Популярные
На фото Энрикес де Вальдеррабано

Энрикес де Вальдеррабано

испанский композитор и виуэлист эпохи Возрождения
Биография

Творчество

Творчество Вальдеррабано относится к периоду расцвета игры на виуэле в Испании. Он славился искусством сочинения вариаций — так называемых диференсиас (исп. diferencias, буквально «различия»). В частности, ему принадлежат сто двадцать (по другим источникам сто двадцать три) вариаций на известный романс «Конде Кларос» — выдающийся образец этого жанра. Также представление о мастерстве композитора в этом жанре могут дать вариации на тему «Королевской паваны», придворного танца, каждая из которых, не нарушая церемонный характер паваны, раскрывает с иной стороны его мелодический и ритмический облик (при этом Вальдеррабано искусно чередует присущий паване двухдольный размер с трехдольным).

В сборнике «Книга музыки для виуэлы», записанном линейно-цифровой табулатурой и названном «Лес сирен» (исп. Silva de Sirenas), Вальдеррабано использовал различные песенные и танцевальные жанры (например, вильянсико). Этот сборник вышел двенадцатью годами позже «Маэстро» Луиса Милана, и он свидетельствует как о том, что Вальдеррабано был хорошо знаком с музыкой Милана, так и о том, что произведения самого Вальдеррабано во многих аспектах являются шагом вперед по сравнению с фантазиями валенсийского мастера. «Лес сирен» состоит из семи книг и включает в общей сложности сто шестьдесят девять различных произведений: первые две книги содержат религиозные сочинения, третья — обработки песен и вильянсико для голоса и виуэлы, четвертая — пьесы для двух виуэл, пятая — фантазии, шестая — переложения для виуэлы полифонических вокальных произведений Жоскена Депре, Жана Мутона и других авторов, а также инструментальные сонеты. В седьмую книгу входят вариации.

Инструментальный сонет — жанр, созданный Вальдеррабано. Девятнадцать его сонетов — это характерные пьесы, типа будущих «Листков из альбома» Роберта Шумана или «Песен без слов» Феликса Мендельсона. В некоторых сонетах господствует атмосфера танца (сонеты VII и XI). Сонет XV впечатляет рельефностью контрапунктирующих друг другу мелодических линий.

В своих фантазиях Вальдеррабано следовал образцам, созданным Луисом Миланом. В отношении контрапунктической техники фантазии Вальдеррабано нередко выигрывают по сравнению с милановскими, хотя и не превосходят их глубиной поэтического чувства и чистотой стиля.

Поделиться: