В пять лет родители подарили Филу игрушечную ударную установку, и это явилось стартом его головокружительной музыкальной карьеры. Первым его музыкальным опытом стало отбитие ритма в такт музыкальному сопровождению теле- и радиопрограмм. Игра на ударных становится для Фила основным увлечением. В подростковом возрасте он увлекается ещё и актерским мастерством, однако тяга к музыке пересилила, и в 1969 году он получил свой первый контракт как барабанщик группы «Flaming Youth». Выпущенный этой командой альбом имел средний успех, а после года гастролей и раздоров коллектив распался.. И вот, в 1970 году, настал один из самых значительных моментов в жизни Фила, когда он откликнулся на объявление в музыкальном журнале «Мэлоди Мэйкер», которое гласило: «Ансамбль ищет ударника с хорошим чувством акустики». Ансамблем оказалась Генезис — группа, которую организовали выпускники частной школы. Фил сразу же был принят в состав группы, легко обойдя на прослушивании всех других претендентов. Помимо игры на ударных, Фил принимает участие в записи композиций и как бэк-вокалист. Полноценным же вокальным дебютом Фила Коллинза в группе Генезис стала композиция «More Fool Me» (в пер. с англ. Ты все дурачишь меня) с альбома 1973 года «Selling England by the Pound» (в пер. с англ. Распродаётся Англия за фунт). После того, как в 1975 группу покинул её основатель Питер Гэбриэл, встал вопрос о новом вокалисте. Коллективом было прослушано более четырёхсот претендентов, но в конце концов группа решила отдать микрофон своему ударнику, Филу Коллинзу. Этот момент стал одним из самых значительных уже не только для Фила, но и для самой группы. За последующие двадцать лет группа стала одной из самых популярных в мире. И немалая в этом заслуга самого Фила — не только вокалиста и ударника группы, но и автора музыки и стихов многих её песен.
Параллельно с Genesis Фил на протяжении многих лет работал с джазовым инструментальным проектом Brand X. В начале 1980-х Фил решил выпускать сольные альбомы. Редко кому из вокалистов известных групп, начавших сольную карьеру, удается превзойти успех, достигнутый в группе. Но Филу это удалось. Тираж его первого же сольного альбома Face Value превзошёл тиражи альбомов Genesis. В течение 1980-х Фил выпускает ряд успешных альбомов и продолжает работать с Genesis. В начале 1990-х Коллинз решает покинуть группу Genesis, посвятив себя сольным проектам и съемкам в кино. Однако перед уходом из Genesis он записывает вместе с её участниками один из лучших альбомов в «пост-Гэбриэловской» истории группы «We Can’t Dance» (1991) и участвует в большом прощальном турне (1993).
Фил Коллинз снялся во многих фильмах. Один из самых известных фильмов с его участием — «Бастер» (1988), лента про ограбление почтового поезда в 1963 году.
До свадьбы в 1999 с моделью из Швейцарии Орианной Фил был женат дважды. Первой его женой была Андреа Берторелли (свадьба в 1975), но она не выдержала частых гастролей и занятости Фила своей карьерой. У них было два ребенка — дочь Джоэл (приёмная) и сын Саймон. Второй брак с Джилл Тэвелман (свадьба в 1985) также распался. От Джилл у Фила дочь Лили. Орианна в 2001 году родила Николаса. 2004, 1 декабря В Женеве у Фила Коллинза и его жены Орианны родился мальчик (вес 3210 г), которого назвали Мэтью Томас Клеменс (Mathew Thomas Clemence)
Репертуар Коллинза не ограничивается душевными мелодичными песнями про любовь. В своих песнях (и для собственного репертуара, и для Genesis) Фил поднимает важные социальные и моральные темы: военные конфликты, сложные отношения родителей и детей, жизнь бездомных и другие острые проблемы. В настоящее время у Фила Коллинза прогрессирует болезнь, связанная со слухом, вследствие чего он практически прекратил концертные выступления.
7-го марта 2011 года Фил Коллинз объявил о завершении своей музыкальной карьеры. «Я решил закончить карьеру, потому что хочу быть отцом для двух моих юных сыновей полный рабочий день и на ежедневной основе» — сообщил он на своём официальном сайте. В этом же сообщении он опроверг мнения, которые высказывали различные мировые СМИ, о причинах, побудивших его завершить музыкальную карьеру:
«Я ухожу не из-за плохой критики или плохих обзоров в прессе», «Я ухожу не из-за того, что меня никто не любит. Я знаю, что у меня много фанов, которые любят моё творчество. Спасибо Вам».
Фил Коллинз является одним из трех музыкантов за всю историю (ещё Пол Маккартни и Майкл Джексон), чьи альбомы были проданы по всему миру тиражом более ста миллионов экземпляров — и как соло-исполнителя и (отдельно) как участника музыкального коллектива.
Он сотрудничал с такими известными музыкантами как B.B. King, Оззи Осборн, Джордж Харрисон, Пол Маккартни, Роберт Плант, Эрик Клэптон, Майк Олдфилд, Стинг, Джон Кэйл, Брайан Ино, Питер Гэбриэл, Рави Шанкар и 2pac.
В то время как за всю свою карьеру «Genesis» лишь однажды сумели взобраться на вершину американского чарта продаж Billboard Hot 100, Коллинзу удалось сделать это семь раз — с синглами «Against All Odds» (1984), «One More Night» (1985), «Sussudio» (1985), «Separate Lives» (1985), «A Groovy Kind of Love» (1988), «Two Hearts» (1988) и — пожалуй, наиболее известной своей песней — «Another Day in Paradise» (1989). Своеобразной визитной карточкой Коллинза по-прежнему остается самый первый сольный сингл, «In the Air Tonight» (1981).