Популярные
На фото Екатерина Васильева

Екатерина Васильева

советская и российская актриса
Дата рождения:
1945-08-15
Биография

15 августа 1945 года в Москве появилась на свет девочка Катя. Ее отец, Сергей Васильев, был известным советским поэтом, мать, Олимпиада Макаренко, приходилась племянницей знаменитому педагогу Антону Макаренко. Образованные и интеллигентные люди, они очень серьезно относились к развитию и образованию своей дочери. С раннего детства девочку учили любить искусство, и еще совсем маленькой она начала мечтать о сцене.

Окончив школу, Катя Васильева поступила во ВГИК, став студенткой мастерской Владимира Вячеславовича Белокурова. Еще во время вступительных экзаменов один из преподавателей, изумленный нестандартностью абитуриентки, сказал, что она «даже уродливей Раневской», но имеет столь же бесспорный актерский дар. И действительно – несомненный талант сочетался в этой девушке со внешностью, казалось бы, совершенно невыгодной для актрисы. Высокую и рыжую Катю ни в коем случае нельзя было назвать не то что красивой, но даже хорошенькой, и, тем не менее, она притягивала к себе взгляды. По словам ее первого мужа, режиссера Сергея Соловьева, Васильева обладала невероятной внутренней свободой и раскрепощенностью. Уже через минуту после того как Катя появлялась в комнате, люди забывали о катастрофически некрасивых чертах ее лица и видели перед собой ослепительную, нестандартную женщину.

Мужчины буквально падали к ее ногам, но Катя выбрала Сергея Соловьева. Их «свахой» совершенно случайно стал Эдуард Володарский, будущий драматург и киносценарист, друживший с Васильевой в институте и безнадежно в нее влюбленный. Решившись однажды на признание и получив немедленный отказ, он от отчаяния посоветовал ей выйти замуж за Соловьева, тоже учившегося тогда во ВГИКе. Катя сказала ему, что Сергей ей вполне подходит, о чем Володарский и сообщил ее матери, а та позвонила новоиспеченному жениху, чтобы его поздравить…

Еще в студенчестве Васильева дебютировала в кино: это были маленькие роли рабочей на стройке в фильме «На завтрашней улице» и учительницы физкультуры в фильме «Звонят, откройте дверь!». Оба фильма вышли на экраны в 1965 году. Два года спустя начинающая актриса получила диплом ВГИКа и начала играть в театре имени Ермоловой. В 1970 году актриса перешла на сцену «Современника» и проработала там три года, а в 1974-м стала актрисой МХАТа.

В кинематографе за это время Васильева сыграла еще несколько второстепенных образов, а в 1969 году впервые исполнила главную роль, сыграв Хеву в фильме «Адам и Хева» Алекссея Коренева. Тогда же вышел первый полнометражный фильм Сергея Соловьева «Семейное счастье» по мотивам чеховских рассказов. В одной из четырех новелл этого фильма, «Предложении», он снял в главной роли Васильеву. Через год Соловьев взялся за экранизацию пьесы «Егор Булычов и другие» Максима Горького, и в ней тоже снялась его жена. Однако над своими лучшими картинами Сергей Александрович работал уже с другими актрисами – но не потому, что не ценил талант Екатерины. Скорее, ей не подходил его режиссерский стиль, ведь после первых фильмов Соловьева Васильеву даже называли в прессе посредственностью. Но почти сразу появились и другие ее работы – в фильмах «Бумбараш», «Соломенная шляпка», «Эта веселая планета», подаривших актрисе любовь зрителей и большую популярность.

Васильева могла сыграть любую роль, но в реальности ей не слишком удался образ идеальной супруги. Она поддерживала Сергея во всех творческих начинаниях, уверяла, что его ждет большое будущее, а вот домашнее хозяйство Екатерину не интересовало. Правда, причиной их развода стал все-таки не быт, а другой мужчина.

Михаил Рощин, драматург, прозаик и сценарист, был старше Екатерины на двенадцать лет и к моменту их знакомства, в 1971 году, уже состоял в Союзе писателей. Он пользовался сомнительной славой донжуана, но всегда утверждал, что самой безумной и пылкой его любовью была Васильева. Они познакомились в ресторане Центрального дома литераторов, куда Екатерину привел после ссоры с мужем Никита Михалков, друг Соловьева, надеявшийся помирить супругов. Но все вышло наоборот – увидев Рощина, Васильева мгновенно в него влюбилась. Рощин на тот момент тоже был человеком семейным, и довольно долго их с Васильевой роман продолжался тайно. В 1973 году Васильева сказала мужу, что беременна от Михаила, а вскоре на свет появился сын Митя. Но брак актрисы и драматурга продержался всего пять лет. С обоими мужьями Екатерина сумела сохранить хорошие, теплые отношения, вот только замуж больше выходить не стала.

Перипетии семейной жизни не помешали карьере актрисы в кинематографе. Она по-прежнему играла, и, в основном, второстепенных персонажей, но в исполнении Васильевой они становились яркими и незабываемыми. Екатерина Сергеевна умела передать контрастное сочетание резкости и властности с тонкостью и ранимостью. Один из примеров такому соединению мужских и женских черт характера – великолепная Эмилия из «Обыкновенного чуда» (1978 год, режиссер Марк Захаров). Васильева никогда не играла раздавленных жизнью, угнетенных женщин – все ее героини обладают невероятной силой духа, независимы и при этом лиричны.

В каком-то смысле Екатерина Сергеевна всегда была похожа характером на образы, созданные ей в кинематографе: гордостью, независимостью, нелюбовью к компромиссам. Именно поэтому ее решение оставить искусство было хотя и неожиданным, но вполне серьезным. В 1993 году актриса ушла в монастырь, а вскоре стало известно, что она служит казначеем в одном из московских храмов. Ее сын Дмитрий, окончивший ВГИК, стал священником, а не актером, и мать поддержала его.

После четырех лет затворничества Васильева все же вернулась на телеэкраны. Уговорил ее Валерий Приемыхов, тоже глубоко верующий человек, и Екатерина Сергеевна снялась в его картине «Кто, если не мы». Не сумела она отказать и Олегу Янковскому, который подарил зрителям прекрасный новогодний фильм «Приходи на меня посмотреть». Актриса продолжает сниматься, но роли выбирает сейчас очень тщательно, рассматривая каждый сценарий с точки зрения своей веры.

По счастью, Екатерине Васильевой не удалось отречься от своей профессии. Хотя религию она считает теперь самым главным в своей жизни, но даже в церковь входит, словно на сцену – стремительно и резко. Актриса говорит о том, что пришла пора подводить черту своей жизни, и остается при этом невероятно молодой, энергичной и вдохновенной, по прежнему удивляя зрителей своим незаурядным талантом.

Поделиться: