8 января 1935 года в американском штате Миссисипи, в городке Тьюпело родился мальчик, которому суждено было стать легендой современной музыки. Собственно говоря, в семье Вернона Пресли и его жены Глэдис родились близнецы, но один из них сразу же умер. Оставшийся в живых получил имя Элвис. Семья Пресли никогда не была богатой, но когда в 1938 году Вернона обвинили в подделке чеков и посадили на два года в тюрьму, положение стало просто критическим. Тем не менее, мать Элвиса заботилась о воспитании сына не только в плане религии, но и привила ему уважение к старшим и вежливость во всех случаях жизни.
В одиннадцать лет Элвису, как и многим мальчишкам, очень хотелось иметь велосипед. Но денег на него в семье не было, и мальчику на день рождения подарили гитару. Этот подарок стал знаковым – Элвис более с музыкой не расставался. Осенью 1948 года из-за невозможности найти работу в родном штате Вернон Пресли перевез свою семью в город Мемфис штата Теннеси. Здесь Элвис начал осознанно и серьезно интересоваться музыкой. В то время наибольшее распространение в США имела традиционная эстрадная музыка, кантри, а также начал набирать силу блюз и его многие течения. Направлениями блюзовой музыки Элвис заинтересовался настолько, что стал частым гостем негритянских кварталов Биль-стрит, где своими глазами видел игру выдающихся блюзменов и даже был лично с некоторыми знаком. Под влиянием этих встреч и ассортимента негритянских магазинов у Элвиса Пресли появился свой, яркий и броский стиль одежды.
Летом 1953 года, окончив школу, Элвис начал работать водителем грузовой машины, но свое будущее юноша видел совершенно в ином свете. Он решился заплатить довольно большие для себя деньги – восемь долларов – и записать в собственном исполнении пару песен в звукозаписывающей студии Сэма Филлипса. На пластинке было всего две песни – «That’s When My Heartache Begins» и «My Happiness», она была изготовлена в одном экземпляре и формально предназначалась как подарок матери Элвиса ко дню рождения. Хотя наверняка Пресли просто хотел услышать звучание своего голоса с пластинки. В это время он уже точно знал, что станет музыкантом, правда, исполнительский жанр для себя еще не определил и колебался между кантри и церковными гимнами. В звукозаписывающую студию «Sun Records» Пресли обращался еще не раз, предлагая себя в качестве певца. Секретарша студии даже записала его адрес – голос и манера исполнения юноши показались ей любопытными. Кстати, именно тогда на вопрос секретарши, к какому известному исполнителю Элвис Пресли считает близким свое пение, он ответил, что, видимо, «такого нет».
Через год хозяин студии Сэм Филлипс решил произвести запись нескольких песен и пригласил для этого контрабасиста Билла Блэка и гитариста Скотта Мура. Тогда-то секретарша и напомнила Филлипсу о молодом вокалисте Элвисе Пресли. Несколько недель шли репетиции, однако чего-либо выразительного или особенного не получалось. 5 июля 1954 года в перерыве между записями музыканты для собственного удовольствия наиграли блюзовую композицию Артура Крудапа «That’s All Right (Mama)», придав композиции совершенно неожиданный и несвойственный ей ритм. Сэм Филлипс, с интересом слушавший их игру, спросил, что это за музыка, и Блэк, Мур и Пресли признались, что сами понятия не имеют. Филлипс тут же попросил повторить композицию и включил запись. Таким же образом была сделана запись блюграссового хита Билла Монро «Blue Moon Of Kentucky». Эти две записи и положили начало тому звучанию и ритму, которые упорно искал для себя Пресли.
19 июля 1954 года сингл с этими песнями увидел свет, и двадцать тысяч экземпляров пластинки были распроданы очень быстро – в основном, благодаря тому, что песню «That’s All Right» исключительно часто проигрывали радиостанции Мемфиса. Подобная формула состава пластинки (с одной стороны музыка на основе блюза, с другой – кантри) была использована и в следующих синглах Элвиса и его команды. В сентябре 1954 года вышел сингл «Good Rockin’ Tonight», в январе 1955 – «Milkcow Blues Boogie». Далее были апрельский «Baby, Let’s Play House» и августовский «I Forgot To Remember To Forget». Эти песни являлись неоспоримым достижением таланта и артистизма Элвиса и стали настоящей классикой. Именно поэтому работу Элвиса на «Sun Records» считают точкой рождения нового популярного направления в музыке – рок-н-ролла. Хотя следует отметить, что во время создания ранних пластинок с записями Элвиса рок-н-роллом эту музыку еще не называли, а считали очередной разновидностью стиля кантри. Совершенно естественно появилось и прозвище Элвиса в те времена – «Hillbilly Cat», что дословно звучит как «Кот кантри». Кстати, при исполнении ранней музыки Пресли по радио слушатели долгое время считали, что поет некий негритянский певец. Позже за Элвисом Пресли были признаны примат смешения элементов музыкальной американской культуры и создание совершенно конкретного и нового направления музыки.
В том же 1954 году, летом, Пресли, Мур и Блэк начали свои первые концертные выступления. Группа именовалась «Blue Moon Boys», и ее популярность постепенно набирала обороты. Гастрольные поездки музыканты совершали не только по своему штату, и часто с ними отправлялись другие будущие знаменитости «Sun Records» – Карл Перкинс и Джонни Кэш. В то же время зародилась и характерная манера движений Элвиса Пресли во время исполнения песен, которая неизменно возбуждала публику. В конце 1955 года сингл «I Forgot To Remember To Forget» стал лидером хит-парада журнала «Биллборд» в категории «кантри», и слава Элвиса Пресли обрела национальный масштаб.
Новой звездой заинтересовался полковник Том Паркер, деловой южанин, уже поднявший «к небесам» исполнителя кантри Хэнка Сноу. Целый год Паркер изучал творчество Пресли и его самого, а в августе 1955 года предложил музыканту контракт. Как опытный менеджер, он прекрасно понимал, что возможности по продвижению певца у «Sun Records» довольно ограничены, и необходимо заинтересовать более крупные звукозаписывающие компании. Полковник добился того, что 20 ноября 1955 года с Элвисом Пресли подписала контракт студия «RCA Records». Все записи Пресли, сделанные ранее, на «Sun Records», были выкуплены за сорок тысяч долларов – пять из них получил сам Элвис.
Первый сингл, записанный Элвисом Пресли в новой компании, – «Heartbreak Hotel», чувственная композиция в ритме блюза – ничего общего не имел с прежними работами Пресли. Этот факт насторожил руководство «RCA Records». Однако опасения быстро рассеялись, когда сингл разошелся тиражом больше миллиона экземпляров и стал лидером многих хит-парадов. Столь же популярными стали сингл «I Want You, I Need You, I Love You» и первый большой альбом Элвиса, который впервые в истории звукозаписи смог преодолеть миллионный тираж. А после выступления на телевидении Пресли стал кумиром американской молодежи. Далее песни Элвиса посыпались, как из рога изобилия, а в октябре 1956 года журнал «Варьете» назвал Пресли «король рок-н-ролла». Том Паркер заключил контракты с двумя студиями Голливуда, благодаря чему состоялся дебют Пресли в кино. В первом фильме «Люби меня нежно» Элвису досталась второстепенная роль, и он исполнил всего лишь четыре песни. Однако именно благодаря ему миллионы зрителей покупали билеты в кинотеатры. Еще два фильма вышли в 1957 году и так же мгновенно обрели коммерческий успех. Сам Пресли более тяготел к драматическим ролям, но успех его как музыканта заставлял режиссеров выдвигать Пресли на роли, в которых он исполнял песни, – таким образом оправдывались надежды поклонников, и фильмы неизменно приносили деньги.
Согласно законам США 24 марта 1958 года Элвиса Пресли призвали в армию. Данный факт вызвал буквально демонстрации молодежи, требующей отменить для певца службу. И все же уход Пресли в армию стал выгоден обеим сторонам – Пресли получил очередной всплеск популярности, а армия подняла престиж среди молодежи и привлекла новых солдат. С осени 1958 года Элвис проходил службу в третьей танковой дивизии, дислоцированной в Западной Германии. Но еще до отправки в Европу в жизни его произошла огромная трагедия – 14 августа 1958 года в городе Мемфисе умерла мать певца.
Служба для Пресли проходила без проблем. Кроме исполнения своих прямых воинских обязанностей, он ухитрялся посещать Париж и Италию, покупать автомобили и жить на отдельной квартире. Именно в армейские годы вокруг Элвиса сформировалась группа, получившая прозвище в прессе «Мемфисская мафия». Одни люди уходили из нее, другие приходили, но «мафия» всегда окружала Пресли, выполняя функции лакеев, телохранителей, музыкантов и просто друзей. Здесь же, в Германии, на одной из вечеринок Элвис познакомился с четырнадцатилетней Присциллой Булье, которой предстояло занять важное место в жизни музыканта.
В марте 1960 года Элвис Пресли в звании сержанта был демобилизован и вернулся в США. Немедленно началась его работа на студии, и всего через месяц увидел свет альбом «Elvis Is Back!», впоследствии объявленный одной из самых лучших музыкальных работ певца. Первые места в хит-парадах уже не удивляли ни поклонников, ни самого Пресли – для его синглов это стало нормой. Однако творчество певца теперь адресовалось не конкретно любителям рок-н-ролла, а куда более широкой аудитории любителей поп-музыки. К тому же, Том Паркер требовал от Пресли сместить акцент карьеры в более прибыльную сторону киноиндустрии – Элвис практически перестал выступать с концертами, но именно кино позволило миллионам людей во всем мире увидеть великого певца.
Первый фильм, в котором снялся Пресли после службы, – «Солдатский блюз». Критики выдали весьма прохладные рецензии на эту работу, а вот зрители с ними не согласились, и этот фильм стал одним из самых успешных коммерческих проектов 1960 года. Огромной популярностью пользовалась и звуковая дорожка фильма, вместившая двенадцать песен в исполнении Элвиса. Однако следующие работы Элвиса в кино, обычного формата и практически без песен, стали провальными, и он был вынужден вернуться в музыкально-комедийный жанр. Фильмы строились буквально «под Элвиса» и в обязательном порядке содержали как минимум десять песен.
В марте 1963 года в «Грейсленде», в поместье Элвиса поселилась, с разрешения своих родителей, Присцилла Булье. Единственным условием, которое выдвинули родители, было ежедневное посещение Присциллой частной католической школы. Сам же Элвис почти все время снимался в Голливуде и кутил со своей «мемфисской мафией». Лишь к концу 1966 года под давлением Тома Паркера и родителей Присциллы Элвис сделал предложение. Свадьба состоялась в мае следующего года. Друзья Элвиса утверждали, что он явно наслаждался семейной жизнью, но лишь до рождения своей дочери Лизы-Мари (февраль 1968 года). Постепенно Элвис отдалился от Присциллы и вернулся к привычному для себя образу жизни. О семейных трудностях он упомянул в интервью журналистам лишь в 1970 году. Еще через год Присцилла заявила, что уходит от Элвиса к своему тренеру по карате. Официально развод оформили только летом 1972 года.
Однообразие предлагаемых киноролей начало угнетать Пресли, однако уйти от заключенных контрактов было невероятно сложно и дорого, ведь в 1967 году Элвис снялся в трех фильмах, которые принесли неплохой барыш. Но и возврат к студийной музыке и концертам был достаточно большим риском. Музыка в Америке сильно изменилась под влиянием британской группы «Биттлз», и десятки молодых рок-исполнителей вполне успешно пытались найти свое место под солнцем. В этой конкуренции Пресли должен был найти свое новое звучание, и он обрел его в кантри. Новые синглы «Guitar Man» и «U. S. Male» показали, что Элвис в очередной раз сделал верную ставку, однако истинный поворот в его карьере пришел летом 1968 года.
Была выдвинута идея о необходимости выступления Элвиса на телевидении. Однако продюсер Стив Биндер решил расширить этот проект, и в итоге появилось красочное шоу. Пресли предстал перед публикой одетым в черную кожу и исполнил не только свои прежние хиты, но и несколько новых композиций. Апофеозом этого шоу стала заключительная песня «If I Can Dream». Шоу, показанное на телеканале NBC, вернуло Пресли прежнюю славу «короля рок-н-ролла». Что же касается работы Элвиса в кино, то художественный фильм «Перемена характера», снятый в 1969 году, стал последним в его кинокарьере. Всего Пресли снялся в тридцать одном кинофильме. Зимой 1969 года Элвис Пресли с продюсером Чипсом Моманом работал в студии «American Studios». Итогом стали два великолепных альбома «Back In Memphis» и «From Elvis In Memphis», песни из которых вновь подняли певца на верхние строчки большинства хит-парадов.
Очередным концертным полигоном для Элвиса выбрали Лас-Вегас. В гостинице «Интернациональ» 31 июля 1969 года состоялся первый за восемь лет концерт Пресли, данный широкой публике. Контракт был заключен на пять лет, и по нему Элвис обязывался давать свои концерты в зале отеля дважды в год – в феврале и августе. Зимой 1970 года Элвис Пресли вновь изменил свой сценический образ и появился на концерте в ослепительно белом костюме-комбинезоне, расшитом золотом. Летом того же года начались съемки документального фильма о жизни Элвиса – «That’s The Way It Is», и осенью зрители уже увидели его. С 1971 по 1973 годы Элвис Пресли выпускал по одному своему альбому. Однако после этого он практически прекратил студийную деятельность, а сингл 1972 года «Burning Love» стал последним, занявшим верхнюю строку хит-парада при жизни Элвиса. Удивительно, но в Великобритании певец пользовался постоянным и стабильным успехом, а его синглы поднимались в хит-парадах Англии куда выше, нежели в США.
Летом 1972 года Пресли сошелся с Линдой Томпсон, а уже в начале осени она переехала в его поместье «Грейсленд». Однако и ее измотали регулярные измены Элвиса, и в 1976 году Линда покинула певца. Ее место заняла Джинджер Олден.
14 января 1973 года Элвис Пресли выступил на Гавайских островах со своим шоу. Трансляция этого концерта шла через спутниковую связь и по самым скромным подсчетам собрала больше ста миллионов зрителей во всем мире. Альбом, созданный по этому концерту, поднялся в хит-параде США на первое место. На билетах гавайского концерта цена отсутствовала, и каждый из зрителей платил столько, сколько считал нужным. Все присутствующие знали, что Пресли планирует передать на этом концерте деньги в Гонолулу, в Фонд по борьбе с раковыми заболеваниями. Кстати, обычно Пресли был против рекламы своей благотворительной деятельности, и лишь после его смерти стало известно, что он ежегодно рассылал тысячедолларовые чеки в пятьдесят учреждений Мемфиса, занимающихся благотворительностью, давал благотворительные концерты, а кроме того очень любил делать подарки. Известен случай, когда всего за один день Элвис купил четырнадцать лимузинов и немедленно раздал их своим друзьям, а одна из машин досталась в автосалоне случайному посетителю.
Во время концерта в Лас-Вегасе – это был восьмой концертный сезон Пресли – он впервые пропустил несколько выступлений. Причиной стали проблемы с его здоровьем. К этому времени певец приобрел зависимость от некоторых лекарств, официально выписанных врачами. Считается, что стимуляторы Элвис начал принимать во время армейской службы, для того чтобы продержаться в кутежах всю ночь. Но затем у него начались проблемы со сном, и Элвис «лечился» буквально лошадиными дозами снотворного. Не принесли добра и лекарства для похудения, содержащие некоторые вещества, возбуждающие нервную систему. В начале семидесятых стало ясно, что организм Элвиса не может выдержать подобного лечения, но остановиться он уже не мог. Испортилось и зрение – из-за глаукомы левого глаза Элвис был вынужден выступать в темных очках. Осенью 1973 года Пресли лег в больницу и прошел длительную процедуру очищения организма. В 1975 – 1977 годах он попадал в больницу ежегодно, но принимать лекарства не прекращал. Сам Элвис считал, что выписанные врачами лекарства не могут являться наркотиками, и боролся скорее не с зависимостью от лекарств, а с побочными действиями, которые возникали в результате их приема.
Постепенно у Пресли возникли повышенная подозрительность и мания преследования. Его поместье было «украшено» камерами наблюдения, а в каждой комнате имелась система «Интерком», позволяющая связываться с охраной в любой момент. Элвис не выносил яркого света и требовал затемнения комнат и предельно низкой температуры воздуха в своих апартаментах. Засыпал он лишь под утро, а просыпался к вечеру, а потому магазины, кинотеатры и прочее посещал лишь в ночное время. Вслед за ним подобного распорядка придерживалась и вся «мемфисская мафия».
Проблемы со своим здоровьем Элвис тщательно скрывал и продолжал выступать на сцене. Достоверно известно, что всего за восемь лет – с 1969 года по 1977 – он дал тысячу сто концертов в Америке, и любой их этих концертов имел полный аншлаг. Можно сказать, что Пресли впал в финансовую и психологическую зависимость от своих гастролей, как бы пытаясь доказать себе с помощью публики, что холодные рецензии музыкальных критиков и прессы не имеют для него значения. Последние масштабные гастроли состоялись зимой и весной 1977 года. В апреле они были прерваны по причине госпитализации Элвиса в мемфисскую больницу. На 17 августа были назначены очередные гастроли Пресли, и перед ними он решил отдохнуть в своем поместье.
16 августа 1977 года Элвис после полуночи приехал домой и весь остаток ночи обсуждал с друзьями предстоящие гастроли. Утром он принял очередную дозу лекарств, но уснуть не смог и через несколько часов добавил еще дозу снотворного, которая, видимо, и оказалась критической. В два часа дня его подруга Джинджер обнаружила бездыханное тело певца на полу в ванной комнате. Вызванная «скорая помощь» доставила Пресли в реанимацию, но врачам было ясно, что вдохнуть в него жизнь уже не удастся. В четыре часа пополудни была оглашена официальная причина смерти – сердечная недостаточность. Вскрытие подтвердило этот диагноз, однако спусковым моментом смерти Элвиса стала чрезмерная доза медикаментов.
Очень многие почитатели творчества Элвиса Пресли считают, что такой великий человек не мог умереть, и верят в легенду о том, что смерть певца была фальсификацией. Как бы там ни было, но в сердцах миллионов людей Элвис живет вместе со своей музыкой – и титул короля рок-н-ролла до сих пор принадлежит только ему.