Его фамилия при рождении была просто Бульвер, а Эрл и Литтон — это средние имена. В 1844 году получил титул барона Литтона, и с тех пор его фамилия официально стала Бульвер-Литтон. Сын генерала Вильяма Бульвера, получил под руководством своей матери, урожденной Литтон, тщательное домашнее образование. Поступив в Кембриджский университет, впервые обратил на себя внимание поэмой «Sculpture», за которую был удостоен премии. В 1831 г. был избран в члены нижней палаты и примкнул к партии вигов; хотя в парламенте особенно выдающейся роли не играл, но был некоторое время горячим приверженцем идей этой партии и проводил их в своих произведениях. Впоследствии в его воззрениях произошел переворот, и в 1852—59 гг. он находился в рядах тори; в 1858—59 гг. даже занимал пост статс-секретаря колоний в консервативном министерстве. В 1866 г. Бульвер-Литтон с титулом лорда Литтона, унаследованным по смерти последнего представителя этого рода, вступил в верхнюю палату. Б. не был счастлив в семейной жизни: он должен был развестись со своей женой Розиной Б., также писательницей, которая впоследствии выставила его в очень мрачных красках в скандальном романе «Cleveby», наделавшем в свое время много шума.
Более всего известен романом «Пелэм, или Приключения джентльмена» (1828), который пользовался успехом в Европе. А. С. Пушкин под впечатлением от него собирался писать роман «Русский Пелам»; от этого замысла сохранилось несколько развёрнутых планов..
Под впечатлением полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» написал роман «Последние дни Помпеи».
Бульвер-Литтон был членом общества английских розенкрейцеров, интересовался оккультизмом, и многие его произведения («Занони» и другие в жанре ужасов) следует читать именно в таком контексте. В связи с этим интересен и его поздний роман «Грядущая раса», одно из первых произведений научной фантастики.
«Рейнские пилигримы» (Москва, 1835); «Лейла, или осада Гренады» (Москва, 1842); «Гародьд, последний саксонский король в Англии» (СПб., 1848); «Эрнест Мальтраверс» (СПб., 1850); «Какстоны» (семейная картина, 2 т., Москва, 1851); «Мой роман, или разнообразие английской жизни» (СПб., 1853); «Пельгам» (СПб., 1859); «Евгений Арам» (СПб., 1860); «Странная история» (СПб., 1865); «Что он с этим сделает» (СПб.,. 1870); «Павзаний, спартанец» (Москва, 1871); «Свобода без закона, или последний римский трибун» (Моск., 1871); «Кенельм Чилингли, его приключения и мнения» (СПб., 1873 и Москва, 1874); «Парижане» (Москва, 1875); «Герцогиня ла Вальер» (драма в 5 д., пер. А. Кейзера, Моск., 1874); «Король англосаксов» (Москва, 1878); «Последний барон» (СПб., 1879); «Призрак» (СПб, 1880); «Король Артур» (в переделке для детей с карт., Москва, 1882); «Завоевание Англии норманнами» (Москва, 1883); «Последние дни Помпеи» (СПб., 1886); «Грядущая раса» (перев. А. Каменского, СПб., 1891)