2007 год будет отмечен такими важными событиями, как выход в свет монографии Лидии Харамбург (Lydia Harambourg), а также различными экспозициями в музеях (в частности в музее Монпарнас) и галереях.
Родился 21 декабря 1909 года в Алжире, в селении Френда (Frenda), вблизи Орана (Oran), умер в декабре 2001 года во Франции, в Париже.
С ранних лет увлекся музыкой и графическим искусством. На протяжении всей его жизни, эти два вида искусства тесно переплелись в творчестве художника, придав ему характерный оттенк музыкальности и ритма.
В Оране, он основал небольшую консерваторию из 17 музыкантов, и даже возглавил оркестр. Но вскоре понял, что добиться успеха возможно лишь только переехав в Париж.
В 1931 году, он приезжает в Париж, чтобы посвятить себя музыке. Он берет уроки у профессора Леона Эжена Моро (L?on Eug?ne Moreau), обладателя Большого римского приза по музыке (Grand prix de Rome), который преподает ему гармонию, контрапункт, полифонию и игру на фортепьяно вплоть до 1939 года. После объявления войны, он будет мобилизирован на фронт, в пехотную часть.
В 1940 году, перед лицом надвигающегося фашизма, художник возвращается в Алжир, где будет писать и рисовать, а затем управлять оркестром до 1942 года. Символические произведения этой эпохи можно найти в коллекциях в Алжире.
В 1942 году, высадка американцев в Оране освобождает евреев от обязательного ношения желтой звезды. Эдгар Стоэбель проникается глубокой симпатией к американцам, восхищаясь их фантастической организацией.
Стоэбель осознает, что американцы основательно изменят ход истории XX века. Благодаря своему частому общению с ними, он будет мобилизирован с американскими войсками и французским экспедиционным корпусом 7 стрелкового алжирского полка для участия в Итальянской компании.
В декабре 1942, он испытает небывалую гордость от того, что высадится с 1-й Армией генерала Кларка в Неаполе и пройдет Итальянскую компанию до Рима и Таранто. Стоэбель будет также принимать участие в высадке в Провансе в августе 1943, в Сан-Тропе и Пор-Вандрэ, и в других военных операциях вплоть до 1945 года.
На протяжении всей Итальянской компании, он не прекращает рисовать сцены из повседневной жизни и начинает делать ирреальные рисунки, которые послужат прообразом «фигура-синтез».
По окончании войны, он вернется в Париж, где откроет издательство Стоэбель. Он пишет музыку и песни, которые будет записывать на 78-оборотные пластинки до тех пор, пока на свет не появится долгоиграющая пластинка. С 1945 по 1946 гг, он постепенно оставляет музыку, чтобы полностью посвятить себя живописи и рисункам.
В период с 1946 по 1950 гг, Стоэбель создает многочисленные символические пейзажи Монмартра, площадей Клиши и Пигаль.
С 1950 года, он вращается в артистических кругах Монпарнаса и завязывает дружбу с загадочным художником Антоном Приннером (Anton Prinner), другом Виейра да Силва (Veira da Silva), Пьера Лоеба (Pierre Loeb) и Пикассо. Веселая неугомонная компания допоздна засиживается в многочисленных кафе Монпарнаса. Зачастую, вечер начинается в знаменитом кафе «Купол» (La Coupole), которое художник будет посещать вплоть до 70-х годов. Он подружится с такими художниками, с улицы Гран Бательер (Grange-Bateli?re), как Гётц (Goetz), Мондзен (Mondzain), Мишонц (Michonze), Меер-Лазарь (Meyer-Lazar).
В 70-х годах, художник познакомится с некой ирландкой, которая приведет его в паб «Олимпия», где в те годы царит фантастическая атмосфера. Здесь, Стоэбель исполнит несколько своих собственных песен «Красавчик Пауло» (Le beau Paulo), «Дочка моряка» (La fille du marinero), «Джоконда Пауло» (La Joconde ? Paulo), которые будут иметь значительный успех у восторженной публики. Это невероятное общение с молодежью захватывает художника, который поет и рисует прямо на столах, и уводит его в ночь до самого утра. В течение многих лет, он возвращается домой под утро, а после обеда, принимается писать и рисовать.
Жак Мартэн (Jacques Martin) снимет картину о жизни художника и певца из паба «Олимпия», Эдгара Стоэбеля. Музыка опять войдет в жизнь художника и тесно переплетётся с его живописью. Она станет источником его творчества, красочным ритмом его полотен и составной его счастья. Счастье — вот основной лейтмотив его творчества, который просматривается во всех работах художника, воспевающего красоту каждого мгновения бытия. Эдгар Стоэбель — художник счастья, стремящийся найти равновесие и полноту жизненных ощущений.
В 1960 году, он придумает свой собственный стиль, который назовет «Фигура-синтез» (Figura-synth?se). Фигура-синтез — это образ объекта, возникающий в нашем сознании, не в реальной, а в субъективной форме, которая ирреальна во всех отношениях. Связь между формами определяет «Фигуру-синтез».
Творчество, порожденное глубиной мысли. Эта философия равновесия окружающего мира присутствует во всех произведениях художника.
Художник обладает легко узнаваемым стилем. Эмманюэль Давид (Emmanuel David), крупный торговец предметами искусства и, прежде всего, знаменитый коллекционер, открывший Бернара Бюффе (Bernard Buffet), сказал: «Полотна художника поражают нас индивидуальностью восприятия и манерой исполнения. Искренность эмоций, широта оттенков и цвета, чувствительность и простота синтетической композиции порождают равновесие пространств, поэзию или скорее мечту, музыкальность, которые придают оригинальность и неповторимую особенность произведению».
Характерный стиль художника, фигура синтез, позволяет узнать его полотна с первого взгляда.
Живопись Стоэбеля 60-х годов принадлежит к направлению конкретной абстракции послевоенного периода, или к конкретному искусству, которое также называют конструктивным искусством.
Конкретная абстракция, очень долгое время, лимитировалась художественными критиками географическими пределами и сводилась к описанию того, что происходит в Париже и, особенно, в Нью-Йорке. На самом же деле, это было течение мирового масштаба, которое распространилось от Южной Америки до Северной Европы, и не ограничилось только лишь французской станковой живописью Базена (Bazaine), Манесье (Manessier), Хартунга (Hartung), Эстева (Est?ve) или Гиша (Gischia).
Это течение, как подчеркивает Вероник Висингер (V?ronique Wiesinger) в вступительном слове к замечательному Каталогу «Абстракции во Франции и Италии 1945—1975 гг вокруг Жана Леппиен» (Abstractions en France et en Italie 1945—1975 autour de Jean Leppien), в музее Страсбурга с ноября 1999 по февраль 2000: «не было ни фальшивым эхо довоенной парижской школы, ни ответом на американский абстрактный экспрессионизм. Вплоть до середины 70-х годов, абстракция была чем-то вроде последего фейерверка в современном течении, который зажег все огни, горящие ещё и сегодня»
Для того, чтобы осознать важный вклад этого течения в искусство XX века, назовем поименно лишь некоторых художников, известных в истории искусства этой эпохи, которые принадлежали к школе конкретной абстракции: Джозеф Альберс (Joseph Albers), Аагаард Андерсен (Aagaard Andersen), Ханс Арп (Jean Arp), Жан-Мишель Атлан (Jean-Michel Atlan), Вилли Баумайстер (Willy Baumeister), Андре Блок (Andr? Bloc), Андре Брюйер (Andr? Bruy?re), Бюсс (Busse), Марсель Кан (Marcelle Cahn), Антонио Гардерара (Antonio Carderara), Фернандо Шеврие (Fernando Chevrier), Жан Куи (Jean Couy), Генрих Давринг (Heinrich Davring), Соня Делоне (Sonia Delaunay), Жан Дероль (Jean Deyrolle), Домела (Domela), Пьеро Доразио (Piero Dorazio), Адольф Ричард Флейшман (Adolphe Richard Fleishmann), Нато Фраска (Nato Frasc?), Гюнтер Фрухтрунк (G?nter Fruhtrunk), Паоло Жиларди (Paolo Ghilardi), Жилиоли (Gilioli), Айду (Hajdu), Иоханнес Иттен (Johannes Itten), Joseph Jarema, Шарль Лапик, Jean Leppien, Anselmo Legnagni, Henri Lhotellier, Альберто Маньелли, Вилли Мейвальд (Willy Maywald), Франсуа Морелле (Fran?ois Morellet), Роберт Мортенсен (Robert Mortensen), Брюно Мюнари (Bruno Munari), Орели Немур (Aur?lie Nemours), Анри Нуво (Henri Nouveau), Вера Пагава (Vera Pagava), Алисия Пенальба (Penalba), Эдгар Пилле (Edgar Pillet), Серж Поляков (Serge Poliakoff), Ганс Рейшель (Hans Reichel), Ганс Рихтер (Hans Richter), Мишель Сёфор (Michel Seuphor), Атаназио Солдати (Atanasio Soldati), Фердинанд Спрингер (Ferdinand Springer), Эдгар Стоэбель (Edgar Sto?bel), Гунта Штёльцль (Gunta St?lzl), Николя Варб (Nicolas Warb).
В конце 40-х годов, Эдгар Стоэбель создает первые «Фигура-синтез», в то время как многие художники парижской школы работают в направлении абстракции, достигнувшей своего апогея в 50-х годах. Стоэбель-художник не принесет дань моде, а напротив, будет развивать собственный стиль, который достигнет своего совершенства в 60-е года.
Composition g?om?trique aux cercles rouges