Популярные
На фото Эдвард Григ

Эдвард Григ

норвежский композитор
Дата рождения:
1843-06-15
Дата смерти:
1907-09-04
Биография

Эдвард Хагеруп Григ появился на свет 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене. Его прадед был шотландским купцом, за сорок лет до рождения Эдварда приехавшим в Берген и занявшим там пост британского консула. Этот пост унаследовал его сын, а потом внук – Александр Григ, отец будущего композитора.

Музыкальный талант мальчик унаследовал с обеих сторон. Его дед, Джон Григ, играл в городском оркестре, а женой его стала дочь Нильса Хаслунна, главного дирижера. Александр Григ тоже имел неплохие способности, а мать Эдварда, Гесина Хагеруп, окончила консерваторию в Гамбурге, куда женщин принимали лишь в исключительных случаях. Разумеется, в семье Григов отношение к музыке было особое. Музыкальное образование получали все отпрыски состоятельных семей, но Эдварда, как и его трех сестер и брата, за пианино усадили в четырехлетнем возрасте.

В семь лет Эдварда определили в обычную школу, и учиться там оказалось совсем неинтересно. Мальчик шел на всевозможные хитрости, чтобы прогулять уроки: к примеру, специально мочил одежду перед школой, чтобы его отправили переодеваться. Школа находилась далеко от его дома, и потому к возвращению Эдварда занятия уже заканчивались.

Видимо, будущее своих детей Григи видели все же не на музыкальной стезе. По окончании начальной школы Эдвард начал учиться в реальном училище. Образование здесь было направлено на математику, естественные науки и языки, так что интерес мальчика к музыке вызывал у преподавателей только насмешки. Когда одиннадцатилетний Эдвард принес в училище свое первое произведение, то классный наставник велел ему впредь оставлять дома «подобную ерунду». А на редких уроках музыки мальчик скучал – все, чему его здесь пытались научить, он знал еще до школы.

О карьере профессионального музыканта Эдвард и не мечтал, полагая это для себя недостижимым. Но когда ему исполнилось пятнадцать, к Григам на дачу приехал старый друг отца – композитор и скрипач Оле Булл, к этому времени уже завоевавший мировую славу. Выяснив, что младший сын Александра обожает музыку и пытается сочинять ее сам, Булл усадил подростка за рояль и велел играть. Результат этого прослушивания ошеломил всю семью и прежде всего самого Эдварда: Булл безапелляционно заявил, что у мальчика огромный талант и его следует немедленно отправить в Лейпцигскую консерваторию.

Так осенью 1858 года Эдвард Григ поселился в одном из частных пансионов Лейпцига и приступил к серьезным занятиям музыкой. Но первые радости самого факта учебы быстро сменились немалым разочарованием. В то время это учебное заведение уже почти лишилось творческой атмосферы, царившей еще десять лет назад при жизни Феликса Мендельсона, основателя консерватории. Рутина и бессистемность занятий могли убить любой талант, а Григу вдобавок не повезло с первым преподавателем игры на фортепиано. Луи Плайди оказался настолько «несозвучен» юному музыканту, что Эдвард подал прошение о переводе к другому педагогу.

И все же в Лейпцигской консерватории преподавали лучшие музыканты тех лет. С большим уважением Григ всегда вспоминал о Морице Гауптмане, теоретике музыки, олицетворявшем полную противоположность схоластике, и о пианисте Игнаце Мошелесе, воспитывавшем в студентах понимание классики. Но кумиром Эдварда стал пианист Эрнст Вейнцель, обладавший поистине великим педагогическим даром. Большую роль в формировании композитора сыграла и музыкальная культура города, в котором творили Мендельсон, Бах, Шуман. После занятий Григ шел в «Гевандхауз» – Лейпцигский концертный зал, где играли Вагнера, Бетховена, Моцарта и очень много другой прекрасной музыки – особенно оркестровой и камерной.

Занимался Григ чуть ли не круглосуточно, порой забывая о еде и сне. Для юношеского организма, и без того от природы хрупкого, такой образ жизни оказался непосильным. В марте 1860 года Эдвард простудился, и незначительная болезнь быстро превратилась в тяжелый плеврит. Пришлось ехать домой. Родители его вылечили, но последствия болезни преследовали композитора всю жизнь: он страдал от туберкулеза, и в последние годы у него полностью разрушилось правое легкое. Близкие умоляли его остаться в Бергене на зиму, чтобы отдохнуть и поправиться окончательно. Но в родном городе Эдвард скучал – хотелось вернуться в консерваторию, к новым друзьям, разделявшим его пристрастия, к концертам и к партитурам. И к началу семестра он уехал в Лейпциг.

Консерваторию Григ окончил в 1862 году. Выпускные экзамены проходили в концертном зале «Гевандхауз», в очень торжественной обстановке. Эдвард играл собственные миниатюры, очень волновался, но экзамен сдал блестяще. И сама музыка, и тонкое, чуткое ее исполнение привели в восторг и профессоров, и присутствующую на экзамене публику. Надо заметить, что сам Григ был не слишком собой доволен – он очень строго относился к своему творчеству.

Получив диплом, давший ему статус профессионального пианиста и композитора, Эдвард вернулся на родину. В Лейпциге он увидел современную культуру, окунулся в бурную жизнь – по сравнению с этим Берген  был тихой провинцией, и Григ мечтал о расцвете скандинавского искусства. Полный надежд и высоких стремлений, он не слишком хорошо представлял, как именно будет бороться за развитие культуры, но верил, что справится. И уже зимой 1863 года бергенские любители музыки имели честь присутствовать на первом концерте, составленном из произведений их юного и безмерно талантливого земляка.

Успех концерта был огромен. Слушатели оценили не только манеру исполнения, но и непосредственность, свежесть и искренность музыки Грига – город мог гордиться своим сыном, но, увы, не мог предоставить условия для совершенствования столь выдающегося дара. И в мае Григ уехал в Копенгаген, являвшийся тогда центром музыкальной Скандинавии.

Следующей зимой он познакомился с норвежцем Рикардом Нурдроком, тоже талантливым композитором. Нурдрок был всего годом старше Эдварда, но имел вполне сложившиеся взгляды и твердое представление о своем гражданском долге. По его мнению, музыка каждого скандинавского народа обладала самостоятельностью и национальными особенностями, и композитор должен прежде всего развивать эту самобытность, ни в  коем случае не подражая немецким музыкантам. Григ полностью разделял его идеи, и молодые люди организовали с целью пропаганды «Общество Евтерпы», которое знакомило публику с музыкой молодых датских, норвежских и шведских композиторов. Правда, сам Эдвард успел за это время написать лишь одну концертную увертюру – его свалила тяжелая лихорадка.

Годы в Копенгагене дали Григу очень многое – и в плане музыки, и в личных отношениях. Помимо дружбы с Нурдроком, он познакомился с великим датским сказочником Гансом Христианом Андерсеном и писал песни на его стихи. Продолжал Эдвард и учиться – у самого Нильса Гаде, директора Копенгагенской консерватории. И здесь же, в столице Дании, он встретил девушку, навсегда вошедшую в его жизнь в качестве жены и соратницы – Нину Хагеруп.

Нина приходилась Эдварду кузиной, и они росли вместе в Бергене, пока ее родители не переехали в Копенгаген – мать Нины была актрисой драматического театра. Григ помнил свою двоюродную сестру и подружку детства восьмилетней девочкой, а встретил уже красивую девушку, да еще и обладательницу великолепных вокальных данных, чей голос был словно создан для исполнения песен Эдварда. И музыке в сердце Грига пришлось потесниться – он буквально потерял разум от любви к прелестной кузине. Любовь вдохновила его на романсы – сначала на тексты немецких поэтов, а потом на стихи Андерсена.  В 1864 году музыкальная молодежь Копенгагена собралась на Рождество в одном из салонов, и Эдвард преподнес Нине сборник любовных сонетов, который назвал «Мелодии сердца».  Вместе с этим подарком он сделал ей предложение и получил согласие. В тот же вечер они играли в четыре руки одну из симфоний Шумана.

Но счастье оказалось отнюдь не безоблачным – препятствия к женитьбе обнаружились мгновенно. Родители с обеих сторон категорически не желали подобного брака. Григов волновало кровное родство, а мать Нины считала, что композитор – профессия невыгодная и никчемная, и с таким несолидным мужем дочь не обретет счастья. Тем не менее, помешать свадьбе родственники не могли, и в июне 1867 года влюбленные обвенчались в копенгагенской церкви святого Иоанна. Родители на венчании отсутствовали.

Молодая семья поселилась в столице Норвегии, Христиании (сейчас – город Осло). Начало их совместной жизни было вполне типичным – неземная любовь и материальные трудности. Однако вскоре местное филармоническое общество предложило Эдварду должность дирижера, и доход стал стабильным. Григи прислали Эдварду кое-какую мебель для новой квартиры, но отношения оставались натянутыми. Только в феврале 1868 года, когда Александр Григ узнал, что должен стать дедушкой, тон его писем к сыну потеплел. А в апреле на свет появилась девочка, названная Александрой в честь деда, и лед растаял окончательно.

