Популярные
На фото Элина Быстрицкая

Элина Быстрицкая

советская и российская актриса
Дата рождения:
1928-04-04
Биография

4 апреля 1928 года в Киеве родилась девочка Элина, первый ребенок в семье Быстрицких. Авраам Петрович, ее отец, был капитаном военной службы, по специальности инфекционистом, Эсфирь Исааковна, его жена, работала в больнице. Вторая дочь Софья появилась на свет, когда Элине исполнилось уже девять лет.

Элина предпочитала дружить с мальчишками и имела соответствующий характер – часто дралась, любила стрелять из рогатки, с помощью отца научилась играть в бильярд. Но любимым ее развлечением были домашние спектакли, которые девочка устраивала для родителей и соседей. Артистами выступали двоюродный брат и подружка – втроем дети пели, танцевали, декламировали стихи. Когда на экраны СССР вышел фильм «Чапаев», Элина ввела в репертуар своего театра спектакль по этому фильму. Играла она ординарца Петьку, уступив брату роль Чапаева.

Перед войной капитан Быстрицкий получил назначение в Нежин, город под Черниговом, и уже в июле окрестности этого города стали ареной жестоких боев. Некоторое время Элина вместе с матерью работала в госпитале, но вскоре пришлось эвакуироваться в Астрахань. Все свободное от школы время девочка проводила, учась на курсах медсестер, а потом санитаркой в госпитале.

В Нежин Быстрицкие вернулись в конце 1944 года, и Элина стала студенткой медицинского техникума. Как участнице войны и медсестре, ей разрешили начать учебу сразу во втором семестре. В техникуме работал театральный кружок, и девушка сразу же записалась в него. Дебют Элины на сцене состоялся в водевиле «Лейтенант фон Пляшке», и уже в этой первой крошечной роли она привлекла к себе внимание зрителей. Играть Элине так нравилось, что она стала заниматься в балетном классе музыкальной школы, чтобы овладеть пластическим танцем и красиво двигаться на сцене.

Техникум Элина закончила в 1947 году. Все близкие друзья и многие родственники девушки были медиками, но сама Элина еще во время войны поняла, что эта профессия не для нее, а получив специальность акушера-гинеколога и пройдя практику, окончательно убедилась, что работать врачом не сможет. Попытка сказать родителям о своей мечте стать актрисой окончилась довольно печально: отец категорически отказался признать в дочери актерский талант. Видя упорство Элины, он решил доказать ей свою правоту и вместе с девушкой поехал в Киевский театральный институт. Там он заявил ректору, что его дочери нечего делать в институте, и в конце концов Элина сдалась и поступать не стала. Вернувшись домой, она отнесла документы на филфак педагогического института.

Получая образование учителя, она продолжала ходить в балетный класс и даже организовала собственную танцевальную группу, вскоре победившую на олимпиаде. Эта победа и принесла Элине нежданную удачу: ее наградили путевкой в профсоюзный дом отдыха работников искусства, где девушка познакомилась с настоящей актрисой – Натальей Александровной Гебдовской. Посмотрев выступление Элины на сцене, Гебдовская настоятельно посоветовала ей бросить педагогический институт и немедленно поступить в театральный. И Элина решилась. Приехав домой, она забрала документы и отправилась в Киев.

Элина Быстрицкая была принята в институт театрального искусства и еще до начала занятий оказалась на съемочной площадке. Причина этому была очень простой – кончились деньги, и девушка решила подработать в массовке на Киевской киностудии. Ей сразу же дали эпизодическую роль – участвовать в групповом зажигательном танце. Правда, на экран она тогда не попала – реквизиторы выдали ей сапожки черного цвета, тогда как на остальных девушках были красные, и режиссер вывел Элину из эпизода.

В институте Элина училась на отлично, и уже после первого курса ее наградили поездкой в столицу. Но кроме репутации лучшей студентки Быстрицкая считалась и первой красавицей в вузе. Воспитанная в строгих правилах, Элина не позволяла себе никаких вольностей, а на приставания отвечала пощечинами. Из-за одного такого случая ее едва не исключили из института. В ответ на эту угрозу Элина ответила, что в случае исключения покончит жизнь самоубийством. Вопрос о ее поведении решали на комсомольском собрании, но и среди преподавателей, и среди студентов нашлись люди, вставшие на сторону Быстрицкой.

В 1953 году Элина получила диплом и распределение в Херсонский драмтеатр, но работать на этой сцене ей не довелось из-за мгновенно возникшего конфликта с режиссером. Не попала она и в труппу театра Моссовета, гастролировавшего тогда в Киеве. Отца Элины перевели служить в Вильнюс, и она, уехав к родителям, устроилась на сцену Вильнюсского драматического театра. Первой ролью Быстрицкой в этой труппе стала роль Тани из одноименной пьесы Арбузова. В Вильнюсе актриса отыграла три сезона – а в 1954 году в ее жизнь вошел кинематограф.

Ее дебют в кино состоялся еще в 1950 году – Элина сыграла небольшую роль в фильме «В мирные дни» киевского режиссера Владимира Брауна. Но серьезную работу ей предложил в Ленинграде Ян Фрид во время гастролей Вильнюсского театра в Ленинграде. Фрид начал снимать «Двенадцатую ночь» Шекспира, и Элину утвердили на роль Виолы. Но в тот же момент на Ленфильме ее увидел Фридрих Эрмлер, искавший главную героиню для картины «Неоконченная повесть». Оказавшись перед выбором, Элина предпочла современный фильм, и в итоге в шекспировской экранизации сыграла Клара Лучко.

Работа на съемочной площадке «Неоконченной повести» оказалась для Элины сложной – в первую очередь из-за неприязненных отношений с Сергеем Бондарчуком, игравшим ее возлюбленного. Но личные проблемы не помешали актерам создать прекрасные образы, и фильм, вышедший на экраны в 1955 году, очень понравился зрителям. Роль Елизаветы была первым большим успехом Быстрицкой – ее героине хотелось подражать. Элину назвали лучшей актрисой года и в декабре включили в делегацию, ехавшую в Париж, где проходила первая «Неделя советского фильма».

Именно во время поездки во Францию Элина узнала о готовящейся экранизации шолоховского «Тихого Дона». Сыграть Аксинью было ее мечтой еще во время войны, и, вернувшись домой, она позвонила Сергею Герасимову с просьбой позволить ей принять участие в пробах. Герасимов согласился, но по мнению самой Быстрицкой проба прошла неудачно, и она уехала в Вильнюс. Вскоре режиссер прислал ей приглашение продолжить пробы, и несколько месяцев Элина ездила в Москву, вовсе не уверенная в себе. Скорее, Аксинью должна была сыграть Нонна Мордюкова, выпускница самого Герасимова, исполнившая эту роль в дипломном спектакле. Но когда отснятые пробы показали Михаилу Шолохову, он выбрал именно Быстрицкую, и его выбор стал решающим.

Подготовку к съемкам вели очень долго. Элине пришлось потолстеть, научиться верховой езде, выкатыванию белья, ношению ведер на коромысле и долго общаться с самодеятельным казачьим хором, чтобы войти в роль донской казачки. Но результат превзошел все ожидания, и Аксинья стала одним из лучших образов, созданных Быстрицкой в кинематографе.

Две первых серии «Тихого Дона» появились на экранах в 1957 году и обрели невероятный успех – фильм посмотрели сорок семь миллионов советских зрителей, а в следующем году «Тихий Дон» стал обладателем нескольких призов на международных фестивалях. Быстрицкая же в это время разрывалась между кино и театром, снимаясь в третьей серии фильма и играя на вильнюсской сцене. Она мечтала о московских театрах, но осуществилась эта мечта лишь к концу 1958 года, после выхода еще одного фильма с Элиной в главной роли. Она прекрасно сыграла Лелю в картине «Добровольцы» Юрия Егорова и только после этого устроилась на сцену Малого театра, причем сначала по договору – в штат Быстрицкую зачислили лишь весной следующего года. От Моссовета за роль Аксиньи она получила в Москве тринадцатиметровую комнату в коммуналке, и это была первая собственная жилплощадь Элины.

На сцене Малого театра актриса дебютировала в роли леди Уиндермиер в постановке по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермиер». Но, несмотря на свою кинематографическую известность, легко войти в труппу прославленного театра Быстрицкой не удалось. Корифеи сцены относились к киноактерам с изрядным пренебрежением, считая их работу несерьезной, и Элина долго доказывала, что достойна своих новых коллег. В результате в сезоны 1960 и 1961 годов она получила целых шесть ролей, но потом опять полтора года сидела практически без работы.

