Происходила из рода Девочкиных — землевладельцев Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. Предполагаемые, на основе записи в синодике Новодевичьего монастыря, имена её родителей — инок Сергий и инокиня Таисия. Возможное мирское имя Елены — Агрипина (во вкладной книге Новодевичьего монастыря память Елены приведена под 23 июня, когда совершается память мученицы Агриппины Римляныни; но возможно Агриппина это её имя в монашеском постриге, а Елена имя взятое при постриге в схиму). Приняла монашеский постриг в суздальском Покровском монастыре.
Весной 1525 года вместе с 18 инокинями Покровского монастыря Елена по указанию великого князя Василия III перешла в основанный им по обету московский Новодевичий монастырь. В своей духовной грамоте Елена сообщает об этом:
По причине отсутствия ранних монастырских документов (уничтожены во время московского пожара в мае 1571 года) невозможно установить сколько времени Елена управляла монастырём.
Перед смертью Елена с благословения митрополита Макария составила духовную грамоту, которая содержит как краткие биографические сведения о ней, так и является своеобразным уставом, оставленным ею монастырю. Из духовной грамоты следует что к концу жизни Елена болела (сообщается о «всяких немощах», включая глухоту и слепоту) и не управляла монастырём (игуменьей в тот период была Евникея), но продолжала пользоваться авторитетом среди сестёр. Духовная грамота Елены содержит важные данные о первых годах существования аристократического Новодевичьего монастыря, где постриг принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая их, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы). Елена, выступая против этого, в своей духовной запрещает жить в монастыре мирянкам, а для монахинь устанавливает запрет на прислугу и еду в кельях.
Елена скончалась 18 ноября 1547 года и была погребена у северной стены алтаря Смоленского собора монастыря. Рядом с ней позднее погребли монахиню Феофанию (вероятно одна 18 сестер, прибывших с Еленой в Москву из Суздаля). В конце XVII века над их могилами возвели часовню, которая перестраивалась в 1720—1722 годы. В первой половине XIX века в стену собора поместили памятную плиту, сохранившуюся по настоящее время. В 20-30 годы XX века в ходе перепланировки монастырского кладбища часовня была разобрана и в настоящее время могильная плита указывает лишь приблизительное место захоронения Елены.
Местное монастырское почитание Елены известно с XVII века: во вкладной книге Новодевичьего монастыря 1674/75 года и в монастырском синодике 1705 года указывается «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы». В начале XVIII века Елена упоминается в «Похвале русским святым»: «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна», что свидетельствует уже о её общероссийском почитании. «Описание о российских святых» в списках XVIII—XIX веков сообщает: «Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день».
10 августа 1999 года после литургии в Смоленском соборе монастыря патриарх Алексий II возобновил почитание преподобной Елены. На службе прозвучали специально написанные тропарь и кондак святой, а в монастырской мастерской иконописцами была написана икона преподобной Елены.
Иконописный подлинник XVIII века сообщает о написании образа преподобной Елены следующее: «Подобием аки Евдокия, ризы преподобническия, исподняя зеленая». Из ранних иконописных изображений Елены известны: