Ваенга — это название родного для Елены Хрулёвой города Североморска (до 18 апреля 1951 года), а также реки недалеко от него. Псевдоним придуман её матерью.
Мать Елены Ваенги по образованию химик, отец — инженер, работали в поселке Вьюжный на засекреченном судоремонтном заводе «Нерпа», который обслуживал атомные подводные лодки. Про отца и родной Север у Елены Ваенги есть песня: «У меня глаза северных цветов, и мне не нужны тропические страны. Я всегда с тобой рядышком была. Жаль, что ты (отец) уехал слишком рано. Я вдруг поняла: все эти города я должна пройти, как в наказанье. Но у меня есть дом, а у дома — я, а у Севера — сиянье».
Дед Елены со стороны матери — контр-адмирал Северного флота Василий Семёнович Журавель, он упоминается в книге «Знаменитые люди Санкт-Петербурга». Бабушка Надежда Георгиевна Журавель (её крестная) (род. 1927). Про неё у Елены Ваенги есть песня: «Моя бабушка любит суши…» Родители отца — коренные петербуржцы, пережили блокаду Ленинграда. Дед по линии отца — зенитчик, во время Великой Отечественной войны воевал под Ораниенбаумом, а бабушка по линии отца была врачом в госпитале в блокадном Ленинграде.
У Елены Ваенги есть младшая сестра Татьяна, она работает в дипломатической сфере, знает несколько языков.
Гражданский муж Елены Ваенги с 1995 года — Иван Иванович Матвиенко (род. 1957) — продюсер певицы, по национальности цыган, был женат, его дочь на 2 года старше Елены Ваенги, раньше Иван перегонял машины из Германии.
Племянник, Руслан Сулимовский — директор её коллектива.
Нынешний состав бэк-вокала: Алена Петровская, Анна Мушак и Екатерина Баранова. Помимо сопровождения пения Елены Ваенги в качестве членов бэк-вокала, они поют с ней в дуэтах, а также каждая имеет свои сольные номера с перепевками советских и народных песен, и/или песен самой Елены Ваенги.
Первую песню «Голуби» написала в 9 лет, стала победителем Всесоюзного конкурса молодых композиторов на Кольском полуострове. После школы приехала в Санкт-Петербург, где закончила музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова по классу фортепиано, получив диплом педагога-концертмейстера. Некоторое время преподавала музыку в школе. Факультативно занималась вокалом.
В Санкт-Петербурге Елена Ваенга узнала, что в Балтийском институте экономики, политики и права на кафедре театрального искусства набирает курс П. С. Вельяминов, и в 2000 году пошла учиться к нему. Закончив курс, получила диплом по специальности «драматическое искусство». Елена Ваенга выступила в антрепризном спектакле «Свободная пара» в паре с однокурсником Андреем Родимовым (режиссёр Екатерина Шимилева).
Концертирует певица с девятнадцати лет. Она является лауреатом Санкт-Петербургского конкурса «Шлягер года 1998» с песней «Цыган», «Достойная песня 2002». Участник концертов-фестивалей «Весна романса» в БКЗ «Октябрьский», «Вольная песня над вольной Невой», «Невский бриз». Дала несколько сольных концертов в ДК им. М.Горького. Елена много гастролирует по России и другим странам и, по случаю своего дня рождения, каждый год — в конце января — дает концерт в БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург).
Настоящая популярность пришла к певице в 2005 году с выходом альбома «Белая птица», в котором было много хитов: «Желаю», «Аэропорт», «Тайга», «Шопен» и заглавная композиция, на которую вышел клип.
28 ноября 2009 года Елена Ваенга получила свой первый приз «Золотой граммофон» за песню «Курю».
4 декабря 2010 года Елена повторила свой успех, получив во второй раз премию «Золотой граммофон» за песню «Аэропорт». В том же году певица впервые стала лауреатом фестиваля «Песня года», исполнив композицию «Абсент». А 12 ноября она дала первый за свою концертную деятельность сольный концерт в Государственном Кремлёвском Дворце, трансляция которого прошла на Первом канале 7 января 2011 года. В телеанонсе Елене Ваенга была дана следующая характеристика:
В 2011 году Елена Ваенга приняла участие в ежегодной церемонии национальной премии Шансон Года в Кремле, на которой исполнила песни «Оловянное сердце» и «Девочка». Популярность певицы растет. В январе этого же года она победила Леонида Агутина в телепередаче «Музыкальный ринг» на канале НТВ, набрав почти в пять раз больше голосов слушателей..
26 ноября 2011 года певица в третий раз получает премию «Золотой Граммофон» за песню «Клавиши», но на концерте в Кремле исполняет композицию «Шопен». А 21 декабря 2011 года певица в третий раз дает концерт в Кремле. На концерте звучат как песни собственного сочинения, так и перепевки советских песен, а также советские песни в исполнении её бэк-вокалисток.
В 2011 году Елена Ваенга впервые попала в список самых успешных деятелей российского шоу-бизнеса, составленный Forbes, и заняла в нём девятую позицию, с годовым доходом более шести миллионов долларов.
В репертуаре певицы — собственные песни, старинные и современные романсы, баллады и народные песни, а также песни на стихи классиков, таких, как Сергей Есенин («Задымился вечер») и Николай Гумилев («Жираф», «Шут»).
Иосиф Пригожин и Артемий Троицкий положительно отозвались о феномене Ваенги. «Елена Ваенга широкой публике стала известна в прошлом году. До этого её в основном слушала питерская публика. Ваенга такой же феномен, как и Григорий Лепс. То ли попса с человеческим лицом, то ли опопсовленный шансон», — охарактеризовал музыкальный стиль Елены Артемий Троицкий в интервью «Антенне». «Для меня очевидно, что попса уже вызывает у публики сильное отвращение и нежелание слушать „фабрики звезд“, — отметил критик. — Елена — хорошая певица, искренняя, с несомненным артистическим дарованием и живым голосом. Она стремится к содержательности своих песен. Считаю, что это положительная тенденция». «Стас Михайлов и Елена Ваенга — яркие примеры того, как выбор слушателей порой отличается от того, что им навязывают радио и телевидение, — поделился своими наблюдениями продюсер Иосиф Пригожин. — Оказалось, что на шансон есть спрос. Исполнители в этом стиле заняли неформатную нишу, которая раньше принадлежала рок-музыкантам. Тексты их песен понятны, при этом хиты не слеплены по отработанной в поп-музыке схеме».
Вадим Александрович Пономарев, также известный как Гуру Кен, прокомментировал обвинения рядовых пользователей Интернета в плагиате, выдвигаемые против Ваенги, в частности, в плане некоторой похожести мелодии песни «Аэропорт» на «Лодочку» Саруханова. «Чужая мелодия в творчестве Ваенги просматривается лишь в случае с песней Саруханова „Лодочка, плыви“, — считает эксперт. — Но это только в начале куплета. Дальше совершенно самостоятельная линия, и она более эмоциональная, чем у Саруханова. Говорить о плагиате некорректно. Скорее творческое переосмысление. Что касается других композиций, там схожесть по гармонической сетке, но эти стандартные пять аккордов есть в песнях всех исполнителей. Если переложить разные известные песни на клавир (нотная запись. — М. С. Ш.), то не отгадаете, кто это сочинил — Тухманов, Зацепин или Ваенга. Феномен Елены в том, что она занимается переосмыслением нашего эстрадного прошлого на современный лад. И она заняла то дефицитное место, ставшее пустым после ухода Пугачевой со сцены, которая в конце 70-х — начале 80-х эксплуатировала образ несчастной женщины. Когда я пришел на концерт Ваенги и услышал её музыкантов, понял, что это та самая живая музыка, тот эстрадный ансамбль, который звучал в СССР.»
Илья Резник и Раймонд Паулс положительно оценили деятельность Ваенги. «Елена — замечательная певица, — поделился впечатлениями Раймонд Паулс с „Комсомолкой“. — На фоне любителей петь под фонограмму она воспринимается как чудо. Не люблю сравнений. Но мне Лена очень напомнила раннюю Аллу Пугачеву.» Паулс и Резник планируют писать песни для Елены Ваенги. По словам Резника: «Леночка Ваенга — замечательная певица! Мы в неё влюблены с Раймондом в хорошем смысле слова. Нам нужна была певица, которая могла бы воплотить наши идеи. Мы трудоголики и то, что явилась Лена — это, конечно, большая удача. Счастливое совпадение — она искала нас — и мы нашли её. На концерте в Барвихе Лена, узнав, что я в зале, встала на колени и попросила, чтобы мы с Паулсом написали для неё хоть одну песню. Это было так искренне, так трогательно… И вот музыка уже пишется, стихи тоже.»
По мнению Владимира Преснякова-старшего, Елена Ваенга может прийти на смену Пугачевой. В одном из интервью музыкант заявил: «Успех Лены был неизбежен. Ваенга очень талантлива. Очень искренна. И она, конечно, не из „поющих трусов“. Она повзрослее немножко. Но не хотелось бы, чтобы она стала частью этого шоу-бизнеса. Это губит любого, даже самого талантливого артиста. Хотя, Лена скромная, у неё была трудная жизнь. Она, как и „Beatles“ когда-то, как бочка с порохом, нужно было спичку только кинуть. Потому что подобных ансамблей, оказывается, в Ливерпуле, в Англии было совсем даже немало. Но вот именно „Beatles“ стали популярны. И вот Лена Ваенга поначалу писала за 50, а если повезет, то за 100 долларов песни для каких-то певичек. А потом и сама запела. Поняла, что поёт не хуже других. Я в первый раз услышал Ваенгу в интернете. Она меня сходу зацепила. Это была песня „Оловянное сердце“. Чистый шансон… Ну, вроде не мой жанр. Но вдруг что-то защемило. Она мне предложила сделать аранжировки к её песням, чтобы я сделал инструментальные версии. Вот у меня пока не доходят руки, может сделаем ещё…»
По мнению музыкального критика Николая Фандеева, Ваенга — певица с самыми средними вокальными данными, а её репертуар — кабацкая дрянь и плагиат. Он также отмечает, что певицу сейчас слишком активно ротируют на радио, но считает это положительным явлением, потому что «чем больше её будет, тем быстрее она всем надоест».
Крайне негативно отозвался о творчестве певицы Евгений Гришковец. В своём блоге он написал о концерте Ваенги: «На Первом канале шел концерт какой-то певицы, которая исполняла какие-то совершенно кабацкие песни и читала отвратительные стишки собственного сочинения. Стишки, исполнение и исполнительница были одинаково вульгарны». По мнению Гришковца, Ваенга «искренне заблуждается», думая, что пишет cтихи..
Сама Елена Ваенга не считает себя ни поэтом, ни (профессиональным) композитором, а считает лишь обычным автором-исполнителем. Споры о качестве её текстов и музыки среди рядовых слушателей и критиков не утихают по сей день.