Вошёл в историю кинематографа и мультипликации, как создатель графической анимации.
Эмиль Коль родился в Париже 4 января 1857 года. Всё детство в пригороде Лилля. Был учеником ювелира, фокусником. Заинтересовавшись рисованием, поступил в ученики одного из самых известных в то время карикатуристов — Андре Жилля (фр. Andr? Gill), работавшего для журналов «Луна» (фр. La lune) и «Затмение» (фр. L'Eclipse).
Работая в стиле своего учителя, Эмиль Коль стал довольно известным карикатуристом. Сотрудничал с журналами «Новая луна» (фр. La Nouvelle Lune) и «Современники» (фр. Homines d'aujourd-hui). В то же время работал в качестве фотографа.
После 1900 года сотрудничает с юмористическими журналами и альманахами, например журнал «Черная кошка» (фр. Chat noir), где рисует серии комических приключений рисованного персонажа, близкого к традициям лубка и комиксам. В одной из таких серий он изобразил рабочих, просверливающих пол гигантским буравом.
Выдумка Эмиля Коля навеяна тематикой юмористических журналов, «склонностью к абсурду», как впоследствии и работы Жана Дюрана, заменившего Коля у Гомона.
Жорж СадульСценаристы «Гомона» использовали его идею, и Коль отправился с жалобой к Леону Гомону и тот нанимает его на работу в качестве сценариста. В качестве режиссёра Коль начал свою деятельность со съемок трюковых фильмов снятых на натуре, жанр в котором работал Фейад. Уже марте 1908 года Эмиль Коль добивается успеха, поставив фильм «Погоня за тыквами».
В том же, 1908 году, снимая рисунки методом покадровой съемки, впервые в мире создает графический мультфильм, а два его очень важных открытия — отдельный рисунок для каждой фазы движения и съемки камерой, укрепленной вертикально, и сегодня остаются основными принципами работы в графической мультипликации.
Первый показ его анимационных фильмов состоялся 17 августа 1908 года, на экране театра "Жимназ" в Париже. Это был фильм "Фантасмагория или кошмар фантоша" (фр. Fantasmagorie). "Фантош" (от французского (фр. fantochе), которое, в свою очередь, восходит к итальянскому (итал. fantoccio) - кукла, марионетка) — первый постоянный персонаж Эмиля Коля.
Свои картины Коль рисовал сам — кадр за кадром, а лента длиной всего 36 метров вмещала 2000 кадров. Эмиль Коль, так же первым применил прием оживления вещей («Живые спички» (тема, к которой он возвращался несколько раз), «Живая газета», «Малютка Фауст»), сопоставление натурного предмета с рисованным персонажем, а также использовал в своей мультипликации фотографию.
Фильмы эти делались весьма примитивно и выпускались на экран не в позитивном, а в негативном изображении, так как в противном случае яркий белый фон ослеплял зрителей.
Сергей КомаровВ течение 1909—1910 годов Эмиль Коль создавал для фирмы «Гомон» трюковые ленты, в которых он применял главным образом обратную или покадровую съемку.
В конце 1910 года Фернан Зекка пригласил Коля работать на студиях Пате. К этому периоду творчества Коля принадлежит «Музей гротесков», «Приключения клочка бумаги» и «Выправитель мозгов», близкий по замыслу к «Веселым микробам».
В 1912 году Коль для компании «Эклипс» переснимает некоторые из своих прежних картин.
В 1913 году его пригласили в «Эклер» и уже будучи сотрудником этой фирмы Коль едет в Соединенные Штаты, где работает для филиала фирмы «Эклер» в форте Ли (Нью-Джерси). Эмиль Коль в Соединенных Штатах выпускает серию «Снукумс», приключения персонажа, созданного художник Мак Манусам.
Вернулся во Францию накануне Первой мировой войны. В период с 1917 по 1918 год, создал серию из пяти фильмов «Приключения никелированных ног».
Полная фильмография включает в себя более трехсот фильмов, но больше половины из них сегодня безвозвратно утрачены.
После окончания Первой мировой, доживал свои дни в приюте для бедных. В январе 1938 года погиб в результате несчастного случая.