Народная артистка СССР (1968). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1948, 1949). Член ВКП(б) с 1950 года.
Биография
Елена Шатрова родилась 31 мая (12 июня) 1892 года в Петербурге.
В 1912 году окончила петербургскую частную «Школу сценических искусств» (педагоги А. П. Петровский, А. А. Санин, С. И. Яковлев).
В школьных спектаклях играла Лизу Огонькову («Псиша» Ю. Д. Беляева), Верочку («Месяц в деревне» И. С. Тургенева).
В 1912 году руководитель Харьковского и Киевского драматических театров Н. Н. Синельников пригласил Шатрову в свою труппу, где она проработала четыре сезона, став женой его старшего сына и выступая в главных ролях. Первая роль: Джессика в «Венецианском купце». Именно там произошло её знакомство с будущим мужем актёром того же театра Николаем Радиным. Об этом пишет Г. Ю. Бахтаров в мемуарной книге «Записки актера. Гении и подлецы», издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2002:
Среди ролей: Варя («Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева), Лиза («Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу), Соня («Дядя Ваня» А. П. Чехова), Саша («Иванов» А. П. Чехова), Аня («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Марфинька («Обрыв» по И. А. Гончарову), Офелия («Гамлет» Шекспира), Параша («Горячее сердце» А. Н. Островского), Нина Заречная («Чайка» А. П. Чехова), Ирина («Три сестры» А. П. Чехова).
Фамилия по мужу — Казанкова
Муж — известный актёр Н. М. Радин (Казанков), который бывал частым партнёром по сцене. «Их сценический дуэт отличался комедийной остротой, мастерством диалога», — отмечает БСЭ.
После смерти мужа в 1935 году она осталась совершенно одна, единственная общая дочь Марина умерла от туберкулезного менингита ещё маленьким ребенком. От одиночества она спасалась творческой работой и общественными заботами, занимаясь социальными проблемами в ВТО.
В 1964—1976 годах — зампредседателя Президиума Совета ВТО. Депутат ВС РСФСР 4-5 созывов.
Ушла из жизни 15 июля 1976 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище, вместе с мужем Николаем Мариусовичем Радиным.
Театральные работы
- 1916—1917 — в театре Суходольских (с 1917 — Московский драматический театр).
- 1918—1924 — в б. Театре Корша;
- 1924—1925 — в Театре имени МГСПС;
- 1925—1927 — в б. Театре Корша (получившем новое название — Московский театр «Комедия»)
- 1927—1928 — в Краснодарском театре (среди ролей: Ксения — «Разлом», Зина Башкирова — «Человек с портфелем» Файко).
- 1928—1932 — вновь б. Театр Корша, где Шатрова и её муж Н. М. Радин были ведущими артистами.
Среди ролей: Лиза («Горький цвет» А. Н. Толстого); Маша («Касатка» А. Н. Толстого), Вера («Нечистая сила» А. Н. Толстого), Недомерок («Недомерок» Никкодеми), Полинька («Доходное место» А. Н. Островского); Негина («Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Амалия («Разбойники» Ф. Шиллера), Луиза («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Роксана («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Элиза Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу), Беатриче («Много шума из ничего» У. Шекспира), Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира), Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Купавина («Волки и овцы» А. Н. Островского), Жермен («Ложь» Вернея), Жена миллионера («Золотое дело» М. Жербидона), Сюзи («Болото» М. Паньоля и П. Нивуа), Жоржина («Золотая осень» Де Флер и Кайяве).
- С 1932 года — Малый театр. Дебютировала в роли Лидии Чебоксаровой («Бешеные деньги» А. Н. Островского).
Роли в Малом театре
Сезон 1932/33 г.
- Лидия — «Бешеные деньги» А. Н Островского,
- Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба.
Сезон 1934/35 г.
- Марья — «Последняя бабушка из Семигорья» И. В. Евдокимова, (режиссёры Костромской и Никольский, художник Н. А. Меныпутин)
- Марья Антиповна — композиция М. С. Нарокова по пьесе «В чужом пиру похмелье» А. Н Островского,
- Купавина — «Волки и овцы» А. Н. Островского,
- Наталка Рогоз — «Соло на флейте» И. К. Микитенко.
Сезон 1935/36 г.
- Евгения — «На бойком месте» А. Н Островского,
- Маланья — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Г. И. Успенскому),
- Елена — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева
Сезон 1938/39 г.
- Наталья Дмитриевна — «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- Поля — «На берегу Невы» К. А. Тренева,
- Панова — «Любовь Яровая» К. А. Тренева,
- Марина Мнишек — «Борис Годунов» А. С. Пушкина,
- Королева и герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба.
Сезон 1939/40 г.
- Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н Островского.
Сезон 1940/41 г.
- Купавина — «Волки и овцы» А. Н Островского.
Сезон 1941/42 г.
- Коринкина — «Без вины виноватые» А. Н Островского.
Сезон 1944/45 г.
Сезон 1945/46 г.
- Надежда Алексеевна — «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина.
Сезон 1946/47 г.
- Милягина — «Великая сила» Б. С. Ромашова.
Сезон 1947/48 г.
- Ангелина — «Минувшие годы» Н. Ф. Погодина.
Сезон 1948/49 г.
- Гринёва — «Московский характер» А. В. Софронова).
Сезон 1951/52 г.
- Анна Андреевна — «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- Коринкина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
Сезон 1952/53 г.
- Кукушкина — «Доходное место» А. Н. Островского,
- Вера Алексеевна Стессель — «Порт-Артур» А. Н. Степанова и И. Ф. Попова
Георгий Бахтаров в мемуарной книге «Записки актера. Гении и подлецы», издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2002:
Сезон 1954/55 г.
- Аполлинария Панфиловна — «Сердце — не камень» А. Н Островского,
- Княгиня Тугоуховская— «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Сезон 1956/57 г.
- Матрена — «Власть тьмы» Л. И. Толстого.
Сезон 1957/58 г.
- Надежда Степановна — «Крылья» А. Е. Корнейчука.
Сезон 1958/59 г.
- Герцогиня Бёрвик — «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда.
Сезон 1959/60 г.
- Зинаида Савишна — «Иванов» А. П. Чехова,
- Миссис Седли — «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея.
Сезон 1961/62 г.
- Василиса — «Весенний гром» Д. И. Зорина
- Феклуша — «Гроза» А. Н Островского.
Сезон 1962/63 г.
- Княгиня Тугоуховская — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Сезон 1965/66 г.
- Жена унтер-офицера — «Ревизор» Н. В. Гоголя.
Сезон 1966/67 г.
- Пелагея Никитишна — «Волшебное существо» А. П. Платонова и Р. И. Фраермана.
Сезон 1968/69 г.
- Чебоксарова — «Бешеные деньги» А. H. Островского.
Сезон 1969/70 г.
- Тетя Саша — «Так и будет» К. М. Симонова.
Сезон 1971/72 г.
- Барабошева — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н Островского.
Сезон 1972/73 г.
- Василиса Волохова — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого.
- Мадленка— «Мать» Ф. Ф. Кнорре,
- Барыня — «Без языка» В. Г. Короленко,
- Купавна — «Снегурочка» А. Н. Островского
Записи
Отрывок из романа «Обрыв» И. А. Гончарова, фрагмент поэмы Н. а. Некрасова «Русские женщины», стихотворная сказка И. З. Сурикова «Клад».
Из театральных воспоминаний
Элина Быстрицкая вспоминала:
Фильмография
- 1937 — Ленин в Октябре — Анна Михайловна
- 1948 — Драгоценные зёрна — эпизод
- 1951 — Правда — хорошо, а счастье — лучше
- 1952 — Волки и овцы — Купавина
- 1952 — На всякого мудреца довольно простоты
- 1953 — Застава в горах — Полина Антоновна Прохорова, мать начальника пограничной заставы
- 1964 — Порт-Артур — мадам Стессель
- 1972 — Правда — хорошо, а счастье — лучше — Барабошева
- 1973 — Так и будет — тётя Саша
- 1974 — Дом Островского
- 1976 — Фиалка — Новосёлова
Признание и награды
- народная артистка РСФСР (1949)
- народная артистка СССР (1968)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Милягиной в спектакле «Великая сила» Б. С. Ромашова
- Сталинская премия первой степени (1949) — за исполнение ролди Ирины Фёдоровны Гринёвой в спектакле «Московский характер» А. В. Софронова
- два ордена Ленина (1949, 1972)
- орден Октябрьской Революции (1974)
- орден Трудового Красного Знамени и медали.
В 1964—1976 — заместитель председателя Президиума Совета Всероссийского театрального общества.
Книга
- Шатрова Е. Жизнь моя — театр. М., 1975