Популярные
На фото Эдгар Варез

Эдгар Варез

французско-американский композитор, один из пионеров электронной и конкретной музыки
Дата рождения:
1883-12-22
Дата смерти:
1965-11-06
Биография

Биография и творчество

Сын инженера. Учился в Туринской консерватории, парижской Schola Cantorum и Парижской консерватории, среди учителей Вареза были Венсан д’Энди, Альбер Руссель и Шарль Видор; в юности на него оказали большое влияние произведения Дебюсси. Молодой Варез произвёл сильное впечатление на Ромена Роллана, узнавшего в нём героя своего романа «Жан-Кристоф». Позднее Варез некоторое время провёл в Берлине, где пользовался покровительством Рихарда Штрауса, по рекомендации которого 15 декабря 1910 года состоялась (Блютнер-оркестр под управлением Йозефа Странского) премьера симфонической поэмы Вареза «Бургундия», позднее уничтоженной.

В 1915 году Варез перебрался в Нью-Йорк, где сблизился с кружком дадаистов Марселя Дюшана. В 1921 году закончил «Америки», первое из произведений, написанных в его оригинальном авангардном стиле. Основал совместно с Карлосом Сальседо Международную гильдию композиторов, а после принятия композитором гражданства США в 1927 вместо неё была образована Пан-американская ассоциация композиторов. В 1920-е годы Варез написал «Жертвоприношения», «Гиперпризму», «Восьмигранник», «Интегралы», «Аркана». На период с 1936 по 1954 пришёлся кризис в творчестве Вареза, за эти двадцать лет он не смог окончить ни одного значимого произведения. В 1954 году молчание было прервано произведением «Пустыни», в котором кроме инструментов используется магнитная лента. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе была с использованием 300 динамиков исполнена «Электронная поэма».

Произведения

  • Un grand sommeil noir (1906, на стихи Поля Верлена)
  • Америки (Am?riques) для большого оркестра (1918—21, ред. 1927)
  • Жертвоприношения (Offrandes) на стихи Хосе Хуана Таблады и Висенте Уидобро для сопрано и камерного оркестра (1921)
  • «Гиперпризма» (Hyperprism) для 9 духовых и 7 ударных (1922—23)
  • «Восьмигранник» (Octandre) для ударных и контрабаса (1923)
  • «Интегралы» (Int?grales) для 11 духовых и 4 ударных (1923)
  • «Аркана» (Arcana) для большого оркестра (1925—27)
  • «Ионизация» (Ionisation) для 41 ударного инструмента и двух сирен (1929—31)
  • «Экваториал» (Ecuatorial) для баса или одноголосого хора, 8 медных духовых, фортепьяно, органа, двух терменвоксов или «Волн Мартено» и 6 ударных (1932—34)
  • «Плотность 21,5» (Density 21.5) для флейты (1936)
  • Dance for Burgess (1949)
  • D?serts (1950—54)
  • Po?me ?lectronique (1957—58)
  • Nocturnal (1961)
Поделиться: