Биография
Родился в 1804 году в Костроме в семье причётника, обучался в Костромской духовной семинарии.
В 1829 году закончил Санкт-петербургскую духовную академию и в том же году пострижен в монашество с именем Порфирий.
1 июля 1831 года получил степень магистра богословия и 2 июля был назначен законоучителем Ришельевского лицея в Одессе.
1 мая 1834 года стал настоятелем второклассного Успенского монастыря в Одессе, а 20 мая был возведен в сан архимандрита.
18 июля 1838 года был назначен ректором Херсонской Духовной семинарии.
15 ноября 1840 года назначен настоятелем посольской церкви в Вене. За время пребывания там архимандрит Порфирий овладел немецким языком и организовал научную экспедицию в Далмацию с целью изучению быта и письменности юго-западных славян.
14 ноября 1842 года, согласно решению Святейшего Синода, «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», о. Порфирий был отправлен в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии.
Архимандрит Порфирий был инициатором, организатором и первым начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1847 году был назначен начальником миссии. Из Иерусалима с научными целями отправился на Афон и Синай (монастырь Святой Екатерины). В 1845 году в Синайском монастыре он видел Синайский кодекс вместе с листами, которых Тишендорф не видел в 1844 году.
Шестилетнее пребывание архимандрита Порфирия в Иерусалиме во главе первой Русской Духовной Миссии оборвала начавшаяся в октябре 1853 года русско-турецкая война: 8 мая 1854 года он выехал из Иерусалима.
В 1861 году вернулся из своего третьего путешествия на восток и больше не покидал Россию.
В 1865 году рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.
В 1868 году перевёл на русский язык Ерминию Дионисия Фурноаграфиота. В 1878 году назначен членом Синодальной конторы в Москве с пребыванием в Новоспасском монастыре.
В 1878 году ушёл на покой, болел. Скончался в 1885 году и был погребён в Новоспасском монастыре.
Труды
- «Восток христианский. Абиссиния», в: «Труды Киевской Академии», 1866.
- Мнение о синайской Библии, 1862. (полемика с Тишендорфом).
- Книга бытия моего (Дневник и автобиографические записки) в 8-ми частях (извлечение из книги, изданной имп. Палестинским общ.). СПб, 1894, 1895, 1896 (2 ч.), 1899, 1900, 1901.
- Восток христианский: а) История Афона (в 3-х книгах); б) Первое и второе путешествие в Афонские скиты и монастыри и описание скитов Афонских (в 6-ти книгах).
- Восток христианский: Путешествие в Метеорские и Особолимпийские монастыри в Фесалии в 1859 г. СПб, 1896.
- Восток христианский: Александрийская патриархя (сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской епархии, т. I. СПб, 1898.
- Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждение о них. СПб, 1864.
О св. Кирилле - просветителе славян.
- Рас-эль-Айнские колодцы у города Тира (Журнал мин-ва нар. просв., ч. 87, кн. 7).
- Важное изобретение петерб. иконописца Алекс. Ив. Травина (Дух. беседа, 1864, т. 20, № 8).
- Сказание о православной Амидийской митрополитии в Месопотамии (Дух. беседа, 1863, т. 19, № 37).
- Священное писание у христ. женщин и библейская редкость у имп. Марии Феодоровны. СПб, 1864.
- Известие о глаголической псалтири, хранящейся в библ. Синайского м-ря (Изв. имп. археолог. общ., 1863, т. 5, в. I).
- Афон языческий. Киев, 1847.
- Восток христианский: Афн, Киев, 1877.
- Исповедь кающегося грешника. СПб, 1878.
- Стихирарные пииты (Труды К. Д. А., 1878, кн. 4-7).
- Святый Дионисий Ареопагит и творения его («Чтения Московского Общества Любителей Духовного Просвещения», 1879).
- Новое слово об Афоно-Иверской иконе Богоматери (Чтен. в общ. любит. дух. просв., 1879).
- Афонские книжники: греческие писатели, переводчики и издатели (Там же, 1883, кн. 2 и 3).
- Сказание о Сирийской унии (Труды К. Д. А., 1874, кн. 9).
- История Афона (Труды К. Д. А., 1871, кн. 8).
- Абиссинцы, их церковь и религиозные обряды (Там же, 1866, кн. 3-5, 7 и 8).
- Послание иерусалим. патриархов в Грузию (Там же, 1866, кн. 1).
- Сирийская церковь (Журнал мин. народн. просвещ., 1850, ч. 56).
- Синайская обитель (Там же, 1847, ч. 55).
- Синайский полуостров (Там же, 1847, ч. 60).
- Описание монастырей Афонских в 1845-1846 гг. (Там же, 1848, ч. 55, 58).
- Указатель актов, хранящ. в обители св. горы Афонской (Там же, 1847, ч. 55).
- Взгляд на плавание наших пароходов к берегам Афона (Листок рус. общества пароходства и торговли, 1860, № 78 и 77).
- Александрийский том о праздновании Пасхи (перепеч. в журн. мин-ва нар. просвещ., 1860, ч. 106).
- Извлечение из письма с Афона: о греческих и славянских старинных рукописях (Дух. беседа, 1859, т. VII, № 33).
- Извлечение из письма с Востока (о приобрет. 11 рукописей на пергаменте). Дух. беседа, 1859, т. VII, № 30.
- Восток христианский: Египет и Синай. СПб, 1857.
- Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. СПб, 1857.
- Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (контов). СПб, 1856. Книга издана под инициалами А. П. У.
- Путешествие по Египту и в м-рь в 1845 г. СПб, 1856 (?).
- Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году, СПб., 1856.
- Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб, 1856.