Популярные
На фото Екатерина Семёнова

Екатерина Семёнова

русская актриса
Дата рождения:
1786-11-18
Дата смерти:
1849-03-13
Биография

Биография

Екатерина Семёнова родилась 7 (18) ноября 1786 года. Мать — крепостная помещика Путяты, отец — учитель кадетского корпуса Жданова.

Обучалась в Петербургской театральной школе у В. Ф. Рыкалова, И. А. Дмитревского. В 1802 году впервые появилась на школьной сцене в пьесах А. Коцебу «Примирение двух братьев» (Софья) и «Корсиканцы» (Наталья); в феврале 1803 года дебютировала на профессиональной сцене Александринского театра в комедии «Нанина». В 1805 году вошла в труппу театра.

В Александринском театре Семёнова играла роли первых любовниц. Она была необыкновенно красива; черты лица её поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи. Гибкий контральтовый голос ее поддавался самым разнообразным модуляциям. Еще больше способствовали ее успеху сила чувства и искреннее увлечение.

Особенно ярко её дарование проявилось в ставших популярными романтических драмах В. А. Озерова. Первым общим успехом актрисы и драматурга стало представление трагедии «Эдип в Афинах» в 1804 году. С. Т. Аксаков рассказывал, что во время представления «Эдипа», когда у Семёновой-Антигоны насильно уводили отца, артистка до того увлеклась, что вырвалась из рук удерживавших её воинов и убежала за отцом за кулисы, чего в роли не было; пришлось бежать за ней и вернуть её на сцену.

Образование Семёновой, не только общее, но и сценическое, было очень поверхностное, вследствие чего она разработку ролей заимствовала у других. Сперва Семёнова разучивала роли под руководством начальника репертуара, князя Шаховского; потом, заподозрив его в пристрастии к М. И. Вальберховой, стала учить роли, пользуясь советами горячо ей преданного поэта Н. И. Гнедича; наконец, она много присматривалась к приёмам гостившей тогда в Петербурге известной французской актрисы, Жорж. Но силу ей давал все же собственный талант. Петербургская публика разделилась на поклонников Жорж и Семёновой; наиболее компетентные ценители отдавали пальму первенства Семёновой. Противопоставляя подлинный и живой дар Семеновой продуманной, но бездушной игре Жорж, А. С. Пушкин писал:

Сама Жорж жаловалась, что, при всей своей технике, она часто чувствует недостаток темперамента, всегда блещущего у Семёновой.

Успех и поклонники избаловали Семёнову: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем И. А. Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением как на службе, так и в литературных кружках. По назначении директором театров князя Тюфякина Семёнова не вынесла его грубости и резкости и покинула службу (1820); но она не могла жить без сцены, участвовала в любительских спектаклях и через два года, когда место Тюфякина занял Майков, снова выступила на сцене. Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры Семёновой. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. В 1826 году Семёнова окончательно простилась с публикой в трагедии Крюковского «Пожарский».

Переехав в Москву, Семёнова согласилась обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники Семёновой: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 году умер князь Гагарин; последние годы жизни Семёновой были омрачены семейными неприятностями.

Екатерина Семёнова скончалась 1 (13) марта 1849 года в Петербурге. Похоронена на Митрофаниевском кладбище.

Творчество

Роли в театре

  • «Ермак» П. А. Плавильщикова — Ирта
  • 1804 — «Эдип в Афинах» В. А. Озерова — Антигона
  • 1805 — «Росслав» Я. Б. Княжнина — Зафира
  • 1805 — «Фингал» В. А. Озерова — Моина
  • 1807 — «Димитрий Донской» В. А. Озерова — Ксения
  • 1809, 1822 — «Поликсена» В. А. Озерова — Поликсена, Гекуба
  • 1809 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера
  • 1811 — «Ариана» П. Корнеля — Ариана
  • 1815 — «Ифигения в Авлиде» Расина — Клитемнестра
  • 1823 — «Федра» Ж. Расина — Федра
  • 1824 — «Гамлет» С. И. Висковатова (подражание У. Шекспиру) — Гертруда
  • 1831 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Софья, первая исполнительница роли (до того ставили избранные сцены)
  • «Танкред» Вольтера — Аменаида
  • «Меропа» Вольтера — Меропа
  • «Заира» Вольтера — Заира
  • «Семирамида» Вольтера
  • «Медея» Лонжепьера — Медея
  • «Андромаха» Расина — Гермиона
Поделиться: