Популярные
На фото Екатерина Дмитриевна Кускова

Екатерина Дмитриевна Кускова

русский политический и общественный деятель, публицист и издатель, активист революционного, либерального и масонского движений
Биография

Биография

Начало жизни и революционной деятельности

Екатерина Кускова, урождённая Есипова, родилась в 1869 году в Уфе в семье гимназического учителя. Отец преподавал словесность в местной гимназии, затем служил акцизным чиновником, мать была простой малограмотной татаркой. Начальное образование Кускова получила в Саратовской женской гимназии. В 1884 году в возрасте 15 лет осталась без родителей: отец застрелился, мать умерла от туберкулёза. Чтобы прокормить себя и младшую сестру, Кускова вынуждена была взять на себя работу матери по управлению богадельней. За пропуски уроков была исключена из гимназии, однако в 1885 году успешно закончила её, сдав экзамены экстерном. В том же году вышла замуж за гимназического учителя И. П. Ювеналиева, от которого имела двоих детей. Ювеналиев в прошлом был участником народнических кружков, и они с женой организовали на квартире домашний университет, где обучали гимназисток естественным наукам и читали труды писателей-народников. В 1889 году Ювеналиев умер от туберкулёза, и Кускова осталась вдовой.

В 1890 году Кускова переехала в Москву и поступила на акушерские курсы. Здесь она попала в студенческие народнические кружки, занималась распространением нелегальной литературы. В 1891 году вернулась в Саратов, где поступила на фельдшерские курсы. Участвовала в борьбе с эпидемией холеры, стала свидетельницей холерного бунта. В Саратове продолжала нелегальную деятельность, участвовала в народническом кружке Н. М. Астырева, познакомилась с известными революционерами М. А. Натансоном и В. М. Черновым. Принимала участие в создании революционной партии «Народное право», разгромленной полицией вскоре после основания. За участие в революционном кружке была привлечена к уголовной ответственности, отсидела 1 год в тюрьме и 3 года находилась под гласным надзором полиции. Заключила фиктивный брак с заключённым студентом-«народоправцем» Кусковым, державшим голодовку, с целью вызволить его из тюрьмы. С этого времени носила фамилию Кускова, под которой и приобрела известность.

В 1894 году переехала в Нижний Новгород, где познакомилась с В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненским, М. Горьким и своим будущим мужем Сергеем Прокоповичем. Здесь перешла от народничества к новому учению марксизма. Занималась пропагандой среди сормовских рабочих. В 1895 году вышла замуж за С. Н. Прокоповича, а в 1896 вместе с ним выехала за границу для лечения от туберкулёза. За границей познакомилась с Г. В. Плехановым и другими вождями русской социал-демократии, вместе с мужем вступила в «Союз русских социал-демократов за границей». Слушала лекции по социальным наукам в Брюссельском университете, изучала европейское профсоюзное движение. В скором времени обнаружила идейные разногласия с русскими социал-демократами.

Социал-демократия, ревизионизм и экономизм

Проживая за границей, Кускова и Прокопович познакомились с новейшими ревизионистскими течениями в европейской социал-демократии. Особенность этих течений, восходящих к Э. Бернштейну, состояла в том, что они делали упор на экономической борьбе рабочего класса в ущерб политической. Вернувшись в Россию, Кускова и Прокопович стали пропагандировать новое понимание социал-демократии, что привело их в столкновение с русскими марксистами. В 1899 году Кускова написала документ, содержавший краткое изложение её ревизионистских воззрений. Документ, не предназначавшийся для печати, получил известность в марксистских кружках под названием «Кредо» (лат. «Credo»). Название было присвоено ему без ведома автора. В документе Кускова утверждала, что борьба социал-демократов за создание пролетарской партии и захват политической власти не имеет в условиях России никаких перспектив. Поэтому задача русских социал-демократов должна состоять не в том, чтобы захватывать власть, а в том, чтобы участвовать в экономической борьбе рабочих с капиталистами и помогать другим оппозиционным силам в борьбе за политические свободы. Подобного рода воззрения получили название «экономизма».

Кусковское «Кредо» вызвало резкую реакцию со стороны ортодоксальных марксистов. По инициативе А. И. Ульяновой-Елизаровой «Кредо» было отправлено в Минусинскую ссылку, где отбывал наказание её брат В. И. Ульянов-Ленин. Ознакомившись с документом, Ленин усмотрел в нём смертельную опасность для русской социал-демократии и немедленно взялся писать его опровержение. Написанная Лениным статья была озаглавлена «Протест российских социал-демократов». Под ней были собраны подписи ссыльных марксистов Минусинского и Туруханского края; в таком виде она была отправлена за границу и опубликована в марксистской печати. В статье Ленин утверждал, что идеи, изложенные в «Кредо», грозят «совращением русской социал-демократии с намеченного уже ею пути — образования самостоятельной политической рабочей партии». «Пролетариат должен стремиться к основанию самостоятельных политических рабочих партий, главной целью которых должен быть захват политической власти», — утверждал Ленин.

Протест Ленина был поддержан также лидерами русских социал-демократов за границей во главе с Г. В. Плехановым. По инициативе Плеханова Кускова и Прокопович были исключены из «Союза русских социал-демократов за границей», а их взгляды подверглись осуждению. Разойдясь с социал-демократами, Кускова и Прокопович не вошли и в другое, народническое течение в русском революционном движении. Впоследствии Кускова утверждала, что их с Прокоповичем разрыв с партийными революционерами был обусловлен не столько политическими, сколько моральными разногласиями. В письме к В. Л. Бурцеву она писала: «Оба мы были влюблены в культуру, в знание, в честность познания, в мораль и в прочие глупости, с теперешней точки зрения. И вот с этой-то вышки культуры, на которой мы себя мнили, нам обоим революционная среда была глубоко противна. Ложь, провокация, цель оправдывает средства — и оазисы (только оазисы) настоящего геройства... Мы выскочили оттуда, как ошпаренные».

«Союз освобождения» и начало Первой русской революции

Порвав отношения с революционными партиями, Кускова и Прокопович в начале 1900-х годов примкнули к либеральному движению и приняли участие в создании нелегальной организации «Союз освобождения». Решение о создании организации было принято в 1903 году на съезде в Шафгаузене, в котором участвовало около 20 человек, включая Кускову и Прокоповича. Либеральный «Союз освобождения» ставил своей главной и фактически единственной целью завоевание в России политической свободы, что позволяло ему объединять людей разных политических убеждений. Войдя в «Союз освобождения», Кускова и Прокопович заняли в нём видное положение и приняли самое активное участие в его деятельности. «Здесь, — вспоминала Кускова, — можно было делать „революционное дело“, не боясь продать чёрту душу, т. е. замараться какой-нибудь грязью от „партийной диктатуры“. Это было единственное светлое пятно в нашей политической карьере». В январе 1904 года на съезде «Союза освобождения» Кускова и Прокопович были избраны в состав его руководящего Совета.

По своему составу «Союз освобождения» делился на два крыла: правое и левое. В правое входили либеральные представители земств, а левое составляли в основном выходцы из среды социал-демократов, порвавшие с ортодоксальным марксизмом и прошедшие через различные формы ревизионизма. В это крыло входили многие известные мыслители и общественные деятели: П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, Б. А. Кистяковский, В. Я. Яковлев-Богучарский и другие. Кускова и Прокопович примыкали к этому левому крылу. Особенно сильное влияние левое крыло имело в Петербурге. Здесь представителям «Союза освобождения» удалось вовлечь в свои ряды широкие слои интеллигенции. Им удалось подчинить своему влиянию такие общественные организации, как Вольно-экономическое общество, Техническое общество и другие. Работая в «Союзе освобождения», Кускова занималась распространением нелегальной литературы, в частности, журнала «Освобождение», издаваемого Струве. Осенью 1904 года, на фоне неудач в русско-японской войне, в стране по инициативе «Союза освобождения» началась кампания земских петиций. Земства и другие общественные организации обращались к царю с требованиями введения конституции и народного представительства.

Стремясь расширить своё влияние, петербургские «освобожденцы» стали предпринимать попытки агитации в среде простого народа. С целью агитации в широких массах с осени 1904 года ими стали издаваться дешёвые газеты «Наша жизнь» и «Наши дни». Редактором газеты «Наша жизнь» была выбрана Кускова. В газете в популярной форме пропагандировались идеи народного представительства и политической свободы, а экономическое положение рабочих связывалось с их политическим бесправием. Чтобы проникнуть в рабочую среду, в ноябре 1904 года Кускова, Прокопович и Богучарский встретились с лидером легальной организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» священником Георгием Гапоном. На встрече они предложили ему с рабочими принять участие в кампании земских петиций. Гапон с энтузиазмом схватился за эту идею и обещал употребить всё своё влияние на рабочих, чтобы провести её в рабочем «Собрании». По договорённости с Гапоном в отделах «Собрания» стали распространяться газеты «Наша жизнь» и «Наши дни». Рабочие читали их, а руководители «Собрания» давали им необходимое толкование, что привело к быстрой политизации рабочего населения Петербурга. 9 января 1905 года более 200000 петербургских рабочих во главе со священником Гапоном двинулись к Зимнему дворцу с требованием политических свобод и народного представительства. Расстрел царскими войсками этого шествия положил начало Первой русской революции 1905-1907 годов.

Манифест 17 октября и группа «Без заглавия»

Во время Революции 1905-1907 годов Кускова активно работала в освободительном движении. Продолжала редактировать газету «Наша жизнь», ведшую агитацию в пользу политической свободы. Участвовала в съездах «Союза освобождения», выступала за единый фронт всех оппозиционных самодержавию сил.

После Манифеста 17 октября в рядах «Союза освобождения» произошёл раскол. Представители правого крыла организации решили поддержать инициативу правительства и приступили к созданию парламентской партии, получившей название Конституционно-демократической партии (кадетов). Кадеты готовились к парламентской деятельности в Государственной Думе, что предполагало готовность сотрудничать с царским правительством. Левое крыло во главе с Кусковой отказалось поддерживать правительство и настаивало на продолжении борьбы за свержение монархического строя. Идеалом этой группы был созыв Учредительного собрания и установление демократической республики. В этом отношении представители левого крыла примыкали к революционным партиям — социал-демократам и эсерам, также не принявшим Манифеста 17 октября.

В октябре 1905 года на учредительном съезде Конституционно-демократической партии Кускова была избрана в состав Центрального Комитета этой партии, однако отказалась в него войти. Вместе с группой единомышленников она пыталась сохранить «Союз освобождения», а после его окончательного распада основала особую внепартийную группу «Без заглавия». В состав этой группы вошли те представители левого крыла «Союза освобождения», которые отказались примкнуть к кадетской партии. Костяк группы составляли Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович и В. Я. Яковлев-Богучарский; кроме них сюда входили В. В. Хижняков, В. В. Водовозов, В. В. Португалов, А. С. Изгоев, В. С. Голубев, Л. Я. Гуревич и другие. С начала 1906 года группа «Без заглавия» стала издавать одноимённый политический журнал. Издателем журнала «Без заглавия» числилась Кускова, редактором — Прокопович. На страницах журнала подвергались критике как правые, так и левые политические партии; правые — за готовность сотрудничать с правительством, левые — за партийную нетерпимость, сектантство и экстремизм. В программной статье Кускова утверждала, что разделение на партии вносит раскол в единый фронт борьбы с царским режимом и ослабляет силы оппозиции. Сама Кускова заявляла себя сторонницей «критического социализма» Э. Бернштейна.

Группа «Без заглавия» не приобрела большого политического влияния и осталась маргинальным течением в русской политической жизни. После наступления столыпинской реакции журнал «Без заглавия» был закрыт, и группа прекратила своё существование. После закрытия журнала Кускова продолжала публицистическую деятельность в других изданиях. Сотрудничала в газете «Товарищ» (1906-1907), «Русские ведомости» (1908), журнале «Наш современник» (1912-1914) и т. д. Участвовала в борьбе за женское равноправие, а также в кооперативном движении. Цели и идеалы кооперативного движения изложила в работе «Сон под первое мая (сказка-правда)».

Участие в масонской деятельности

После поражения Революции 1905—1907 годов Кускова и её единомышленники стали искать новые формы борьбы за политическое освобождение России. Одной из таких форм было выбрано, по версии Кусковой, масонство, его политизированная часть, отошедшая от традиционных форм масонской работы. Масонство существовало в России с 18 века и было удобной формой тайной организации для объединения людей, ставивших перед собой общие цели. В 1910 году в либеральном российском масонстве произошёл сдвиг в сторону политики. В 1912 году, на учредительном Конвенте была создана особая организация — «Великий Восток народов России», ставившая перед собой чисто политические цели. Сама Кускова в 1955 году в письме к Н. Вольскому (Валентинову) сообщала об этом движении следующее:

  • Движение началось вскоре после гибели Революции 1905—1907 годов и последовавших политических репрессий;
  • Движение не имело никакой связи с зарубежным масонством; в нём не было никаких ритуалов и никакой мистики;
  • Цель масонского движения была чисто политическая — возродить в новой форме «Союз освобождения» и работать в подполье на освобождение России;
  • Масонская форма движения была выбрана для того, чтобы вовлечь в него представителей высших классов и правящих кругов;
  • Посвящение в масонство состояло в одной только клятве, обязывающей хранить полное и абсолютное молчание.

По утверждению самой Кусковой, никто из участников движения этой клятвы никогда не нарушил. Исследования историка Г. М. Каткова подтверждают, что о политическом масонском движении было практически ничего неизвестно Департаменту полиции: в архивах этого ведомства не было найдено о нём никаких документов. В масонском движении не было агентов-осведомителей. На этом же настаивал Генеральный Секретарь ВВнР А. Ф. Керенский, который после Февральской революции имел доступ к царским архивам.

По воспоминаниям Кусковой, в число участников движения входило большое количество известных политических и общественных деятелей, учёных, представителей высших классов, военного сословия. «У нас везде были свои люди», — вспоминала Кускова. «Такие общества, как Вольно-экономическое, Техническое были захвачены целиком… К Февральской революции ложами была покрыта вся Россия». На самом же деле, число членов ВВнР не превышало 400 человек, в момент максимального расцвета этой организации. По воспоминаниям Кусковой, на её квартире происходили совещания, на которых вырабатывались планы политического освобождения России. На одном из таких совещаний в апреле 1916 года был намечен будущий состав Временного правительства. По разным свидетельствам, не менее пяти членов первого состава Временного правительства были масонами. П. Н. Милюков, не бывший масоном, вспоминал, что несколько членов правительства были связаны какими-то тайными обязательствами, исходящими из одного и того же источника. В дальнейшем, в условиях партийной борьбы за власть, ВВнР, предположительно, распался из-за внутренних межпартийных противоречий. Существует также версия, отражённая в работах историков А. И. Серкова и С. Карпачёва, что ВВнР прекратил свою деятельность после Октябрьской революции, так как был ориентирован на политические цели, которые рухнули вместе со свержением Временного Правительства и его главы — Керенского.


Февральская революция и победа большевиков

После победы Февральской революции Кускова стала одним из убеждённых сторонников нового строя. Поддерживая тесную связь с А. Ф. Керенским и другими лидерами Временного правительства, до конца отстаивала идеалы Февральской революции.

Сразу же после победы революции, в апреле 1917 года, Кускова начала издавать демократическую и социалистическую газету «Власть народа». Газета ставила перед собой следующие задачи: «В области политической — укрепление демократической республики и проведение идей народовластия в сознание широких масс населения; в области социальной — защита интересов трудящихся классов и объединение трудовых масс на творческой работе преобразования всего хозяйственного строя на основах социализма». В газете Кусковой сотрудничали известные политические деятели разных направлений: С. Н. Прокопович, А. Н. Потресов, М. М. Винавер, С. П. Мельгунов, Н. В. Чайковский, Б. В. Савинков и другие. Сама Кускова вела в газете обзор внутренней жизни. Одновременно Кускова активно участвовала в кооперативном движении, на которое возлагала большие надежды. В кооперации видела путь к построению социалистического общества. В газете «Власть народа» кооперативному движению уделялось особое внимание.

На страницах своей газеты Кускова призывала к объединению всех демократических сил страны — от кадетов до социалистов. Одновременно беспощадно критиковала левых и правых политических экстремистов, стремившихся к захвату власти. Особенно резко Кускова выступала против В. И. Ленина и большевиков, которых считала безответственными авантюристами: «...Ленин — вреден. Ленин действует на несознательные головы. Ленин вносит сумбур и разложение в армию. Ленин приглашает к захватам — Лениных в России многое множество. Ленин — это безответственная демагогия. Ленин — это в лучшем случае утопист, не чувствующий под ногами почву... С ленинством, т. е. со стихией, не знающей земли, надо бороться убеждением...» В отношении войны с Германией Куско

Поделиться: