Сааринен занимал доминирующее положение в американской архитектуре послевоенного времени. Уже в первом его крупном послевоенном проекте, техническом центре «Дженерал-Моторс» в Уоррене, Мичиган, наметился разрыв с прямолинейностью «интернационального стиля» Мис ван дер Роэ. С произведениями отца его сближали тяготение к индивидуализму, символизму и романтизму, уравновешенность масс и чистота линий. Его аэропорты сравнивали с летящими птицами, стадионы — с восточными храмами. В поисках нового экспрессионизма Сааринен провозгласил, что «в нашей деятельности за всякой логической целью кроется эмоциональная первопричина». Пропагандировал использование нетрадиционных материалов, таких как керамика и алюминий. Использовал перекрытия-оболочки: здание терминала TWA в аэропорту Кеннеди, хоккейный стадион Йельского университета, главное здание аэропорта Вашингтона.
Основные работы — Смитсоновский институт в Вашингтоне, хоккейный каток Йельского университета, посольство США в Лондоне, аэропорт им. Даллеса близ Вашингтона. Сааринен способствовал продвижению карьеры таких видных архитекторов, как Йорн Утзон и Роберт Вентури.