9 июля 1976 года в Москве появилась на свет девочка Катя. Ее родители, Константин и Тамара Гусевы, очень гордились своей красавицей-дочкой, особенно ее волосами, всегда заплетенными в толстую косу. Сама же Катя с удовольствием бы постриглась коротко – коса была настолько тяжелой, что оттягивала назад голову, и из-за этого девочку часто считали очень высокомерной.
Катин папа в детстве учился играть на скрипке – скорее всего, музыкальность девочка унаследовала именно от него. Правда, ей больше нравилось танцевать, и с третьего класса она была участницей знаменитого грузинского ансамбля «Колхида», ездила на гастроли и даже танцевала в Большом театре.
Кроме танцев, Катя интересовалась спортом. Она обожала спортивную гимнастику и имела к ней большие способности, но осторожные родители запретили дочери заниматься этим видом спорта – трюки, которые исполняют гимнасты, казались им слишком опасными. Девочка попробовала себя в плавании, но и из этого ничего не вышло. Плаванию помешали роскошные Катины волосы. Секция работала по утрам, и высушить голову до школы Катя не успевала, а сидеть на уроках с мокрыми волосами совсем не хотелось.
Стричься родители категорически запретили, но в старших классах девочка изобрела весьма оригинальный способ, чтобы избавиться от надоевшей косы. Каждый день подружка подрезала ей волосы на сантиметр, после чего Катя делала на голове «пучок» и в таком виде приходила домой. Когда мама заподозрила неладное и велела ей распустить волосы, было уже поздно.
Училась Катя хорошо, но любила только гуманитарные предметы. Точные науки она просто не понимала, да и не видела нужды в них разбираться. Поклонников у красивой девочки всегда было много, и мальчишки делали за нее контрольные и решали домашние задания по математике и физике.
В 1992 году Катя перешла в одиннадцатый класс и решила поступать на биотехнологический факультет. Она начала ходить на курсы, зубрила биологию и химию. Свободное время Катя посвящала репетициям концерта-капустника, который готовил к празднику последнего звонка школьный театр под названием «Набат». Кате очень нравилось играть на сцене, хотя о том, чтобы стать актрисой, она даже не задумывалась. Но на последнем ее школьном выступлении присутствовала ассистентка режиссера Евгения Симонова. В том концерте у Кати было несколько ролей и номеров, и когда вечер закончился, ассистентка Симонова подошла к девушке и посоветовала ей пройти творческий конкурс в Щукинское театральное училище.
Катя рискнула – и действительно поступила на курс Симонова, причем без труда, получив всего лишь одну четверку. Столь внезапная смена планов на будущее буквально шокировала ее родителей, особенно маму. Тамара Михайловна признала талант дочери, только увидев ее в дипломном спектакле.
Учиться в театральном оказалось очень интересно, а самым главным стали для Кати студенческие спектакли. Любопытно, что играла она всегда характерные роли и упрямо отказывалась от образов романтичных героинь. Любимой ролью студентки Гусевой была восьмидесятипятилетняя старушка Федосья в постановке горьковской пьесы «Последние». Однокурсники подшучивали над Катей, но она продолжала выбирать роли немолодых женщин, объясняя это тем, что после училища таких ролей она получать не будет.
В 1996 году Катя вышла замуж. Ее избранником стал Владимир Абашкин, владелец фирмы «Base-Beauty», делающей декорации для шоу, спектаклей и телепередач. Три года спустя у супругов родился сын Алеша, а в 2010 году – дочка Аня.
В кинематографе Екатерина Гусева дебютировала, еще не успев окончить училище. Она сыграла Дину Сергееву, главную героиню триллера «Змеиный источник» и полностью оправдала надежды режиссера Лебедева, выбравшего ее на эту роль. Фильм вышел на экраны в 1997 году и стал обладателем премии «Золотой Овен» и приза на первом российском фестивале фильмов ужасов в 2011 году.
Когда состоялась премьера «Змеиного источника», Екатерина уже получила диплом актрисы. Работать она начала у Марка Розовского в Театре у Никитских ворот, на сцене, где играла и в студенчестве. За четыре года она создала несколько прекрасных образов, среди которых Лиза в «Бедной Лизе», Ольга Ильинская в «Романсах с Обломовым», Сонечка Мармеладова в спектакле по Достоевскому «Убивец».
Судьбоносным стал для Гусевой 2001 год – она прочитала объявление о наборе в труппу мюзикла «Норд-Ост». Кастинг на роль Кати Татариновой актриса прошла успешно, и ее, непрофессиональную певицу, предпочли тем, кто владел классическим вокалом. Ставить голос все-таки было необходимо, но вместо положенных пяти лет Екатерина справилась за год. Весной следующего года вместе с авторами мюзикла и Андреем Богдановым, своим партнером по сцене, Катя побывала на Северном полюсе, где группа водрузила флаг, украшенный автографами всех участников мюзикла. Кстати, в экспедиции Гусевой довелось петь при сорока градусах мороза – это событие занесено в российскую Книгу рекордов.
В 2002 году на экранах страны появился сериал «Бригада» режиссера Алексея Сидорова. Эта криминальная драма превратилась в культовый российский фильм и принесла огромную известность занятым в ней актерам. Екатерина Гусева сыграла в сериале Олю, жену бандита Белова (Сергей Безруков). О съемках «Бригады» актриса до сих пор вспоминает с огромным удовольствием и говорит, что больше нигде не испытывала такой свободы, как во время работы с режиссером Сидоровым.
В мае 2003 года, когда мюзикл закрылся, Екатерина Гусева стала актрисой театра Моссовета, где играет до сих пор. Роль Люси Харрис в спектакле «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» принесла актрисе театральную премию «Чайка».
Очень много Екатерина снимается и в кино, играя порой в пяти фильмах за год. Она не оставила и пение: в 2007 году вышел первый сольный альбом актрисы под названием «Может быть, получится». Не прошел мимо Гусевой и проект «Звезды на льду» – ее партнером в этом шоу был фигурист Роман Костомаров.
О личной жизни Екатерина Гусева говорит мало, тщательно скрывая собственный мир от посторонних глаз. Но свой дом она всегда называет Домом с большой буквы и очень гордится им. Не меньше актриса гордится и семьей – детьми, мужем, родителями, сестрой, хотя и о них рассказывает немногое. По мнению Екатерины, актер может интересовать зрителей только своим творчеством.