После смерти архимандрита Далматия Евтихий стал главой константинопольского монашества. Он так же был духовником камергера Хрисанфия (фаворита императора Феодисия II), и оказался влиятельной при дворе фигурой. Он «посягал на многое, и много глаз было устремлено на него. И армянские монахи, и „восточные“ аполлинаристы, были в переписке с ним. …Антиохийский монах Максим, воевавший при покойном Иоанне против Феодорита и Домна, был другом Евтиха. Пустынник Варсума, воевавший против Домна, все ссоры затевал по согласованию с Евтихом».
Под влиянием евтихия император начинает наступление на последователей Нестория. 16 февраля 448 года появился императорский рескрипт ? делах веры. Рескрипт осуждал Нестория и все вероизложения, кроме 1) Никейского ороса, 2) Ефесского ороса и 3) «блаженной памяти еп. Кирилла» (12 анафематизмов). Приверженцы Нестория подлежат отлучению и низложению. Император лично низложил епископа Иринея Тирского. Вероопределение 433 года было отвергнуто. 12 анафематизмов уравниваются с постановлениями вселенских соборов. Таких вещей в области веры не дерзал еще делать ни один из прежних императоров.
Учение Евтихия, как ересь, было осуждено на Константинопольском поместном соборе 8 ноября 448 года, созванным патриархом Флавианом. На Соборе Евтихий заявил «Я исповедую, что Господь наш был из двух естеств до соединения. А после соединения я исповедую единую природу».
Собор признал, что учение Евтихия сродни с аполлинарианством, осудил его и изверг из сана. Было запрещено даже общение с ним.
Влияние Евтихия при дворе сохранилось. Он ждал вселенского собора, и 30 марта 449 года император подписал указ ? созыве собора. Целью собора была борьба с несторианством, что было выгодно Евтихию, поскольку отвлекало внимание от распространения монофизитства. «Вот иллюстрация частого непонимания правящими современниками того, куда идут события. На самом деле церковь захватывалась монофизитами, а для отвода близоруких глаз кричали, что грозит несторианство».
Однако в следующем году Евтихия оправдал так называемый «разбойничий» Второй Эфесский собор, незаконно созванный александрийским патриархом Диоскором. Окончательно учение Евтихия осудил Халкидонский собор 451 года
Евтихий придерживался весьма крайних суждений и дошел до утверждения, что Иисус Христос «неединосущный нам» (то есть полностью отрицал его человеческую природу). Впоследствии большинство миафизитов анафематствовали это утверждение.
Систематизатор византийского богословия преподобный Иоанн Дамаскин в своём сборнике ересей пишет о последователях Евтихия следующее: