободное от группы время Марти и Джейсон работают над сольным творчеством. В 1988 году Джейсон выпускает альбом «Perpetual Burn» — шедевр виртуозного исполнения, полный грозных композиций и красивейших гармоний. Альбом показал потенциал Джейсона, особенно выразившийся в таких композициях, как «Air» и «Mabel's Fatal Fable», созданных под влиянием классической музыки. Некоторые соло на альбоме «Perpetual Burn» были сочинены и записаны Марти Фридманом. Джейсон тоже не остался в долгу, приняв участие в записи «Dragon Kiss», первого сольного альбома Марти.

В 1989 году развитие Cacophony подходит к концу. Марти и Джейсон расходятся в поисках собственного музыкального пути.

Что касается Марти Фридмана, то он принимает приглашение Дэйва Мастейна и на долгие 10 лет, уходит в стан Megadeth. Джейсон же продолжает сотрудничество со Shrapnel Rec. и знакомится с двумя небезызвестными ныне музыкантами, в записи альбомов которых и принимает участие. Это были Ричи Котцен и Грег Хоу. С Котценом Джейсона связывала крепкая дружба, начало которой было положено еще с совместного джема, организованного в доме Майка Уорни. Позже Джейсон совместно с Майком продюсирует дебютный альбом Ричи, выпущенный Shrapnel Rec. в 1989 году.

Встреча с Грегом Хоу произошла опять-таки благодаря Майку Уорни, который всеми силами привлекал талантливых музыкантов на собственный лейбл.

В композиции Хоу «Party Favors» первым идёт соло Грега Хоу, третьим соло Джейсона, а между ними — импровизации самого Майка Уорни.

Но долго так продолжаться не могло. Джейсон начинает поиски подходящего коллектива. Побыв какое-то время кандидатом на вакантное место в Whitesnake, Бекер всё же не был принят в команду. Место получил «любимый гитарист дьявола» Стив Вай. Но Джейсон не унывал. Прослышав, что Дэвид Ли Рот ищет нового гитариста взамен ушедшего Вая, он посылает пленку. За ней последовал телефонный звонок и приглашение на прослушивание. В результате Джейсон Бекер стал новым гитаристом Дэвида Ли Рота. Чуть позже, в 1990 году по итогам читательского голосования Бекер получает титул лучшего нового гитариста по версии журнала «Guitar Magazine». Безусловно, награда была заслужена упорным трудом и означала очень многое для самоутверждения музыканта, ознаменовав собой широкое признание его таланта не только в среде профессионалов, но и среди рядовых почитателей гитарной музыки. По словам Джейсона, получение этого титула было большой честью, хотя он до сих пор не понимает, как смог получить больше голосов, чем Марти Фридман.

Для записи альбома «A Lil' Ain’t Enough» команда Ли Рота перебирается в Канаду, в Ванкувер, и музыканты целиком включаются в работу. Но, к сожалению, времени, отпущенного Джейсону, оставалось все меньше: скоро болезнь сразит его тело и прикуёт к инвалидному креслу…

Болезнь

Буквально за пол года до прослушивания у Ли Рота прозвенел первый звонок, предвещавщий большую беду. Майской ночью 1989 года Джейсон проснулся от сильной судороги в левой ноге, но особого внимания этому случаю не придал, так как болезненные ощущения бывали и раньше. Однако на этот раз боль не прошла даже наутро. Вскоре Cacophony отправилась в последнее турне по Штатам, после которого наш герой с сольной программой блистал в Японии, а нога ныла все сильнее и не проходила ни на минуту. В ноябре, когда Джейсон перебрался в Лос-Анджелес к Дэвиду, он подумал: «Да что за черт, мне надо обратиться к доктору!» и пообещал родным пройти обследование. В медицинском центре провели необходимые тесты, вся семья с большим волнением и нетерпением ждала результатов. «Cкажите нам, что это такое? Ущемление нерва от сильно обтягивающих джинс? Растяжение связок? Нужно будет прикладывать горячие пакеты или холод?» — вспоминает мать Джейсона тот разговор, произошедший много лет назад, когда они буквально засыпали вопросами вышедших с результатом исследований врачей. Ответ был приговором: «Мы пока не уверены, но скорее всего это амиотрофический боковой склероз, болезнь Лу Герига».

Болезнь Лу Герига слабо изучена современной медициной, носит предположительно вирусный характер заражения. Она хронически воздействует на центральную нервную систему, поражая двигательные нейроны спинного мозга, ствола и коры головного мозга, сопровождается атрофией мышц и параличом, в результате чего человек теряет способность самостоятельно передвигаться, потреблять пищу и, прикованный к постели, обречен на медленную смерть. «Что?! Болезнь Лу Герига? Но ведь это же смертельно, не может быть!» — со слезами на глазах восклицали родные, не веря в результаты анализов. Джейсон согласился пройти дополнительное обследование, но диагноз только подтвердился. «В клинике мне сказали, что никаких лекарств не существует. Некоторые люди живут с эти недугом по десять лет, другие совсем немного. Мне дали максимум пять, — вспоминает музыкант. — Я спросил, смогу ли я играть, поехать в турне. Ответ был таков: продолжай жить своей жизнью, как всегда жил, и ты сам поймешь, когда придёт твой час. Ещё доктор добавил, что менять диету или образ жизни можно даже не пытаться — это бесполезно. В ответ я рассмеялся и сказал: ну уж нет, мне еще так много нужно в жизни успеть, я непобедим!».

И Джейсон не сдался, не сломался и не раскис. И хотя работа над альбомом далась Бекеру чрезвычайно тяжело, он, превозмогая себя, собрав всю волю в кулак, завершает запись. Его здоровье постепенно ухудшается, болезнь разрушает тело. Ослабшие руки плохо слушаются, приходится бесчисленное множество раз переигрывать партии, периодически уменьшать калибр струн. В самой группе при этом никто не знал о недуге, сразившем музыканта, за исключением второго гитариста Стива Хантера, который сильно привязался к Джейсону и помогал ему по мере сил и возможностей, о чем Бекер впоследствии вспоминал с искренней благодарностью и теплотой. Особенно тяжело было переносить Джейсону различные многолюдные вечеринки, где его многие считали пьяницей, когда он, не удержавшись на слабеющих ногах, мог упасть от случайного толчка одного из посетителей. Размышления о собственном состоянии и возможном неудовлетворительном качестве исполнения музыки на сцене или в клубе, предвидение фраз слушателей типа: «И это новый гитарист Дэвида Ли Рота?» сильно волновали молодого музыканта. И если живые выступления могли вызвать нарекания, то студийный материал, кропотливым трудом доведённый до совершенства, был лишен этих недостатков. На «A Lil' Ain't Enough» Джейсон удивительным образом преобразовал свою манеру игры, выработанную и отточенную в период Cacophony и Perpetual Burn, и органично вплелся в хард-рок Дэвида Ли Рота.

В дальнейшем гитаристу становилось только хуже. Он принимает решение уйти из группы, потому что об активной музыкальной деятельности и гастролях из-за болезни можно было забыть. Джейсон возвращается домой, а его отец Гарри Бекер бросает работу и переезжает к сыну, чтобы заботиться о нём и как можно больше времени проводить вместе.

Джейсон Бекер сегодня

Парню пришлось ходить с тростью. Он начал принимать экспериментальный медицинский препарат, который на какое-то время придал сил и помог лучше передвигаться, но буквально через неделю от него сделалось ещё хуже — хуже, чем когда-либо раньше. В общем, свой двадцать первый день рождения Джейсон Бекер провел в постели. В январе 1991 года Бекер в компании друзей записывает кавер-версию композиции Боба Дилана «Meet Me in the Morning» для выходящего под лейблом гитарной студии сборника. Запись прошла в довольно нервозном состоянии, так как руки периодически дрожали при игре, плохо слушались своего хозяина (так, вместо пальцев все вибрато пришлось исполнять при помощи рычага). Джейсон играл максимум в половину своих былых способностей, на этот раз уже из последних сил.

Но беда только ещё больше сплотила родных и близких людей семейства Бекеров. В том же году по инициативе друзей и поддержке музыкального журнала Guitar For The Practicing Musician и лично Майка Уорни был организован и проведен благотворительный концерт для оказания финансовой помощи борющемуся с заболеванием Лу Герига гитаристу-виртуозу. Мероприятие прошло довольно удачно. Концерт с композицией «The Boys Are Back in Town» открывали Алекс Школьник, Тони Мак-Альпин, Стю Хамм, барабанщик Атма Анур и Ричи Котцен. Множество композиций сыграл Стив Хантер со своей группой, Джордж Линч, Джефф Скотт Сото, Закк Уайлд. Джефф Уотсон отыграл небольшой акустический сет и при поддержке Стива Лукатера, Уорена ди Мартини, Брюса Кулика, Стю Хамма и Джонатана Моу исполнил «Little Wing» и «Crossroads».

Дискография

Cacophony

  • Go Off! (1988) (Shrapnel)
  • Speed Metal Symphony (1987) (Shrapnel)

David Lee Roth

  • A Little Ain’t Enough (1991) (Warner Bros.)

Solo

  • Perspective (1996) (Shrapnel)
  • The Raspberry Jams (1999) (Shrapnel)
  • Perpetual Burn (1988) (Shrapnel)
  • Collection (2008) (Shrapnel)
  • The Blackberry Jams (2003) (Shrapnel)

Tributes

  • Warmth in the Wilderness — A Tribute to Jason Becker (2001) (Lion Music)
  • Warmth in the Wilderness Vol. 2 — A Tribute to Jason Becker (2002) (Lion Music)
Поделиться: