Евдокия по происхождению была самарянкой, проживала в финикийском городе Гелиополе. Отличалась красотой и будучи блудницей заработала огромное состояние. Была обращена в христианство монахом Германом. Согласно житию, принятию ею крещения предшествовало явление Евдокии архангела Михаила, который вырвал её из лап сатаны.
Став христианкой, Евдокия отдала все свое состояние Гелиопольскому епископу Феодоту, а сама приняла постриг в женском монастыре, расположенном рядом с обителью в которой жил Герман. После смерти игуменьи монастыря Евдокия, прославившаяся добродетелями и аскетизмом, была избрана её преемницей. До местных властей дошли слухи что в монастыре сокрыто огромное сокровище и местный правитель направил воинов обыскать монастырь. По житию Евдокии, воины три дня не могли войти в монастырь, удерживаемые божественной силой, а затем на них напал огромный змей, уничтоживший почти весь отряд. Житие сообщает, что Евдокия имела видение, что ей суждено пострадать за Христа. Она взяла Святые Дары и добровольно отдала себя в руки воинов.
Евдокию привели к наместнику Диогену, который был восхищен её красотой. Евдокия исповедала себя христианкой и выразила готовность пострадать за Христа.
После этого на наместника «ниспал <…> огонь, как молния, и умертвил его, опалив тело, как головню», но по молитве Евдокии он был воскрешён и стал христианином.
После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть (усечена мечом) около 160—170 годов.
Греческое житие Евдокии является переводом с сирийского языка. Житие, по мнению болландистов, является легендарным как из-за обилия чудес, так и ряда анахронизмов (во II веке не существовало монастырей, а епископскую кафедру в Геолиополе учредил император Константин Великий) и относят время жизни Евдокии к V веку. Также предполагают, в житии смешаны истории Евдокии Илиопольской и Евдокии Персидской (IV век).
Агиолог Сергий (Спасский) считает, что житие сообщает не о монастырях в современном их понимании, а о неких общинах девственников и девственниц. Также по его мнению епископская кафедра Гелиополя могла существовать и быть уничтоженной в ходе гонений на христиан, а император Константин лишь восстановил её.
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота не сообщает об образе святой Евдокии, указывая только, что она была усечена мечом. Иконописный подлинник XVIII века содержит следующее указание об её облике:
Существует два типа изображений святой: в мученичестве и единоличное изображение (в рост или погрудно). К примерам первого типа относятся изображения в Минологии начала XI века (собрание ГИМ), в настенном минологии церкви Успения Богородицы в македонском монастыре Трескавец (между 1334 и 1343 годами). Изображения второго типа — миниатюры Минологии из Патриаршей библиотеки в Иерусалиме (XII век), греко-грузинской рукописи XV века, настенная Минология церкви Великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317—1318 годы), фреска в церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320 года), иконописная годовая минея из Синайского монастыря (XI—XII века).