Большие проблемы Быстрицкой создавал ее чересчур прямолинейный характер. Резкими и неосторожными словами она была способна испортить отношения с кем угодно, не обращая внимания ни на посты, ни на звания, ни на обстоятельства. Но таланта актрисы не отрицал никто, и многие ее роли получили признание и публики, и театральных критиков. Среди ее ярких, незабываемых ролей – образы баронессы Штраль в лермонтовском «Маскараде», Лидии в «Бешеных деньгах» Островского, Юлии Филипповны и Пелагеи в горьковских «Дачниках» и «Фоме Гордееве», герцогини Мальборо в пьесе Скриба «Стакан воды», Москалевой в «Дядюшкином сне» Достоевского.

Не оставила Быстрицкая и кинематограф. Она снималась не так уж часто, но среди фильмов с ее участием есть и те, которые превратились в классику советского кино. Актриса работала с выдающимися режиссерами – Сергеем Герасимовым, Михаилом Роммом, Фридрихом Эрмлером, Юрием Егоровым, Георгием Натансоном, Григорием Александровым. Самые известные ее работы – это роли в фильмах  «Русский сувенир» (1960 год), «Все остается людям» (1963 год), «Негасимое пламя» (1964 год). В картине 1967 года «Николай Бауман» Быстрицкая сыграла знаменитую актрису Марию Андрееву.

Свои отношения с мужчинами Элина Авраамовна не афишировала никогда. Замуж она вышла в шестидесятых и по большой любви, за человека, который был ее намного старше. Предложение Быстрицкой он сделал уже на пятый день знакомства, и Элина сразу же согласилась – Николай Иванович оказался очень интересной личностью, имел прекрасное образование, обожал историю. Гораздо легче актрисе стало и в материальном плане: в те годы ей жилось очень тяжело, зарплаты едва хватало на еду, а об изысканной одежде не шло и речи. По счастью, Николай Иванович работал переводчиком в Министерстве внешней торговли и довольно часто ездил за границу, а после свадьбы стал привозить жене модные вещи. Однако у министерского работника тоже была десятиметровка в коммуналке, и нормальную квартиру супруги ждали еще несколько лет…

Счастье Элины Авраамовны оказалось хотя и долгим, но все же не вечным. По словам актрисы, мужу она во многом обязана формированием своей личности, но вот детей Элина иметь не могла. А еще она не умела прощать измены – и спустя почти тридцать лет счастливой семейной жизни все же подала на развод. С тех пор Быстрицкая живет одна.

В 1975 году актриса стала президентом Федерации художественной гимнастики Советского Союза и оставалась на этой должности до 1993 года.  Во многом расцвет художественной гимнастики в нашей стране – заслуга именно Элины Быстрицкой, не забывшей своей безмерной любви к танцам. Усилиями актрисы художественная гимнастика вошла в программу для Спартакиады советских народов.

В 1978 году Быстрицкая начала преподавать актерское мастерство в ГИТИСе и в Щепкинском театральном училище. В области образования она тоже сделала немало: в 1994 году актриса стала учредителем благотворительного Фонда в поддержку науки и искусства, созданного для помощи учащимся вузов и музыкальных училищ.

После шестидесятых Элина Авраамовна снималась очень мало, отдавая свой талант и время театральной сцене и преподаванию. Пожалуй, самой заметной ее работой после перестройки стал психологический детектив 1991 года «Семь дней после убийства», снятый по повести «Тюрьма» Жоржа Сименона. За два следующих года она снялась в мелодраме «Прощальные гастроли» и комедии «Бравые парни» и вновь пропала с экранов. В девяностые годы Быстрицкая снималась также в историческом фильме «Теплые ветры древних булгар» режиссера Булата Мансурова. Здесь ее героиней стала княгиня Ольга, но фильм, к сожалению, так и не был закончен.

Только в 2002 году зрители смогли увидеть эту прекрасную актрису в главной роли. Быстрицкая сыграла Элеонору в картине «Бабий Яр» (режиссеры Николай Засеев-Руденко и Ксения Ковалева), повествующей об одном из самых страшных преступлений двадцатого века. Через год после выхода этого фильма Элина Быстрицкая стала лауреатом премии «Кумир» (номинация «Высокое служение искусству»). Конечно, это было не первое награждение актрисы – ей вручено множество премий, медалей и орденов, присвоены звания народной артистки не только СССР, но и Грузии, Казахстана и Азербайджана. В апреле 2008 года за свое участие в развитии русского кинематографического и театрального искусства она получила Орден I степени «За заслуги перед Отечеством».

Имя Элины Быстрицкой стало легендарным: покорив сердца зрителей в пятидесятые годы, она восхищает их и сегодня. А вот сама актриса попросила автограф лишь раз в своей жизни – у английского премьер-министра Маргарет Тэтчер.

Поделиться: