Популярные
На фото Епископ  Василий (Вениамин Сергеевич Преображенский)

Епископ Василий (Вениамин Сергеевич Преображенский)

епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии
Дата рождения:
1876-12-25
Дата смерти:
1945-08-13
Биография

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Биография

Родился в семье протоиерея. Окончил гимназию, Киевскую духовную академию (1901) со степенью кандидата богословия. Магистр богословия (тема диссертации: «О Скитском патерике»).

Преподаватель

В 1901—1910 годах — преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект Воронежской духовной семинарии. В 1910—1911 жил в Англии, где занимался углубленным изучением европейской культуры. Знал в совершенстве древние и новые европейские языки.

С 1911 года — преподаватель иностранных языков и всеобщей истории в Миргородской мужской гимназии. С 1914 — преподаватель латинского языка в Петровской гимназии города Москвы.

Участник двух съездов по скаутизму, лично беседовал и слушал лекции основателя мирового скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла.

После специальной поездки в Англию в 1914 году, где будущий святитель подробно изучал скаутский метод, вышли в свет две его книги «Бой-скауты», признанные Съездом лучшими. I Съезд постановил ознакомить с трудами В. С. Преображенского все школы, гимназии и лицеи России, но грянула революция. В книге 1917 года будущий святитель адаптировал систему «скаутинг» для православной России.

Существует рассказ о том, как летом вместе с товарищами он катался на лодке, которая перевернулась. Погибая, обратился к Богу с просьбой сохранить ему жизнь, обещая полностью посвятить себя служению церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл. Все остальные, бывшие с ним, погибли.

Священник

С 1917 года был псаломщиком в храме, где служил его престарелый отец. С 1920 года — священник, в 1921 году пострижен в монашество.

В том же году арестовывался Иваново-Вознесенским губчека «как политически неблагонадёжный в качестве заложника в дни Кронштадтского мятежа».

Архиерей

14 сентября 1921 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Архиерейскую хиротонию его совершили митрополит Костромской Серафим (Мещеряков), митрополит Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев), архиепископ Нерехтский Севастиан (Вести).

Жил в крайней бедности на окраине города в маленькой баньке, спал на голом полу, положив под голову полено. Был талантливым проповедником — его проповеди привлекали в храм множество людей.

Когда в Нижнем Новгороде начался голод, призывал в своих проповедях прихожан взять осиротевших детей умерших родителей к себе. Сам снял дом, в котором поселил пять девочек-сирот и приставил к ним воспитательницу — благочестивую христианку. Создавал православные духовные кружки, которые сплачивали верующих — в этих кружках занимались изучением Священного Писания и учения церкви.

Был убеждённым противником обновленческого движения, что вызвало резкое неприятие властей.

4 марта 1923 года владыка Василий был назначен епископом Иваново-Вознесенским. Однако, долго пробыть на Ивановской ка­федре деятельному архиерею не удалось. Уполномоченный ОГПУ писал 22 марта 1923 года: «…дабы парализовать его усиленное стремление к поднятию религиозных чувств среди масс (среди которых он пользуется большим влиянием) полагал бы епископа Василия выслать из пределов Иваново-Вознесенской губернии в одну из отдаленных местностей РСФСР». В мае 1923 был арестован и выслан на два года в посёлок Усть-Кулом Зырянского края.

В июле 1925 года вернулся в Кинешму, собрал вокруг себя духовных чад, но через полгода власти потребовали от него покинуть город. Жил в деревне Анаполь, в доме, построенном его келейником Александром Чумаковым, который сопровождал его в двух ссылках.

С 1926 года — епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. По словам митрополита Сергия (Страгородского), это назначение было временным, так как владыка не мог вернуться в Кинешму и управлять своим викариатством.

О своём пребывании в Вязниках он писал: «Чувствую себя здесь пока спокойно: духовных детей пока не завожу, так как не уверен в долговременности своего пребывания здесь. Административных хлопот также очень мало». В Вязниках святитель закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка». Весной 1927 года он был выслан в Кинешму.

В 1927 году был назначен епископом Ивановским, но в управление епархией не вступил, так как власти отправил его в Кинешму, а в июле 1927 «для предотвращения укрепления реакционной тихоновщины» заставили его выехать в Кострому.

В оппозиции митрополиту Сергию

Негативно отнёсся к Декларации митрополита Сергия (Страгородского), в которой содержались далеко идущие уступки советской власти. Был сторонником митрополитов Агафангела (Преображенского) и Кирилла (Смирнова).

19 ноября 1928 году коллегия ОГПУ постановила выслать его на три года на Урал. Епископ и его духовные чада были, в частности, признаны виновными в том, что «не ограничиваясь духовным закрепощением отсталых слоев верующих, особенно женщин, вовлекали их в кружки и сестричества, использовали при этом национальные предрассудки, материально поддерживали активных церковников, сосланных за антисоветскую деятельность». Ссылку отбывал в деревне Малоречка в двадцати пяти километрах от районного города Таборово Екатеринбургской области, где ежедневно совершал богослужения.

По возвращении из ссылки, с 1932 жил в Орле. В марте 1933 вновь арестован и по этапу отправлен в тюрьму в Кинешму. Был приговорён к пяти годам лишения свободы (вместе с ним был осуждён его верный келейник Александр Чумаков), находясь в заключении в лагере под Рыбинском, работал на строительстве канала.

В январе 1938 году был освобождён из лагеря, жил в Рыбинске, затем в селе Котово Ярославской области. Создал небольшой религиозный кружок, тайно служил в небольшом храме, который был устроен в бане.

Последний арест, ссылка, смерть

5 ноября 1943 вновь был арестован, заключён в ярославскую внутреннюю тюрьму. В январе 1944 доставлен этапом в Москву, во внутреннюю тюрьму НКВД, затем был заключён в Бутырскую тюрьму. Был приговорён к пяти годам ссылки. К тому времени был тяжело болен, а после объявления приговора у него случился тяжёлый сердечный приступ.

Отправлен по этапу в тюрьму города Красноярска, затем отправлен в далёкое село Бирилюссы, где в следующем году скончался. Перед смертью попросил отбывавшую ссылку в том же селе монахиню прочесть канон на исход души. Когда она прочла последнюю молитву, святитель сам твердым голосом произнес: «Аминь» и тихо почил.

В 1993 году причислен к лику местночтимых святых Ивановской епархии. Прославлен в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Его мощи находятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново.

Труды

  • Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла. М., 1915 г.
  • Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы. М., 1917 г.
Поделиться: