Биография
Долгое время известен был в Италии под именем Pacini di Roma, вероятно, потому, что первоначальное музыкальное образование получил в Риме. Писал сначала духовную музыку, затем оперы (более семидесяти).
Из опер лучшей считается «Adelaide e Comingio», данная в 1817 г.
Оперы Пачини отличаются легкостью музыки, мелодичностью, но в них заметно влияние Россини, Беллини, Меркаданте. Его произведения исполнялись в оперных театрах Италии (Ла Скала, Милан; Театр Сан-Карло, Неаполь; Ла Фениче, Венеция; и др.), Бразилии, Франции.
Пачини писал ещё квартеты для струнных инструментов, кантаты, гимны, реквиемы, хоры и пр.; ему принадлежат также несколько теоретических произведений.
Его автобиография вышла в свет под заглавием «Le Mie Memorie artistiche» (Флоренция, 1865). После смерти Пачини издано продолжение этой автобиографии (Рим, 1872).
Дочерей композитора после смерти супруги взяла на воспитание графиня Юлия Самойлова, их портреты оставил друг графини, Карл Брюллов.
Оперы и их премьеры
1813—1819
- Don Pomponio (1813, не закончена)
- Annetta e Lucindo (17 октября 1813 Театр S. Radegonda, Милан)
- La ballerina raggiratrice (1814 Театр della Pergola, Флоренция)
- L’ambizione delusa (1814 Театр della Pergola, Флоренция)
- L’escavazione del tesoro (18 декабря 1814, Pisa)
- Gli sponsali de' silfi (1814—1815 Театр de' Filodrammatici, Милан)
- Bettina vedova (Il seguito di Ser Mercantonio) (1815 Театр San Mois?, Венеция)
- La Rosina (1815 Театр della Pergola, Флоренция)
- La Chiarina (1815 Театр San Mois?, Венеция)
- L’ingenua (4 мая, 1816 Театр S. Benedetto, Венеция)
- Il matrimonio per procura (2 января, 1817 Театр R?, Милан)
- Dalla beffa il disinganno, ossia La poetessa (1816—1817 Театр R?, Милан) [пересмотренный с новым либретто как Il carnevale di Milano (23 февраля 1817 Театр R?, Милан]
- Piglia il mondo come viene (28 мая 1817 Театр R?, Милан)
- I virtuosi di teatro (1817 Театр R?, Милан)
- La bottega di caff? (1817 Театр R?, Милан)
- Adelaide e Comingio (30 декабря 1817 Театр R?, Милан) [известна также как: Isabella e Florange, Il comingio, Comingio pittore]
- Atala (June 1818 Театр Nuovo, Padua)
- Gl’illinesi (1818, не закончена)
- Il barone di Dolsheim (23 сентября 1818 Театр Театр Ла Скала, Милан) [известна также как: Federico II re di Prussia, Il barone di Felcheim, La colpa emendata dal valore]
- La sposa fedele (14 января 1819 Театр S. Benedetto, Венеция)
- Il falegname di Livonia (12 апреля 1819 Театр Театр Ла Скала, Милан)
1820—1829
- Vallace, o L’eroe scozzese (14 февраля, 1820 Театр Театр Ла Скала, Милан) [известна также как: Odoardo I re d’Inghilterra]
- La sacerdotessa d’Irminsul (11 мая 1820 Театр Grande, Trieste)
- La schiava in Bagdad, ossia Il papucciajo (28 октября 1820 Театр Carignano, Турин) created by Giuditta Pasta
- La giovent? di Enrico V (26 декабря 1820 Театр Valle, Рим) [известна также как: La bella tavernara, ossia Le avventure d’una notte]
- Cesare in Egitto (26 декабря 1821 Театр Argentina, Рим) (либретто by Jacopo Ferretti)
- La vestale (6 февраля, 1823 Театр Ла Скала, Милан)
- Temistocle (23 августа 1823 Театр Giglio, Лукка)
- Isabella ed Enrico (12 июня 1824 Театр Ла Скала, Милан)
- Alessandro nelle Indie (29 сентября 1824 Театр Сан-Карло, Неаполь); revised, Milan Dec.26, 1826
- Amazilia (6 июля, 1825 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- L’ultimo giorno di Pompei (19 ноября 1825 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- La gelosia corretta (27 марта 1826 Театр Ла Скала, Милан)
- Niobe (19 ноября 1826 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Gli arabi nelle Gallie, ossia Il trionfo della fede (8 марта 1827 Театр Ла Скала, Милан) [revised with additions.: L’ultimo dei clodovei (1855 Th??tre Italien, Париж)]
- Margherita regina d’Inghilterra (19 ноября 1827 Театр Сан-Карло, Неаполь) [известна также как: Margherita d’Anjou]
- I cavalieri di Valenza (11 июня 1828 Театр Ла Скала, Милан)
- I crociati a Tolemaide, ossia Malek-Adel (13 ноября 1828 Театр Grande, Trieste) [известна также как: La morte di Malek-Adel]
- Il talismano, ovvero La terza crociata in Palestina (10 июня 1829 Театр Ла Скала, Милан)
- I fidanzati, ossia Il contestabile di Chester (19 ноября 1829 Театр Сан-Карло, Неаполь)
1830—1839
- Giovanna d’Arco (14 марта 1830 Театр Ла Скала, Милан)
- Il corsaro (15 января 1831 Театр Apollo, Рим) [rev: 1832 Театр Ла Скала, Милан]
- Il rinnegato portoghese (1831 Театр Ла Фениче, Венеция [не представлена])
- Ivanhoe (19 марта 1832 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Don Giovanni Tenorio, o Il convitato di pietra (1832 Casa Belluomini, Viareggio)
- Gli elvezi, ovvero Corrado di Tochemburgo (12 января 1833 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Fernando duca di Valenza (30 мая 1833 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Irene, o L’assedio di Messina (30 ноября 1833 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Carlo di Borgogna (21 февраля 1835 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Bellezza e cuor di ferro (1835 Casa Belluomini, Viareggio) [Complete revision of Matilda di Shabran by Rossini, with 3 new numbers by Pacini]
- La foresta d’Hermanstadt (1839 частное представление, Viareggio)
- Furio Camillo (26 декабря 1839 Театр Apollo, Рим)
1840—1849
- Saffo (29 ноября 1840 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- L’uomo del mistero (9 ноября 1841 Театр Nuovo, Неаполь)
- Il duca d’Alba (26 февраля 1842 Театр Ла Фениче, Венеция) [известна также как: Adolfo di Warbel]
- La fidanzata corsa (10 декабря 1842 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Maria, regina d’Inghilterra (11 февраля 1843 Театр Carolino, Палермо)
- Medea (28 ноября 1843 Театр Carolino, Палермо) [rev: 1845, Vicenza]
- Luisetta, ossia La cantatrice del molo di Napoli (13 декабря 1843 Театр Nuovo, Неаполь)
- L’ebrea (27 февраля 1844 Театр Ла Скала, Милан)
- Lorenzino de' Medici (4 марта 1845 Театр Ла Фениче, Венеция) [revised as Rolandino di Torresmondo (1858 Театр Сан-Карло, Неаполь), frequently given as: Elisa Velasco]
- Bondelmonte (18 июня 1845 Театр alla Pergola, Флоренция) [позднее известна как: Buondelmonte]
- Stella di Napoli (11 декабря 1845 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- La regina di Cipro (7 февраля 1846 Театр Regio, Турин)
- Merope (25 ноября 1847 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- Ester d’Engaddi (1 февраля 1848 Театр Regio, Турин)
- Allan Cameron (18 марта 1848 Театр Ла Фениче, Венеция) [Эта опера была пересмотрена несколько раз.]
- L’orfana svizzera (1848 Театр Fondo, Неаполь)
- Alfrida, ossia Bertolozzi (1849 не представлена) [existance uncertain)
1850—1859
- Zaffira, o La riconciliazione (15 ноября 1851 Театр Nuovo, Неаполь)
- Malvina di Scozia (27 декабря 1851 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- L’assedio di Leida (Elnava) (1852, не закончена)
- Rodrigo di Valenza (1852, не представлена) Возможно это ранняя версия Il Cid.
- Il Cid (12 марта 1853 Театр Ла Скала, Милан)
- Romilda di Provenza (8 декабря 1853 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- La donna delle isole (1854, не представлена)
- La punizione (8 марта 1854 Театр Ла Фениче, Венеция) [первоначально сочин. как Lidia di Brabante для Театр Carolino, Палермо в 1853; revised as Lidia di Bruxelles and Niccol? de' Lapi].
- Margherita Pusterla (25 февраля 1856 Театр Сан-Карло, Неаполь)
- I portoghesi nel Brasile 1856 Театр Italiano, Рио-де-Жанейро, Бразилия)
- Il saltimbanco (24 мая 1858 Театр Argentina, Рим)
- Lidia di Bruxelles (21 октября 1858 Театр Comunale, Bologna); [эта же работа как Niccol? de' Lapi подготовленная в 1857 для Рио-де-Жанейро но не выполнена; посмертная премьера 29 октября, 1873 с оригинальным названием Lidia di Bruxelles, Театр Pagliano, Флоренция]
1860—1867
- Gianni di Nisida (29 октября 1860 Театр Argentina, Рим)
- Il mulattiere di Toledo (25 мая 1861 Театр Apollo, Рим)
- Belfagor (1 декабря 1861 Театр alla Pergola, Флоренция) [возможно сочиненная в 1851]
- Carmelita (1863, не представлена)
- Don Diego di Mendoza (12 января 1867 Театр Ла Фениче, Венеция)
- Berta di Varnol (6 апреля 1867 Театр Сан-Карло, Неаполь) [частично сочиненная в 1859]
Сомнительного происхождения
- La chiarina (Carnival (1815—1816 San Mois?, Венеция) [probable confusion with work by Фаринелли (Farinelli)]
- I virtuosi di teatro (1817 частное представление, Венеция) [возможно напис. Майр, Симон]
- La bottega di caff? (1817 частное представление, Венеция) [возможно напис. F. Gardi]