Популярные

Епископ Никанор

архиерей Православной российской церкви
Дата рождения:
1884-11-15
Дата смерти:
1923-10-30
Биография

Биография

Родился 15 ноября 1884 года в Москве, в семье единоверческого диакона московского Троицкого храма в Сыромятниках.

Получил хорошее образование: окончил духовное училище, затем Московскую Духовную Семинарию. После окончания семинарии в 1905 году поступил в Императорскую Московскую Духовную Академию. В 1909 году окончил Московскую Духовную Академию 1-м магистрантом LXIV курса (1905—1909 годы), и был оставлен при Духовной Академии профессорским стипендиатом. Духовную Академию отец Никанор (Кудрявцев) закончил на следующий год после выпуска LXIII курса (1904—1908 годы) в котором 1-м магистрантом был будущий известный богослов священник Павел Флоренский.

Монашеский постриг с именем Никанор, принял во время учёбы в Московской Духовной Академии, и вскоре после окончания Духовной Академии был рукоположен во иеромонаха.

В 1866 году в Москве был учрежден мужской Никольский единоверческий монастырь (в память цесаревича Николая Александровича). Торжественное его открытие было совершено епископом Леонидом, викарием Московской епархии. Кроме древлеписанных икон, собранных для Преображенского богаделенного дома И. А. Кавылиным, в монастырь были взяты образы из Озерковской и Монинской моленных.

В Никольском единоверческом монастыре были устраиваемы съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 года и 2-й в те же дни 1891 года Находился склад изданий противораскольнического братства свт. Петра митрополита, куда иногородние обращались за книгами. К 1907 году в монастыре жили: игумен, 22 монаха и 41 послушник.

В 1911 году настоятелем Никольского единоверческого монастыря, в возрасте 27 лет, был поставлен архимандрит Никанор, и сразу же он стал играть заметную роль в церковной жизни как своей обители так и всей Москвы. О жизни монастыря в последний период его существования (1913 год) имеется следующее свидетельство:

«Монастырь этот имеет очень уединенный вид — настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Красивый, как будто готической архитектуры храм тёмно-красного цвета с желтыми украшениями, довольно стройная кирпичная колокольня, вдали кельи, тоже в готическом стиле, одноэтажный белый домик настоятеля, пятиглавая зимняя церковь над святыми воротами с знаменитой Хлудовской библиотекой при ней (эта церковь, ворота и здание библиотеки — желтоватого цвета)… Всюду — трава, по местам — деревца, яблочный сад, маленькое братское кладбище — и тишина, тишина! Тишина такая, что она мне напомнила Параклит, скит Лавры во Владимирской губернии. Монахи там носят особые куколи — старинного образца: низкие, с выпуклым верхом, в каких изображаются древние преподобные или, например, святитель Митрофан Воронежский. Видел я и молодого их архимандрита о. Никанора: о нем я слыхал от его товарища по семинарии, ещё и сейчас учащегося у нас на философском отделении. По отзыву другого студента-старообрядца, о. Никанор — человек очень строгий, но строгий по любви к аскетизму. Как любезно нас приняли там! Иеромонах, по-видимому, научно знакомый с древним искусством, показал нам подробно всю старину летнего храма; побывали мы с ним и в общих алтарях (главный — Успения, придельный — св. Николая). Мой Георгий Иванович был чрезвычайно доволен: „Это — настоящий музей“, — говорил он. Особенно восхитил его образ Богоматери в главном алтаре: изображение это там называют „Голубицей“: на руках Богоматери — младенец Христос в белой одежде держит на руках белого голубка. Старинная и прекрасная икона!…».

Архимандрит Никанор активно участвовал и в богословских спорах того времени, например в 1916 году в журнале «Миссионерское обозрение» он написал резко обличительную рецензию на книгу «Столп и утверждение Истины» священника Павла Флоренского, — он утверждал, что тот «не без выгоды для себя» «захватил» труд Машкина «в свои руки».

В 1917 году архимандрит Никанор, как настоятель монастыря, участвовал в Церковном Всероссийском Соборе, проходившем в Москве, а затем 1 июля 1917 года — во Всероссийском съезде монашествующих в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.

Епископское служение

В 1921 году был хиротонисан во епископа Богородского (единоверческого), викария Московской епархии. И при этом продолжал возглавлять монастырь до 1923 года, когда по болезни ушёл на покой. В житии преподобномученика Иоасафа (Боева), который служил с 1918 года иеродиаконом в Никольском единоверческом монастыре, рассказывается, что в 1921 году он был рукоположен во священника епископом Богородским Никанором (Кудрявцев) в церкви этого монастыря.

Епископ Никанор был дружен с будущим священномучеником Сергием Голощаповым, в житии которого говорится, что с 1922 года отец Сергий служил без зачисления в штат в Никольском единоверческом монастыре, где в это время служил его товарищ по Духовной Академии епископ Никанор.

В биографии патриарха Пимена есть сведения, о том что в начале 1920-х годов, ещё учась в средней школе города Богородска, Сергий Извеков (впоследствии Пимен) пел на клиросе в архиерейском хоре Богоявленского собора города Богородска и иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора и впоследствии у Платона (Руднева), — что может свидетельствовать о регулярном служении в 1921—1923 годах епископа Никанора в Богоявленском соборе города Богородска.

Ещё в Духовной Академии Никанор познакомился с будущим своим преемником по епископскому викариатству Платоном (Рудневым) [р.11/06/1885 — †01/1936], который с 1923 года, после кончины епископа Никанора, стал его преемником по Богородской викарной кафедре.

В конце 1921 года большая часть братии монастыря (включая и священников) была мобилизована на службу в армию. А к 1923 году Советские власти закрыли монастырь и на его территории организовали общежитие коммуны завода Радио. В 1922 году епископа Никанора тяжело заболел и 5 августа 1922 года по прошению уволен на покой с оставлением настоятелем Никольского единоверческого монастяря. Вместе с закрытием монастыря закончилась жизнь и епископа Никанора, он скончался 30 октября 1923 года от чахотки, имея от роду около 39 лет.

Епископ Никанор был похоронен на Семёновском кладбище Москвы. Могила его почиталась верующими, на ней постоянно заказывали панихиды и литии. В 1931 году власти объявили о ликвидации Семеёновского кладбища и разрешили родственникам перенести останки усопших на другие кладбища, и большая часть останков была перенесена на ближайшее — Преображенское кладбище. В 1946 году оставшиеся могилы на Семеновском кладбище были вскрыты, а останки кремированы, и кладбище было большей частью уничтожено (полностью кладбище было уничтожено в 1970-х годах). Что произошло с останками епископа Никанора, точно не известно, но есть предание, что они также были перенесены и заново захоронены на территории храма свт. Николая на Преображенском кладбище.

Поделиться: