Джузеппе Джоакино родился в Риме в мелкобуржуазной семье. Его отец, чиновник папской курии, переехал по служебному назначению в Чивитавеккью, где впоследствии умер от холеры. Белли, вместе с матерью и его двумя братьями, вернулся в Рим, где поселился в скромной квартире на улице Корсо. Он начал карьеру писателя с произведений на итальянском языке: в выборе языка он следовал совету друга и поэта Франческо Спады.
Посвятив несколько лет литературе в почти круглой нищете, в 1816 году он женился на Марие Конти, богатой даме гораздо старше него. Этот выгодный брак позволил Белли полноценно заниматься литературой без какого бы то ни было материального стеснения. В 1824 году у пары родился сын Чиро. Белли получил возможность путешествовать по Северной и Центральной Италии, где он погрузился в несравненно более развитый по сравнению с Римом литературный мир, в среду, восприимчивую к учению французского Просвещения и революционным идеям того периода, которая полностью отсутствовала в родном Риме. Несмотря на резкие сатирические и часто религоненавистнические взгляды, которые можно встретить в его сонетах (он называл епископов «вшивыми ворами», а папу Пия VIII «похабным» и «начиненным свининой»), политические позиции Белли всегда оставались консервативными в течение всей его жизни.
Во время революции в Риме и последующего провозглашения Римской республики в 1849 году, Белли немедля стал на сторону папы, защищая его незыблемое право на римский престол.
После смерти жены в 1837 году, финансовые дела поэта заметно ухудшились. В свои последние годы Белли разочаровался в жизни, питая несокрушимую неприязнь к миру и жизни вокруг себя, и не раз говорил, что «он как поэт уже погиб». Неслучайно именно к этому времени его творчество стало стремительно скуднеть: его последний сонет приурочен к 1849 году.
К концу жизни Белли работал художественным и политическим цензором для папского правительства. В этот период он, например, запретил труды Шекспира и критически высказался о музыке Верди и Россини.
Джузеппе Джоакино Белли умер в Риме в 1863 году от сердечного удара.
Белли прославился главным образом своим уникальным поэтическим творчеством на римском диалекте. Он создал более двух тысяч сонетов, которые представляют собой бесценный памятник папского Рима XIX века и жизни простолюдина этого города. Сонеты восходят к периоду времени между 1830 и 1839 годами. Белли тщательно их скрывал от широкой публики, и за несколько дней до своей кончины даже попросил своего друга, священника Винченцо Тиццани, их сжечь. К счастью, священник решил их отдать сыну поэта, Чиро, который немедленно позаботился о первом издании творческого наследия отца, ставшем наконец доступным в 1866 году.
Самая отличительная черта сонетов Белли — их поразительное, стихийное чувство юмора и острая, постоянная способность неумолимым смехом критиковать порочные стороны римского общества. Кроме того, несколько сонетов проявляют недвусмысленный интерес к эротическим вопросам.
Несмотря не беспощадные выпады на нравственный упадок Римской Церкви и римского общества вообще, даже самые острые сонеты Белли не задевают эстетических чувств читателей благодаря мастерству автора и редкому реализму в описании событий.