Но счастье продолжалось всего год: в мае 1869-го маленькая Александра заболела менингитом и умерла. Эта трагедия осталась в душах ее родителей до конца их жизни, и больше детей у Эдварда и Нины не было. Григ изливал горе в музыку – так появились безотрадные и проникновенные песни «Среди роз» и «Горе матери». Нина замкнулась в себе.

Но их по-прежнему связывало искусство – семья Григов гастролировала с концертами по Европе. Эдвард играл, Нина пела, но особого признания они так и не получили. Григ впадал в отчаяние: его музыку принимали довольно холодно, и такой же холод царил в отношениях с любимой женой. По счастью, в 1870 году, на гастролях в Италии судьба столкнула их с Ференцем Листом – знаменитым композитором, музыкой которого Эдвард восторгался с юности. Еще в 1868 году Лист писал Григу, высоко оценивая его дар. В Риме они встретились лично, и Лист исполнил фортепианный концерт Грига. Кроме похвал, Григ получил от мэтра совет  «не давать себя запугивать» и счел его настоящим благословением.

В 1871 году вместе с Юханом Свенсеном, своим товарищем по Лейпцигской консерватории, Григ организовал в норвежской столице «Музыкальное общество», ставшее центром музыкальной культуры всей Норвегии. В том же году он написал первые музыкально-драматические произведения по текстам Бьернсона на темы древнеисландских саг – «Берглиот» и «У врат монастыря» (посвящено Листу).

В 1872 году Эдвард написал первое из своих великих произведений – пьесу «Сигурд-крестоносец», покорившую всю Европу. После оглушительного успеха заслуги композитора были признаны Шведской академией искусств, избравшей Грига своим членом, а власти Норвегии назначили ему пожизненную стипендию – 1800 крон ежегодно. Теперь у композитора не было нужды ни в систематической концертной деятельности, ни в преподавании. Правда, самого Эдварда мировая слава утомила очень быстро, и он бежал от нее, поселившись в уединенной горной местности неподалеку от Бергена. Здесь, в одиночестве и печали, он написал в 1974 году самое главное свое произведение – «Пер Гюнт», музыку к одноименной драме Ибсена.

Осенью 1875 года умерли родители Грига, и боль от их потери Григ отразил в минорной «Горной балладе». Немалую роль в его депрессии играли и проблемы с женой. Идиллия юношеской любви давно канула – и Эдвард, и Нина были яркими творческими личностями, с трудом приспосабливавшимися друг к другу. Из душевного кризиса Григ пытался выйти с помощью музыки. С 1878 года он снова ездил по Европе, исполняя собственные произведения.

В начале восьмидесятых годов в его жизни ненадолго появилась другая женщина, но в 1884 году Эдвард вернулся к жене. Они встретились после долгой разлуки в Лейпциге и дали там совместный концерт, после чего около четырех месяцев концертировали по югу Европы. Публика была в восторге – и неудивительно, ведь все свои романсы Григ писал именно для голоса Нины, не такого уж сильного, но умевшего передать самые интимные лирические настроения.

В Норвегию Григи вернулись летом того же года и построили дом в горах, всего в миле от родного города. Назвали его «Тролдхауген» (в переводе «холм троллей»), и этот дом стал постоянным местом жительства Грига до самой смерти. Он утверждал, что именно в горах исцеляется душой и получает новую энергию и новые идеи. Композитор был домоседом и замечательным хозяином, а для избранных близких людей и душой общества, человеком светлого ума, мягкого юмора и глубокой сердечности.

В девяностые годы Григ занимался, в основном, песнями и фортепианной музыкой. До 1901 года появились шесть тетрадей, озаглавленных «Лирические пьесы», и несколько великолепных вокальных циклов. В 1896 году появились «Норвежские народные мелодии», и на темы норвежской народной музыки написано в 1898 году его последнее крупное произведение для оркестра – «Симфонические танцы». В 1905 году Григ издал автобиографию «Мой первый успех» – лиричную и остроумную повесть, а в 1906-м написал статью о Моцарте.

В апреле 1907 года он дал несколько концертов в Германии, Дании и Норвегии – последних в своей жизни. Болезнь легких развивалась и достигла своего апогея к осени. Ни электрооблучение, ни скодсборгский санаторий композитору не помогли.

Эдвард Григ скончался 4 сентября 1907 года. По желанию композитора  урну с его прахом похоронили в небольшом гроте скалы, нависающей над фьордом.

Поделиться: